Урок по ИЗО Библейские темы в изобразительном искусстве


Предмет: Изобразительное искусство
7 класс
Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра
2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен
3) Формировать зрительские умения и навыки.
4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.5)Развивать интерес к искусству
УУД:
1) личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;2) регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;
3) познавательные – используя обще учебные,
4) коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
- развитие интереса к искусству и искусству родного края
- развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.
- уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.
Метапредметные результаты:
- формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства
- развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.
-развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.
- развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.
- развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.
Предметные результаты:
- приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре
- расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.
- расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.
Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.
Ход урока
1.Организационно - мотивационный этап (2-3 минуты)
Психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу.
Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку.
Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах.
Учитель:
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Отложили все портфели.
Всё готово? Посмотрели.
Стали ровно, тихо сели.
И учиться захотели.
Вас сегодня видеть рада.
Как работалось, ребята?
Вы работать поучились.
Все ль план получились?
А теперь, прошу я вас,
Чтобы был серьёзным класс...
2. Целеполагание (5-6 минут)
Обозначить тему урока, на примере различных источников.
Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии.
Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.
Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.
Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.
Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго.
Слайд №2
А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник"
Слайд №3
Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Давайте попробуем связать тему воедино.
Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией
Слайд №4
Отгадываем загадки
Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве"
Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства
3. Актуализация знаний по теме
Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока.
Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам.
Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.
Сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.
Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам.
Физкультминутка (2-3 минуты)
Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой.
Показывает различные физкультурные движения для разминки.
Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку.
Учатся работать в группе.
(комплекс упражнений, проводят дежурные класса)
Учитель:
Всё ребята, отдыхаем.
Физминутку выполняем.
Две минутки отдыхаем.
И к работе приступаем.
К нам дежурные идут,
Физминутку проведут.
4. Изучение нового материала (15 минут)
Погружение в проблему данной темы, работа над проектами.
Учитель организовывает погружение в проблему урока.
Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений.
Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу.
Выделение новой информации.
Учитель. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?
Говорят: талант от Бога
Этим дан, а этим нет ...
Всем зато дана дорога
Кто какой оставит след?
С. Викулов.
В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.
- О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом)
- Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический)
Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.
Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.
"Библейские темы в изобразительном искусстве"
1. Леонардо да Винчи "Благовещение".
Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием.
Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины.
2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".
Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле.
В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.
3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма.
4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".
Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.
5. Андрей Рублёв "Троица".
Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.
6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".
«Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.
7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".
Сюжет картины написан на одну из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий».
8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу".
На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров.
5. Рефлексия деятельности: (3 мин)
- анализ и оценка успешности достижения цели
- анализ успешности деятельности
обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы
Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей.
Осуществление самооценки собственной деятельности.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Осознавать познавательную рефлексию.
5-7 минут
Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами.
Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:
-Я знаю картины …
-Я знаю художников, работавших на библейские темы ...
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
- Я бы хотела, хотел, узнать...
- Над этим нужно поработать...
6. Домашнее задание
1 минута
Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме.
7. Орг. окончание урока
1 минута
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно...
Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.
Люблю мой край.Как странно слышать,Ведь каждый человек свой любит край!Но небо здесь синее,солнце выше!И в цвет сирени здесь окрашен май.Дождем и сеном пахнет лето,Зовет прохладою река...А осень золотом одета,Плывут клочками облака,Лыжнею манит вдаль зима,Морозным утром снег хрустит,И выйдет с берегов река в апреле.Лес весной шумит,Люблю мой край!Я много мест видала,И можно хоть полмира обойти,Но ближе и родней родного края,Я думаю, мне больше не найти.