Урок — творческая мастерская по западноевропейской литературе 2-й половины XIXв. в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
(гyманитарном)
Тема. Творческая мастерская. Итоговый урок по западноевропейской литературе
II половины XIX века.
Цели.
Образовательные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
б) развивать умение на основе частных примеров делать общие выводы.
Развивающие:
а) создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений само-
стоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравни-
вать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике;
б) развитие творческой компетентности, речи учащихся, эмоциональной сфе-
ры в ходе представления результатов самостоятельной деятельности;
в) закрепление навыков работы в творческой группе.
Воспитательные:
а) способствовать формированию положительного отношения к знаниям;
б) воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования
межличностных отношений через работу в группах;
в) воспитание любви к литературе.
5) релаксация
Форма проведения. Творческая мастерская
Оборvдование: портреты и произведения Бальзака, Стендаля, Флобера, Диккенса.
Ход урока.
I. Оргминутка с коррекцией осанки.
II. Объявление темы и цели урока с мотивацией учебной деятельности.
III. Работа над материалом урока.
1. Вступительное слово yчителя.
Сегодня мы проводим итоговое занятие по западноевропейской литературе
II половины XIX века. Форма урока – творческая мастерская – выбрана мною не
случайно. КВН, Брэйн - ринг, Самый умный, Литературная дуэль - все это было.
Вы знаете, что проблема, над которой я работаю, - развитие ваших творческих
способностей. Поэтому цель сегодняшней нашей творческой мастерской – со-
ставление заданий для итогового опроса по теме.
Вы принесли тексты изученных произведений. Это „Красное и черное”
Стендаля, „Гобсек” и „Отец Горио” Бальзака, „Мадам Бовари” Флобера и
„Дэвид Копперфильд” Диккенса.
Группу и тему для работы каждый выбирает себе сам по интересам.
Помните: это коллективная работа. Умейте слушать друг друга, будьте кор-
ректны и терпимы друг к другy. В конце урока мы проведем опрос по ва-
шим заданиям и выставим оценки за участие в работе каждого.
2. Работа в грyппах. Составление заданий для опроса.
3. Релаксация.
Закрыли глаза. Представьте себя в сказочном лесу. Вы идёте по тропинке,
вдыхаете аромат леса. Тропинка привела вас к пещере, рядом – небольшой
водопад. Входите. Усаживайтесъ поудобнее. Вам уютно. Пригласите сюда
тех героев, о которых вы говорили сегодня на уроке, всмотритесь в них
повнимательнее, поймите их стремления, заботы. Узнайте каждого. Помолчите.
Попрощайтесь. Выходите из пещеры, идите по тропинке, выходите из леса.
Вы здесь и сейчас. Открыли глаза.
4. Проверка работы. Отчёт – игра по составленным заданиям.
Итоги творческой работы групп.
1 группа
Найдите и исправьте ошибки
1. Фуке был братом Жульена Сореля. (Он был его другом)
2. Г-жа Воке сдала Вотрена полиции. (Его сдала Мишоно)
3. Эмма Бовари была дочерью сеньора Виконта. (Руссо)
4. Новую служанку г-жи Бовари звали Франческа. (Ее звали Фелисита)
5. Подарком жены для Горио была позолоченная ваза. (Чаша с голубками)
6. Вотрен получил прозвище „неуловимый”. („Обмани – смерть”)
7. Жульен Сорель родился в Леоне. (В Верьере)
8. Г-н де Р еналь был другом графа де ля Моля и посоветовал ему взять
Жульена секретарем. (Они не были знакомы)
9. Сестё р Растиньяка звали Агата и Викторина. (Агата и Лора)
10. Виконтесса де Босеан была тетей Эжена. (Кузиной)
11. Гобсек был родом из Безансона. (Из Голландии).
12. Графиня де Ресто заложила свои бриллианты за сто тысяч. (Не свои,
за 80 тысяч).
2 группа
Угадайте героя
1. Представитель поколения начала 20-х годов 19 века. В этом человеке есть черты
романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание
изменить судьбу, бороться и добиватъся целей. (Жульен Сорель).
2. Она, возможно, в молодости была и симпатичной, но сейчас она была настолько
мерзка, что мысли о ее привлекательности даже не приходили в головы окружа-
ющих её людей. (Г-жа Воке).
З. Существо самое странное, на всё пригодное и никуда не годное, субъект, вну-
шающий страх и презрение, всезнайка и круглый невежда, человек, которого мо-
гyт терзатъ заботы, но не угрызения совести. Он неподражаемо носит фрак. Жен-
щины от него без ума. (Максим де Трай).
4. Для этого человека деньги являются только средством для достижения благо-
родных целей: возможности заниматься любимым делом, жить достойно. (Дервиль).
5. Этот человек занимал высокое положение в обществе, для него это было самым
главным. Он любил деньги, и его интересовало только то, что может принести при-
быль. (Г-н де Реналь).
6. На лице у нее еще виднелись веснушки, свойственные крестьянским девушкам. От
нее веяло чем-то хорошим, по – настоящему добродетельным. Она была белошвей-
кой. (Фани Мальво).
7. Они учили Эжена де Растиньяка использовать людей, быть жестоким и без-
жалостным (Виконтесса де Боссеан и Вотрен).
8. Он иногда сам не понимал, чего хочет от жизни, его идеалом был Наполеон. (Жульен
Сорель).
9. Волосы у него были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной
проседью пепельно - серые. Черты лица неподвижные, бесстрастные, казались отли-
тыми из бронзы. Глаза маленькие и желтые, словно у хорька. (Гобсек).
10. Его жизнь была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть,
интригами и сплетнями. (Г-н де Реналь).
11. Он был скупым эгоистом. Любил деньги и считал их самым главным в жизни. Его
все ненавидели, но никто не говорил это ему в глаза. Многие его боялись. (Гобсек).
12. Эта высокая статная женщина слыла когда-то первой красавицей на всю окруry.
В ее облике, в манере держаться было что-то простодушное и юное. Сердце ее
было чуждо всякого кокетства или притворства. (Г-жа де Реналь).
3 группа
Виктрина „Выбери сам”.
В жypнaлe каждой фамилии соответствует номер.
Этот номер – номер вашего вопроса.
1. На что постоянно жаловалась госпожа Дюбюк? (То на нервы, то на боль в груди,
то на дурное расположение духа)
2. Чьей дочерью была госпожа Дюбюк? (дьеппского судебного исполнителя)
3. В какой город Эмма и Шарль Бовари переехали после свадьбы? (В Тост)
4. Сколько госпоже Дюбюк было лет? (45)
5. Кем был отец Жульена? (Плотником)
6. Кто учил Жульена латыни? (Шелан)
7. Как переводилась фамилия Гобсек? („живоглот”)
8. Кто такой ростовщик? (Тот, кто дает деньги в рост под проценты)
9. Для кого деньги не играли важную роль в жизни? (Для Дервиля)
10. Кем был Дервиль? (Юристом)
11. Что, кроме богатства, имел Гобсек над людьми? (Власть)
12. Кому принадлежат слова: „Тщеславие! - Это наше „л”? (Гобсеку)
13. Кем был по национальности Гобсек? (Французом)
14. В каком городе родился Жульен? (Верьере)
15. Кем служил Жульен у господина де Реналя? (Гувернёром)
16. Кто был прототицпом Жульена? (Антон Бретель)
17. Чего хотел добиться Жульен в жизни? (Богатства и знатности)
18. Сколько выстрелов сделал Жульен в госпожу де Реналь? (Два)
19. Как казнили Жульена? (Отрубили голову)
20. Когда родился Дэвид Копперфильд? (В пятницу в 12 часов ночи)
4 группа
Угадай персонажей и произведение по диалогам (Стендаль
„Красное и чёрное”, Бальзак „Отец Горио”, „Гобсек”, Флобер
„Госпожа Бовари”)
1. – Полночь! Наступило завтра! Значит, ещё один день! Паспорта у тебя?
– Да.
– Ты ничего не забыл?
– Ничего.
– Наверное?
– Ну, конечно!
– Итак, ты меня ждешь в отеле Прованс. В полдень?
– Ну, до завтра. (Эмма и Родольф. „Госпожа Бовари”).
2. – Отвечай мне, проклятый книгочёт, да не смей врать, хоть ты без этого не
можешь, откуда ты знаешь эту госпожу? Когда это ты успел с ней разговориться?
– Я никогда с ней не разговаривал. Если я когда и видел эту даму, так только в
церкви.
– Так, значит, ты на нее глазел, дерзкая тварь?
– Никогда. Вы знаете, что я в церкви никого, кроме бога, не вижу. (Жюльен и
его отец „ Красное и чёрное”).
3. – Сударь, неужели вы думаете, что со всяким другим наставником ваши дети
сделали бы такие же успехи, как со мной? Я, сударь, проживу и без вас.
– Право, я очень огорчен, что вы так разволновались
– Я знаю, сударь, куда идти, когда выйду из вашего дома. (Жюльен и г-н де
Реналь „Красное и черное”).
4. – Стоило ли ссоритъ друзей из - за маленькой прихоти тщеславия нашего
милого директора? Да назовите мне хоть одну женщину нашего круга,
которая время от времени не получала бы писем от него, необыкновенно
прочувствованных и даже чуточку влюбленных.
– Он и вам писал?
– Он любит писать.
– Сейчас же покажите мне эти письма, я вам приказываю. Сию же минуту,
черт подери!
– Обещайте мне, что не станете затевать ссору с директором из-за этих
писем. (Г-жа и г-н де Реналь. „ Красное и чёрное”).
5. – Но как же это так, господи, ваши дочери окружены такой роскошью, а вы
живете в этой конуре?
– По чести говоря, для чего мне лучше жилище? Ведь моя жизнь в дочерях.
(Эжен и отец Горио. „Отец Горио”).
6. – Граф, он умирает в мерзкой каморке, и у него нет ни ливра, чтобы купить
дров: он в самом деле при смерти и просит свиданья с дочерью.
– Господин, как вы могли заметить, я не питаю особой нежности к нему. Он
стал несчастьем моей жизни, и я смотрю на него, как на нарушителя
моего покоя... (Эжен и г - н де Ресто. „Отец Горио”).
7. – Не плачь! Скоро я перестану тебя мучитъ!
– Зачем? Что тебя толкнуло?
– Так надо, друг мог.
– Разве ты не была со мной счастлива? Чем я виноват? Я сделал всё, что мог.
– Да, правда... ты – добрый! Приведите ко мне дочку... (Шарль и Эмма.
„Госпожа Бовари” ).
8. – Может быть, вам надо предъявить ко взысканию какие – нибудь векселя?
– Я развлекаюсь.
– Так вы иногда и развлекаетесь...
– А, по - вашему, тот поэт, кто печатает свои стихи? А у кого жизнь
может быть такой блистательной, как у меня? Вы молоды, кровь у вас
играет, а в голове от этого туман. (Гобсек и Дервиль. „Гобсек”).
9. – Отец сейчас говорил с тобой?
– Да, мама.
– Что же он тебе сказал?
– Не могy пересказывать это, мама.
– Ах, какой ты у меня славный мальчик. Как я рада, что ты умеешь молчать.
Всегда помни два главных правила: не лгать и быть верным своему слову.
– Мамочка, какая же ты хорошая! Ты – то уж, конечно, никогда в жизни не
лгала! Я уверен. ( Эрнест и г - жа де Ресто. „Гобсек”).
10. – По - моему, нет ничего красивее заката, особенно над морем.
– О, море, я обожаю!
– И не кажется ли вам , что над этим безграничным пространством наш дух
парит вольнее, что его созерцание возвышает душу и наводит на размыш-
ления о бесконечности, об идеале?
– Так же действуют на человека горы.
– А вы сами играете, поёте?
– Нет, но я очень люблю музыку.
– Какая же музыка вам нравится?
– Разумеется, немецкая.
– А итальянцев вы знаете?
– Нет ещё, но я их услышу на будущий год. Мне придётся ехать в Париж
кончать юридический факультет. (Эмма и Леон. „Госпожа Бовари”).
11. – Пожалейте меня!
– А вы меня жалели?
– Хорошо, не щадите меня, гyбите. Детей пожалейте!
– У меня только один сын.
– Простите, я так раскаиваюсь, так раскаиваюсь!
– Вы раскаиваетесь? Озяб я из - за вас.
Вы были плохой дочерью, плохой женой и будете плохой матерью...
(г-жа и г - н де Ресто. „Гобсек”).
12. – Знайте! Вашему отцу даже не на что купить себе саван, в который завернут
его сегодня вечером. Часы в залкладе, у меня не осталось больше ничего.
– Я еду, еду! Щайте мне время одеться. Да, я была бы.
чудовищем! Идите, я приеду раньше вас. (Дельфина де Нусинген и Эжен.
„Отец Горио”).
IV. Подведение итогов. Взаимооценивание.
Взаимооценивание вам не ново. Вы должны учитыватъ вклад каждого в
создание заданий, а также участие в игре - опросе.
Выставляйте оценки объективно.
V. Заключительное слово yчителя.
Итоги подведены, вы видите, насколько выше оценки, и это потому,
что все работали, всем было интересно. Отвечая на вопрос, какой урок больше
всего запомнился, ребята называют тот, который творили сами. Так вот я
надеюсь, что этот урок вы запомните. Цели своей я достигла: вы прочитали
произведения Бальзака, Стендаля, Флобера, Диккенса, обсуждали их вместе
мы на уроках. Вы анализировали, давая оценку поступкам героев. А главное –
сегодня вы сами творили урок. Вы были терпимы друг к другу.
Я говорю всем спасибо за урок.
VI. Домашнее задание.
Составить галерею запомнившихся русских писателей и героев
I половины XIX века.
15