Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Тришина Юлия Юрьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБУ д/с № 49 «Веселые нотки» 4 корпус,
член МО педагогических работников дошкольного образования
городского округа Тольятти Самарской области.
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. «Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ, но какую бы программу не выбрал детский сад главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий); повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей.
Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.
НОД- это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Классификация НОД включает в себя: комбинированную НОД, комплексную НОД интегрированную НОД. Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание ОД (раздел обучения - классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Подготовка к НОД включает следующие компоненты: интеграция пяти образовательных областей; соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД; целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания; подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД; целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО
Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, следует убирать глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.
Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель НОД – это образ желаемого результата, который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД; определение и формулировка цели НОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.
Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. При организации НОД используют традиционные и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский), методы повышения познавательной активности (проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюева), методы повышения эмоциональной активности (проф. С.А. Смирнов), методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н. Поддьяков)
Методика проведения НОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые
·зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения
Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов, основана на совместной деятельности и строится: на субъектной позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации НОД
Этапы реализации НОД: мотивационный этап - водная часть: (организация детей); содержательный этап - основная часть (практическая деятельность); рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.
Принципы которые используют при организации НОД: амплификации развития ребенка; культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы; принципы развивающего образования и деятельностного обучения, принципы заинтересованности и природосообразности ,принцип здоровьесбережения; принцип тематичности.
При организации и проведении НОД используются инновационные технологии: проектная деятельность, проблемно-поисковая (исследовательская деятельность), ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие и компьютерные технологии.
Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие /отсутствие интереса. Виды мотивации: игровая мотивация; внешняя мотивация; внутренняя мотивация; мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет), познавательная информационная (после 6 лет), семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет).
При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований, дидактических требований, организационные требования, а также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД. Форма общения педагога с детьми при проведении НОД-партнерские отношения, детям разрешено свободное размещение детей, перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей. В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом
В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Литература
1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,
2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)
3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. .
6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.
15