Разработка интегрированного урока-размышления литературы и православной культуры по теме «Путь к Богу: библейские сюжеты в произведениях Ф.М.Достоевского»(10класс)
Коренева Т.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением предметов г.Шебекино Белгородской области»
Разработка интегрированного урока-размышления литературы и православной культуры в 10-м классе по теме «Путь к Богу: библейские сюжеты в произведениях Ф.М.Достоевского»
Цель: помочь учащимся понять истинную суть произведений: что означают такие нравственные понятия, как сострадание, прощение, милосердие.
Методические приемы : аналитическая беседа, лекция учителя; анализ эпизодов.
Словарная работа: сострадание, прощение, милосердие, истинная вера в Бога, духовно-нравственные искания.
Примечание: тему урока целесообразно раскрыть самому учителю: она сложна для понимания, так как не все учащиеся знакомы с Библией и ее еще сложно воспринимать в силу возрастных особенностей и небольшого жизненного опыта. В ходе лекции учителя ученики делают в тетрадях краткие записи. Тема данного урока поможет впоследствии понять мировоззрение писателя и путь его духовных исканий, а также сложный драматический характер князя Мышкина, образов Сони Мармеладовой, Раскольникова.
Ход урока:
I . Оргмомент: обсуждение темы, цели урока, эпиграфов.
Как вы понимаете эти слова?
Не убий! ( Библейская заповедь)
Красота спасёт мир .(Достоевский Ф.М.)
Взять ли силою али смиренною любовью! (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)
II. Вступительное слово учителя:
Глубоко изучая Библию как основу мировой мысли, Достоевский отмечал: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих; и названо всё, и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его слова и всякого прекрасного восприятия».
Великий русский мыслитель и писатель Ф.М. Достоевский всю жизнь постигал тайну христианской любви. Итог многолетних философских размышлений о смысле жизни ,о добре и зле, о вере и безверии, о праведной любви он изложил в своём лучшем романе «Братья Карамазовы» словами старца Зосимы: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создания Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, людей, растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь её познавать всё далее и более, на всяк день Перед иною мыслью встанешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силою али смиренною любовью?» Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смиренная любовь -страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой нет ничего».
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
- В романе « Преступление и наказание» Достоевский убедительно и наглядно показал не столько губительность для человека нарушения одной из основных библейских заповедей «Не убий!», но и всю тяжесть пути к искреннему раскаянию и покаянию. «Обрести Христа- значит обрести собственную душу»- таким видит писатель источник обновления жизни и путь к спасению.
Аналитическая беседа об образах Сони и Раскольникова:
- Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Как по-разному они её воспринимают?
- Что показалось странным Раскольникову в Соне? (дружба Сони и Лизаветы, у Сони «Новый Завет» Лизаветы, крестик, кроткое выражение лица)
- Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая?В чем ее сила? Как Достоевский нас убеждает, что именно христианская религия помогает сохранить чистую душу героине, несмотря на её постыдную профессию? (Раскольников живёт разумом, Соня- руководствуется сердцем и религиозной верой)
Реализация домашнего задания. Два ученика, дополняя друг друга, рассказывают об этапах взаимоотношений героев, показывая, как писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой,опираясь на художественный текст.
Этапы:
При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в её лице: «припав к полу, поцеловав её ногу: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческого поклонился».
Религиозность Сони влияет на него, и он просит её прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждёт теперь Раскольников от Сони.
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «все разом в нём размягчилось, и хлынули слёзыон стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.
-Итак, почему побеждает правда Сони?(Потому что основа ее-сострадание и любовь,страстное,мучительное « сочувствие к несчастному».Именно так она называет Раскольникова, узнав, что он убийца : в народе всегда бытовало «несчастный»,заменяя «убийца», «каторжник».
Вывод: Итак, сопоставление двух «правд»- Раскольникова и Сони- заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир? В чём нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни- разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведения?
Анализ эпилога:
Выразительное чтение;
Беседа по вопросам:
- Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
- Где искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
- Как начинается переоценка ценностей в Раскольникове?
-Когда Раскольников почувствовал раскаяние?
-Какую роль в его духовном возрождении сыграла Соня?
-Как он теперь относится к Соне?( Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что- то неведомое открывается ему в ней:удивительная сила спасительной чистоты. Эти слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются емуНовая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, -сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещённые религией).
-Почему Достоевский говорит: «Их воскресила любовь?»(Вновь обретенная способность любить предвещает будущее «восстановление падшего человека».
Вывод:
В конце романа, мучавшийся от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счёте - отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. Да и в окончательной редакции слова покаяния и смирения Родиона звучат неубедительно. И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, состраданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия. Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстеригает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, напрасно прожитой.
Лекция учителя по роману «Идиот» : «Я не от мира сего» ( «Евангелие от Иоанна»8-23 )- образ князя Льва Мышкина .
Роман « Идиот» Достоевский задумал как продолжение «Преступления и наказания». Главным героем его является «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно – прекрасного» идеала. Не случайно рукописи он называется иногда «князем – Христом». Роман «Идиот» - драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин – не Христос, а простой смертный человек, но из числа тех, избранных, кто напряженным духовным усилием сумел приблизиться к этому сияющему идеалу, кто глубоко носит его в сердце своем. Писатель осознавал степень риска, на который он решался в своем романе: создать «положительно – прекрасного» человека в момент, когда его еще нет в действительности, когда такой идеал ни у нас, ни в Западной Европе еще не выработался. Достоевский решил посреди сутолоки современной ему жизни явить, хотя бы и намеком, живого Христа во фраке, с привычками и слабостями смертного. Замысел был смелый.
Произведение получилось. Для автора образ Мышкина – целая программа. «Люблю ее ужасно», - писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала писатель обратился к «личности» Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется; все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос нужен людям как символ силы веры, без которой человечество погрязнет в игре интересов. Достоевский даже ставит альтернативу, - если бы его самого спросили: «С истиной или с Христом остаться, я предпочел бы Христа». Писатель думал как глубоко верующий в осуществимость идеала. Истина для него – плод усилий разума, а Христос – органическое нечто, вселенское, всепокоряющее. Христос у Достоевского заменял все революционные усилия осуществить братство, иные попытки мирно достичь идеала.
Знак равенства Мышкин – Христос условный. Мышкин – обыкновенный человек. Но смысл приравнять героя к Христу есть: полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Князь Мышкин в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, ему двадцать семь, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при нанесении обид – все это имеет печать идеальности.
Христос еще с детства поразил воображение Достоевского. После каторги он тем более возлюбил его, так как ни одна система воззрений, ни один земной авторитет для него не были уже авторитетами. В таком избрании идеала был момент слабости Достоевского как правдоискателя. Христос – это и сила мечты, но это и капитуляция мыслителя перед действительностью.
Возникает вопрос: этот земной Христос так ли уж без изъянов, а если с изъянами как человек, то какой же он Христос? И все же как прием воплощения идеала в образ Христа не был выдумкой. Он жил в сознании Достоевского, разуверившегося в других идеалах.
Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Задуман как дерзкий эксперимент : как выглядит современный мир, если мерить меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла. Поэтому у Князя Мышкина в романе особая миссия. По замыслу автора он призван исцелять пораженные эгоизмом души людей. Как христианство пустило корни в мире через проповедь двенадцати апостолов, так и Мышкин должен возродить в мире утраченную веру в высшее добро. Своим приходом и деятельным участием в судьбах людей он должен вызвать чувство добра, справедливости, продемонстрировать исцеляющую силу великой христианской идеи.
Беседа с целью проверки усвоения материала учащимися:
- Почему автор в романе обратился к христианским мотивам?
- Какие христианские мотивы воплощены в романе?
- Достоевский задумал роман «Идиот» как продолжение «Преступления и наказания». Как вы думаете, реализовалась его идея?
- Какие жизненные события автора послужили причиной обращения к лику Христа?
Работа в группах по анализу эпизодов:
-Найдите в произведении эпизоды, напоминающие евангельские истории. (Учащиеся рассказывают историю Мари, побиенной каменьями односельчан (гл.6,ч.1), которую Мышкин рассказывает уже в петербургском салоне. Обиженная, отверженная Мари «умерла почти счастливая», - говорит князь Лев Николаевич. Она могла не только сама всех простить, но и от других прощение принять ).
-Какую евангельскую историю напоминает этот эпизод? (о Марии Магдалине ).
Итог урока:
Писатель и историк И. Л. Волгин, являющийся президентом Фонда Достоевского, так определяет творчество писателя: «Несомненно, Достоевский – религиозный писатель, один из глубочайших православных мыслителей, который воплотил православную идею в реальном художественном контексте своих романов. Безусловно, это проповедник, прозревающий бездны человеческого духа, обладающий пророческим даром. Трудно назвать другого такого художника, который был бы столь актуален на протяжении столь длительного времени. Не просто классичен, «музеен», «культурно-историчен», а именно актуален – в бытийном плане. С наступлением ХХI века его творчество не только не устаревает, но и наполняется новым смыслом. Каждое поколение «вдруг» узнает в нем свои надежды и страхи. Ведь в ХХ1 произведения Достоевского обнажили те мысли, о которых ХIХ век лишь смутно догадывался».
Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение на тему:
«Их воскресила любовь».
Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе.
«Правда» Сони Мармеладовой.
5. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»?