Обеспечение условий для реализации творческого потенциала одаренных детей в общеобразовательном учреждении
Обеспечение условий для реализации творческого потенциала
одаренных детей в общеобразовательном учреждении
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.В. А. Сухомлинский
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих принимать гибкие решения. Поэтому превращение знаний в инструмент творческого вариативного освоения мира провозглашается современной дидактикой и системой образования в качестве основной задачи.
В связи с этим в последнее время активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Ведь только выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
1. Выявление одаренных и талантливых детей.
Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через урочную и внеурочную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.
Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс.
В основном одарённые дети – это те, кому свойственны следующие черты:
Любознательность и стремление показать себя.
Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
Большой багаж знаний.
Уверенность и спокойствие в любой ситуации.
Существует несколько видов одарённости:
Интеллектуальная. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
Творческая. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
Академическая. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка.
Художественно-эстетическая. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
Социальная. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
Спортивная. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.
2.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности.
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов, элективных предметов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
психологическое сопровождение одаренного ребенка.
3 Развитие творческих способностей
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
2. Проведение школьных олимпиад.
3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
- выполнение проектов;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
4. Поощрение одаренных детей:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Работа с одаренными учащимися – одна из главных задач. Считаю, что задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и найти свой путь для самореализации.