Программа краеведческого кружка Моя малая Родина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ижемская средняя общеобразовательная школа» село Ижма Ижемский район Республика Коми


Программа 
краеведческого   кружка “Моя малая Родина” 
 для 5- 11 классов         

















автор: преподаватель коми языка-
Колесникова Галина Юрьевна







Ижма, 2012

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Республике Коми. 
Изучение   родного края, национальных, этнокультурных   традиций и   обычаев- вот основные направления краеведческой деятельности.Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной   организации дает   им импульс к самостоятельной деятельности.  Кружковая работа   по историческому   краеведению способствует   развитию   у учащихся   любви   к отечеству, к своей земле, родному дому, семье. 
Данный курс является реализацией национально-регионального компонента основного общего образования.
Цель: формирование у обучающихся целостного представления об особенностях истории Республики Коми как субъекта Российской Федерации.
Задачи:
ознакомить учащихся с основными событиями истории региона, фактами, биографиями наиболее крупных политических деятелей, деятелей культуры этого периода.
сформировать представление об истории региона, населении и хозяйстве Республики Коми;
совершенствовать умение «читать» карту Республики Коми,
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
воспитывать чувство любви к родному краю; развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Работа в архивах. Работа с документами из архива.
Исследовательская деятельность.
Просмотр видеофильмов.
Познавательные историко- краеведческие игры
Викторины
Конкурсы рисунков
Изучение краеведческой литературы
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
сбор материалов;
создание и оформление этнографического уголка в школе;
организация работы в архиве школы;
участие республиканских краеведческих конкурсах.
Настоящая программа составлена на основе примерной программы курса «История и культура коми края» для основных общеобразовательных учреждений под редакцией М.Б. Рогачева.
При контроле и выявлении уровня владения материалом используются следующие формы контроля: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, проверочная работа, тест, реферат, подготовка творческих работ (проект).
Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 1 часу.  Рассчитана на учащихся 5-11 классов.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Средства, необходимые для реализации Программы: канцелярские принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, компьютер.
Формы подведения итогов: тестирование, опрос, викторина, конкурс, контрольный урок, анкетирование, презентация.
Тематическое планирование занятий
Название раздела
Тема занятий
Формы занятий
Формы подведения итогов

Краеведение (1)
Краеведение- наука о родном крае.
Инструкции по ТБ


Геральдика (8)
Геральдика. Республика Коми на карте России
Беседа



Геральдика. Герб Ижемского района.
Беседа



Государственные символы РК (гимн, герб, флаг).
Работа с литературой



Гербы городов и районов РК.
Работа в интернете
презентация


Геральдика.
Беседа



Геральдика.
Беседа
Опрос


Геральдика.
Анкетирование



Геральдика. Герб школы.
Беседа


История школы (5)
Работа с архивом, документацией. Подготовка к вечеру встреч выпускников.
Работа в архиве



Работа с архивом, документацией
Работа в архиве



Работа с архивами и архивными документами
Работа в архиве



Работа с архивом, документацией
Работа в архиве
Составление списков выпускников


Работа с архивом, документацией
Работа в архиве
Оформление альбома для выпускников

Пермь Вычегодская (3)
Пермь Вычегодская.
Беседа



Пермь Вычегодская и Биармия.
Анкетирование



Первые русские письменные источники по истории Перми Вычегодской.
Беседа
Опрос

Духовный мир древних пермян (8)
Духовный мир древних пермян.
Посещение библиотеки



Мифология.
Беседа



Верования и культы.
Беседа



Родильная и похоронно-поминальная обрядность.
Беседа.



Промысловые культы.
лекция



Рождение языческих божеств.
Беседа



Пермский звериный стиль.
Беседа



Викторина по теме «Духовный мир древних пермян»
Беседа
викторина

Стефан Пермский и христианизация коми края (4)
Стефан Пермский и христианизация коми края (конец 14 века)
Просмотр видеофильма



Детство и юность Стефана. Миссионерский поход.
Беседа



Древнепермская письменность как памятник мировой культуры.
Беседа
Опрос


Пермская епархия при Стефане Пермском.
Беседа


Коми край в 15 веке (5)
Пермская епархия при преемниках Стефана Пермского.
Беседа



Присоединение коми края к московскому государству.
Работа с литературой



Коми край и соседние земли.
Практические занятия



Работа с документацией.
Беседа



Викторина «Что? Где? Когда?»
Беседа
викторина

Коми край в составе Московского государства (14 часов)
Коми край в составе Московского государства (16-17 века).
лекция



Территория и население.




Основные типы населённых пунктов.
Экскурсия



Административно-территориальное деление и управление.
Беседа



Уездные центры: Яренск и Пустозёрск.
Беседа



Социально-экономическое развитие.
Беседа



Основные занятия коми населения.
Просмотр видеофильма



Сельское хозяйство. Добывающие промыслы.
Беседа



Строгановы и Серёговский солеваренный завод.
лекция



Православная церковь. Раскол.
Беседа



Храмостроительство. Монастыри.
Экскурсия



Протопоп Аввакум и другие лидеры раскола в Пустозёрске.
Беседа
Опрос


«Смутное время» и Коми край.
Практические занятия



Викторина по теме «Коми край в составе Московского государства»
Беседа
викторина

Коми в Сибири
(2 часа)
Участие коми в заселении Сибири в 16 веке.
Беседа



Участие коми в заселении Восточной Сибири и Дальнего Востока в 16 веке.
Работа с литературой


Коми край в 18 веке
(18 часов)
Коми край в 18 веке.




Реформы административно-территориального деления и управления.
Посещение библиотеки



Усть-Сысольск –первый город в Коми крае.
Беседа
тестирование


Население Коми края и этнические процессы.
Беседа



Расселение коми за пределами этнической территории.
Практические занятия.



Исчезновение территориальных этнонимов и происхождение «зыряне».
Посещение библиотеки



Сельское хозяйство и добывающие промыслы.
Беседа



Землепользование. Внедрение картофеля в коми крае.
конкурс
Конкурс рисунков


Промышленность и торговля.
Экскурсия в музей



Фёдор Прядунов и основание нефтяного промысла на Ухте.
Беседа



Особенности заводских поселений как поселений.
Работа с литературой



Развитие торговли и торговых путей.
Беседа



Екатерининский канал.
лекция



Православная церковь и старообрядчество.
Практические занятия.



Православная церковь и старообрядчество.
Контр. урок



Викторина «Что? Где? Когда?»

викторина


Оформление стенда.

Стенд


Подводим итоги работы кружка. Выступления учащихся. Чаепитие.

Анализ работ


Литература:
М.Б. Рогачев, И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов История Республики Коми. М, 2000.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001.
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988.
Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982.











Рисунок 1