Презентация по ИЗО на тему Пейзаж в русской и осетинской живописи (6класс)
Учитель ИЗО МБОУ гимназии №45 г. Владикавказа Дзасохова Т.Г. Нет, не пейзаж влечет меня,Не краски жадный взор подметит,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия.И.А.Бунин Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими – прекрасными казались лишь далекие теплые страны.Впервые образ русской природы появился в творчестве А.Г. Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни, где нет страданий и тяжести труда. На пашне. Венецианов Алексей Гаврилович. Автопортрет, 1811. Г.В. Сорока. Рыбаки. Масло. XIX в. На полотне «Спящий пастушок вместе с мальчиком тихо и светло дремлет безыскусно природа. Это скорее мечта, чем реальность, мечта о гармонии и счастье.Григорий Сорока был талантливым учеником Венецианова. Его картины полны тихой грусти и невысказанной печали. А.Г. Венецианов Спящий пастушок. На жатве. Когда была впервые выставлена картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», ее назвали «Весной русского пейзажа.» А.В. Саврасов первый увидел окружающий мир задушевным взглядом простого человека и тем самым совершил чудо, он открыл людям глаза на удивительную красоту и поэзию того, что считалось некрасивым. Саврасов А.К. «Сухаревская башня». Саврасов А. К.« Грачи прилетели». Ф. Васильев. Мокрый Луг. Замечательный художник-пейзажист Ф.А. Васильев прожил очень недолгую жизнь – всего 23 года. Его работы воплощают тонкие наблюдения за изменчивостью природы, передают ее дыхание, едва уловимые перемены погоды. Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень. С середины XIX в. Начался расцвет русской пейзажной живописи. Перед художниками стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли, создать в искусстве ее поэтический образ, выражающий традиционные народные представления, отвечающие чувствам и пониманию жизни населяющих ее людей. В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин и величием лесов. Шишкин И.И. Рожь. Масло «В дубовом лесу». Масло. Шишкинский идеал – в неуемном размахе природы, в наслаждении богатством всего, что наполняет ее жизнью. И.И. Шишкин. «Утро в сосновом бору» Самый проникновенный русский художник-пейзажист, несомненно Исаак Ильич Левитан. Для Левитана природа - второе «я». Он глубоко изучал ее и воплотил в высокой поэтической форме. Его картины-пейзажи настроения, в которых остро выражено чувство. Его живопись прозрачных чистых цветов мелодична, она сродни народной песне. В ней звучит и печаль, и нежность и жажда воли. Когда он приехал на Волгу, его поразили ее просторы. Здесь он обрел творческую зрелость, в работах стали чувствоваться философские настроения. «Золотая осень» И.И. Левитан Вечерний звон Одна из самых замечательных его картин - «Вечерний звон». В ней передано ощущение природы, когда предзакатное успокоение дарит чувство тихой радости и вечерний звон колоколов плывет над землей, словно повторяясь в движении облаков и отражениях реки. Весна. Большая вода. Отрадное приятие и взволнованность поэтического образа несет в себе картина «Весна. Большая вода». Она созвучна музыкальным образам П.И. Чайковского – великого композитора и современника Левитана. Осенний день. Сокольники. Осетинское искусство XIX - XX вв. начинает новый этап своего развития. Осетия приобщается к академической традиции с творчеством Коста Левановича Хетагурова (1859-1906), он был первым художником-осетином, обучавшимся в Санкт-Петербургской Академии художеств с 1881 по 1884 гг. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у известного художника-педагога П. Чистякова. Под его руководством получает первые профессиональные навыки художника-рисовальщика и живописца, проникается задачами и идеями высокого искусства. В Эрмитаже Коста - студент внимательнейшим образом изучает различные художественные школы, стиль и манеру письма старых мастеров. К какому бы виду творчества ни обращался Коста Хетагуров, будь то станковая картина, портрет, пейзаж, графический рисунок, он выступает в них как подлинный художник-реалист, новатор и первопроходец. Именно этим нам в первую очередь и дорог Коста-художник, Коста- живописец, по праву причисляемый к родоначальникам профессионального осетинского изобразительного искусства. Тебердинское ущелье. Природный мост. Две страсти, две музы – поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю недолгую и многотрудную жизнь Коста Хетагурова. “Я художник и народный поэт...” – пишет он в своих автобиографических заметках. Столовая гора. Масло. Выполните творческое задание Напиши красками пейзаж «Дали моей Родины». Опираясь на впечатления из своей жизни, выбери настроение, состояние в природе, которое ты хочешь передать. Выбери любое время года. Различие по цвету весна, лето, осень, зима? Какой колорит может выразить настроение природы? Начни работу с изображения земли и неба, создавая общее колористическое настроение пейзажа, и лишь потом впиши в него деревья, реку… Напиши пейзаж-настроение «Весенний мотив», «Весеннее утро» или «Лето». Помни, что надо выразить состояние природы.Материал: краски гуашь, кисти широкую и узкую, лист бумаги. Тесты 1. В каком жанре работали художники А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан:а) натюрмортб) пейзажв) портрет2. Вид искусства, основным средством художественной выразительности которого является цвет:а) графика3) живописьв) скульптура 4). Какой цвет не относится к основным цветам:а) желтыйб) красныйв) зеленый