Воспитаельский час Библейские сюжеты


Воспитательский час
Тема: Библейские сюжеты.
Цель:
рассказать о значении Библии для человечества, научить читать Библию.
Задачи:
донести нравственные идеи притч через художественный текст,
познакомить учащихся с репродукциями икон,
научить понимать “язык” иконописи.
План:
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы познакомимся с Библии. Ведь Библия – это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иван Златоуст говорил: “священное писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой”. В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.
А что означает слово Библия? (с греч. “живая книга”)
Библия разделена на две части. Какие? (Ветхий завет и Новый завет)

Словарная работа со словом “завет”.
2. Блиц-опрос по страницам ветхого завета.

Как звали первых людей на земле? Что означали их имена? (Адам и Ева)
Какой предмет стал причиной изгнания из рая? (Яблоко)
Кто такие Каин и Авель? (Дети Адама и Евы)
Какое преступление совершил Каин?
Кто спасся во время потопа? (Ной и его семья)

Сколько дней длился потоп? (40 дней и ночей)

Сколько зверей взял Ной в свой ковчег? (Каждой твари по паре)
Какие два города уничтожил Бог и за что? (Содом и Гоморра. За грехи их жителей)
Как звали человека, которого Бог спас от огня? (Авраам)
Почему жена Лота была превращена в каменный столб? (Оглянулась)
Как Бог проверил Авраама на любовь к Господу? (Приказал принести в жертву сына)
Как звали мальчика, которого царевна нашла в корзине? (Моисей)
За сколько дней Бог сотворил мир? (За 6 дней)
Вы готовили рисунки к притчам. Попробуйте угадать, к какому эпизоду они относятся.
(Один воспитанник показывает свой рисунок, остальные угадывают. После рисунок остается на съемной доске).
3. Теперь перейдем к Новому завету или Евангелие. (Даю пояснение слова)
Новый завет написан после рождения Иисуса. Когда празднуется Рождество Христово?
(25 декабря или 7 января). В ветхом завете бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя, а люди должны были верить в это. Евангелие – радостная весть. А о чем она? О том, что Бог любит людей, хочет их спасти от зла, и для этого послал на землю своего сына Иисуса Христа. 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн рассказали нам о его жизни на земле. С тех пор почти 2000 лет личность Иисуса, Его судьба, его проповеди не перестают волновать людей. Чарльз Диккенс сказал: “Новый завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”. (Эти слова на доске в качестве эпиграфа).

Давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили исторические события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами-оазисами.

В центре ее город Иерусалим (репродукция), окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (это странствующие богомольцы). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.
Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании посланника Божьего, т. е миссии (спасителя по-еврейски). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
4.Давайте мы побеседуем о рождении Иисуса.
Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (перепись населения)
Где родился Иисус? (в хлеву), (Поясню: Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце)
Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (Пастухам; эпизод зачитать)
Легенда о ёлке.
Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
Почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять власть)
Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан)
Найдите однокоренные слова: “волхв” – волшебник, волшебство.
Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).
5. Учитель. Многие люди искусства общались к теме Рождества Христова. Написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений на эту тему. Существует и много картин, изображающих Марию и Иисуса. Давайте посмотрим на эти репродукции.
  
  
    
Икона Владимирской Богоматери.
Создана в XII веке. Посмотрите, Иисус везде не грозный воин, а беззащитный ребенок, так как его цель не завоевание, а спасение людей. Круг на иконе – это солнечный символ, идея добра, мира, вечности, святости.
Зеленый цвет – цвет надежды.
Голубой цвет – цвет неба.
Три ангела – вера, надежда, любовь.
Цветок, как и дерево – символ воскрешения, бессмертие человека в родовом древе.
Икона Владимирской Богоматери принадлежит к числу древнейших христианских святынь. Вглядываясь в лик Богородицы, можно понять какие слова, она сохраняла в своем сердце и славу, которую пели Богу-младенцу пастухи, и пророчество Симеона о грядущей его крестной смерти, и о неминуемых страданиях для нее. Лик Богоматери выражает и глубокую нежность, и ту божественную любовь, которую проповедовал Иисус, и печаль, и скорбь, и тревогу, и умиление.
Таким образом можно прочесть любую икону. (Рассматриваем картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, “Святое семейство”, “Мадонна с цветком”).
Мы уже говорили о том, что многие поэты писали стихи в честь Рождества Христова. Давайте послушаем эти произведения. (Звучат стихи Б. Пастернака, А. Блока).
М.А. Кузьмин “Рождество”
Без мук Младенец был рожден,А мы рождаемся в мученьях,Но дрогнет вещий небосклон,Узнав о новых песнопеньях.И не восточная звездаВзвилась кровавым метеором,Но впечатлялась навсегдаОна преображенным взором.
И. Бродский “Рождество 1963 года”
Спаситель родилсяВ лютую стужу.В пустыне пылали пастушьи костры.Буран бушевал и высматривал душуИз бедных царей, доставлявших дары.Верблюды вздымали лохматые ногиВыл ветер.Звезда, пламенея в ночи,Смотрела, как трех караванов дорогиСходились в пещеру Христа, как лучи.
И. Бродский “Рождественская звезда”
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,Чем к холоду, к плоской поверхности более чем к горе,Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти,Мело, как только в пустыне может зимой мести.Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,На лежащего в яслях ребенка, издалека,Из глубины вселенной, с другого ее конца,Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
“Рождество”
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.Звезда светила ярко с небосвода.Холодный ветер снег в сугроб сгребал.Шуршал песок. Костер трещал у входа.Дам шел свечой. Огонь вился крючком.И тени становились то короче,То вдруг длинней. Никто не знал кругом,Что жизни счет начнется с этой ночи.Волхвы пришли. Младенец крепко спал.Крутые своды ясли окружали.Кружился снег. Клубился белый пар.Лежал младенец, и дары лежали.
Б. Пастернак “Рождественская звезда” (Отрывок)
Стояла зима.Дул ветер из степи,И холодно было Младенцу в вертепе.На склоне холмаЕго согревало дыханье вола.Домашние звериСтояли в пещере,Над яслями теплая дымка плыла.Доху отряхнув от постельной трухиИ зернышек проса,Смотрели с утесаСпросонья в полночную даль пастухи.Вдали было поле в снегу и погост,Ограды, надгробья,Оглобля в сугробеИ небо над кладбищем полное звезд.А рядом, неведомая перед тем,Застенчивей плошкиВ оконце сторожкиМерцала звезда по пути в Вифлеем