Программа муниципальной опытно-экспериментальной площадки Преемственность в реализации дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ к стуктуре основной образовательной программы дошкольного образования и требованиями ФГОС начальн
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
«5 №- а ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАН СЬÖМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ
( МБОУ «СОШ № 5»)
СОГЛАСОВАНО
Председатель методического совета
___________ Л.В. Вороцянка
15.04.2013 УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 5»
_____________ Л.В. Крук
17.04.2013
Программа
муниципальной опытно-экспериментальной площадки «Преемственность в реализации дошкольного
и начального общего образования
в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требованиями ФГОС начального общего образования»
Содержание
Обоснование программы МОЭП …………………………………………………………….
Программа МОЭП …..
Актуальность…………………………………………………………………………………..
Цели и задачи…………………………………………………………………………………….
Теоретическая основа…………………………………………………………………………...
Сроки реализации программы………………………………………………………………….
Этапы и содержание работы МОЭП…………………………………………………………...
Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………
Система организации контроля за реализацией программы…………………………………
Участники МОЭП……………………………………………………………………………….
Обоснование программы МОЭП.
Преемственность выступает одной из главных задач муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее - МБДОУ) и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения МБДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между дошкольными группами и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:
1) фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и начального общего образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения учебного предмета «Русский язык», математическое развитие как предпосылка изучения учебного предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» и т.д.
Проблемы в реализации преемственности:
автономность подсистем образовательно-воспитательной системы;
разрыв между конечными целями и требованиями;
несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения;
несовершенство существующих систем диагностики;
неполное соблюдение психологической преемственности;
отсутствие единых программ воспитания и обучения;
недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Программа МОЭП.
1. Актуальность.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Введение федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие нового федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
ФГТ оградили нас от понимания преемственности между ДОУ и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
2. Цель и задачи.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным образованием и начальным общим образованием.
Задачи:
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей (законных представителей);
создание условий для единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями;
обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
5) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
6) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
обеспечение профессионального роста педагогов.
Теоретическая основа.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом МБДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт МБДОУ, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность - двухсторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства» (Н.Н. Подъяков). С другой стороны - школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность
целевая - согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития;
содержательная - обеспечение "сквозных" линий в содержании, повторений, разработка единых курсов изучения отдельных программ;
технологическая - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения;
психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей;
управленческая и структурно-организационная - наличие общего руководства, жесткая структура комплекса;
административная - хорошо отработанная нормативно-правовая база.
Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
1. На дошкольной ступени:
личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком;
формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка;
создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
2. На ступени начального общего образования:
опора на личный уровень достижений дошкольного детства;
направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
Используемые педагогами методики: наблюдение, интервьюирование обучающихся, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, анализ ученических работ, формирующий эксперимент, мониторинг академической успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков, методика оценки психологической комфортности обучения, обобщение независимых характеристик.
Сроки реализации программы.
Программа муниципальной опытно-экспериментальной площадки «Преемственность в реализации дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программе дошкольного образования и требованиями ФГОС начального общего образования» реализуется в период с марта 2013 года по сентябрь 2015 года.
Этапы и содержание работы МОЭП:
Направления
работы Этапы и содержание работы
I этап
подготовительный
(март - июнь 2013) II этап
внедренческий
(июль 2013 - апрель 2015) III этап
результативный
(апрель 2015 - сентябрь 2015)
1 2 3 4
Нормативно-правовое обеспечение 1. Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе.
2. Ознакомление с материалами передового педагогического опыта по проблеме преемственности.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
4. Подготовка нормативно-правовой базы.
5. Разработка Программы МОЭП.
6. Разработка Плана-графика деятельности МОЭП на учебный год.
7. Анализ кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий для обеспечения деятельности МОЭП.
1. Изучение опыта исполь-зования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей (взаимопосещения уроков, занятий).
2. Организация деятель-ности ШБП (Школа будущего первоклас-сника) на учебный год. 1. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
2. Создание единой системы диагностических методик «предшкольного» образования.
3. Составление методи-ческих рекомендации, подготовка итогового отчета по эксперимен-тальной деятельности.
Направления
работы Этапы и содержание работы
I этап
подготовительный
(март - июнь 2013) II этап
внедренческий
(июль 2013 - апрель 2015) III этап
результативный
(апрель 2015 - сентябрь 2015)
1 2 3 4
Методическое сопровождение педагогических работников 1. Педагогическая диаг-ностика (изучение про-фессиионального уровня воспитателей, учителей начальных классов). 1. Повышение квалифи-кации педагогических работников в рамках деятельности МОЭП по вопросам. преемственности.
2. Проведение совместных педагогических советов, семинаров-практикумов, круглого стола, научно-практической конференции по вопросам преемствен-ности, эффективности работы учителей и воспитателей по подготовке детей к обучению в школе
3. Презентация педагоги- ческого опыта в рамках работы экспериментальной площадки на методических объединениях специалистов МБДОУ и начальной школы. 1. Формирование банка данных по имеющимся технологиям.
2. Публикации о ходе инновационной деятель-ности в научно-методических журналах.
3. Обобщение опыта деятельности МОЭП, внедрение и распространение в ДОУ и школе.
Мониторинг
1. Определение уровня готовности воспитан-ников ДОУ к обучению в МБОУ «СОШ № 5». 1. Проведение мониторинга уровня обученности обу-чающихся 1 классов в соответствии с ФГТ и ФГОС НОО.
2. Удовлетворенность родителей (законных предс-тавителей) обучающихся структурой и содержанием дополнительной образова-тельной программы 1. Определение уровня сформированности УУД.
2. Удовлетворенность родителей (законных пред-ставителей) обучающихся структурой и содержанием основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 5».
Работа с родителями
(законными представите-лями) 1. Анкетирование и опрос родителей (законных представителей) для выявления родительских потребностей и ожиданий, стиля воспитания.
1. Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей (законных представителей).
2. Психолого-педагоги-ческие консультации.
3. Просвещение родителей путем консультаций.
4. Подготовка памяток для родителей («Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра - это серьезно», Как 1. Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели.
Направления
работы Этапы и содержание работы
I этап
подготовительный
(март - июнь 2013) II этап
внедренческий
(июль 2013 - апрель 2015) III этап
результативный
(апрель 2015 - сентябрь 2015)
1 2 3 4
Работа с родителями
(законными представите-лями) подготовить ребенка к школе»).
5. Проведение совместных родительских собраний («Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления», «Гармония общения - залог психиче-ского здоровья»).
Проведение дней открытых дверей. 7. Ожидаемые результаты реализации Программы:
Методическая работа:
создание научно и методологически обоснованной модели педагогического процесса по Образовательной системе «Школа 2100» по реализации преемственности между ДОУ и начальной школой, в рамках введения новых ФГОС;
создание единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития;
совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе;
обеспечение более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться;
разработка системы информационно-аналитического сопровождения изучения педагогического процесса и профессионального потенциала педагогов в области данного вида работы;
разработка методических рекомендаций по содержанию преемственности между ДОУ и начальной школой;
разработка системы методической работы по введению в практику работы содержания Образовательной системы «Школа 2100»;
разработать систему отслеживания образовательных и иных результатов продвижений детей в области освоения программы;
демонстрация педагогического опыта перед педагогической общественностью и родителями;
продвижение публикаций на республиканском и российском уровнях;
создание и совершенствование благоприятных условий для обеспечения: личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья, целостного восприятия картины окружающего мира, формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению, преодоления разноуровневой подготовки.
Педагог:
повысит профессиональную компетентность и творческую активность;
научится организовывать педагогический процесс с учетом формирования у детей познавательной активности;
научится формировать позицию успеха у детей;
научится учитывать малейшие успешные продвижения детей;
научится отбирать индивидуально-дифференцированные средства и методы педагогического взаимодействия с детьми;
освоит деятельно-развивающий подход, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, технологии совместной деятельности, проблемно-диалогового обучения, исследовательскую технологию, коммуникативные технологии;
научится организовывать и пополнять предметно-пространственную среду, соответственно индивидуальности ребенка, развитию его творческого потенциала и способностей;
появится потребность в самообразовании;
появится потребность в поиске содержания, форм и методов организации педагогического процесса с детьми инвалидами;
возрастет уровень мотивации и осознанности осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
Дети:
общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;
положительная динамика освоения основной общеобразовательной программы каждым ребенком;
положительная динамика индивидуального развития детей;
положительная динамика социализации каждого ребенка к внешним условиям и положительное реагирование каждого ребенка на внешние и внутренние затруднения;
достижение образовательных результатов и иных достижений детей;
формирование успешности в своей деятельности и в результатах;
формирование устойчивой положительной самооценки на успех;
формирование элементарных основ универсальных учебных действий каждого ребенка при условии смягчения влияния диагноза у детей- инвалидов.
Родители (законные представители):
индивидуальные продвижения детей в области образования для осуществления перехода в начальную школу;
успехи детей как в ДОУ, так и во внешнем социуме;
образовательные и иные достижения детей;
просвещение родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей;
возможность консультирования у специалистов и педагогов;
возможность решать проблемы совместно с педагогическим коллективом и специалистами.
8. Система организации контроля за реализацией Программы:
Контроль за реализацией Программы осуществляет ответственный за организацию опытно-экспериментальной площадки (заместитель директора по УР).
Результаты деятельности опорно-методической площадки периодически рассматриваются на заседаниях методического совета, совещаниях при директоре и заместителе директора по УР.
9. Участники МОЭП.
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 5», задействованный в работе МОЭП (таблица 1), воспитанники МБДОУ.
Таблица 1
Ф.И.О. учителя Должность Квалификационная категория
1 2 3
Вороцянка
Любовь Васильевна Заместитель директора по УР Высшая
Степаненко
Нелли Оттовна Заместитель директора по ВР Высшая
Флегонтова
Людмила Ивановна Учитель начальных классов Высшая
Калетина
Регина Петровна Учитель начальных классов Высшая
Гнатенко
Светлана Анатольевна Учитель начальных классов I
Меринова
Ирина Александровна Учитель начальных классов I
Скитенко
Елизавета Феодосиевна Учитель начальных классов Соответствие занимаемой должности
Першина
Алевтина Викторовна Воспитатель I
Кравченко
Юлия Николаевна Воспитатель Без категории