Исследовательская работа по теме Влияние музыки на здоровье человека

Введение

Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
Темна, как ночь, и как Эреб, черна,
Его приязнь. Не верь такому.
У. Шекспир

Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. Вспомним народную мудрость:
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В здоровом теле - здоровый дух.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
Но как сохранить здоровье? Думаю, что есть разные способы. В своей работе я хочу исследовать влияние музыки на здоровье человека. Сегодня музыку слушают все. Сочетаются ли музыка и здоровье? Если да, то как, в какой степени? – вот вопросы, которые меня интересуют, ими обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: влияние музыки на здоровье человека.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники по данной теме, обобщить и систематизировать собранный материал в реферативной части работы;
2. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания музыкальных произведений разных направлений, сделать выводы о воздействии музыки на состояние человека;
3. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.
Предмет исследования: эмоциональное состояние учащихся 7-9 классов школы №24
Гипотеза: музыка благотворно влияет на состояние здоровья школьников.
Методы исследования:
- изучение и обобщение литературы по теме исследования,
- экспертный опрос,
- тестирование,
- сравнительная диагностика,
- наблюдения.
Практическая значимость.
Материалы данного исследования могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.

Глава 1. Восприятие музыки и телесные реакции
Изучая теоретические источники по теме, я пришел к выводу, что вопрос о влиянии музыки на человека изучается учёными давно.
Существуют достаточно серьёзные исследования звуковых волн.
1.1. Звуковые волны
Звуковые волны - механические колебания тел, воспринимаемые слуховым аппаратом человека. Когда дотрагиваются до струн гитары, то вокруг них начинают колебаться молекулы воздуха. Эти колебания распространяются в воздухе и достигают наших ушей. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20 000 герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК.
Если направить источник инфразвука (т.е. низкочастотные звуковые волны) на человека, то можно добиться поразительного эффекта. Почему люди впадают в панику при звуке взрыва? Многие из них, пережившие землетрясения, вспоминают ужас, хотя вполне понимают: непосредственной опасности их жизни нет. Этот ужас накатывал на них, когда они слышали глухое подземное урчание, происходящее от смещения пластов. Это все инфразвук. Человек может вообще ничего не слышать, ибо наше ухо ограничено в восприятии колебаний. Но инфразвук может разрушить нашу психику. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, становятся беспричинно тревожными.
1.2. Пение для здоровья: петь полезно
Хочется сразу привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало». Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.
Учёные доказали, что когда человек поет, возникает звуковая волна, 80% которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Пение – эффективное средство, предупреждающее заболевание, преждевременное старение организма. Во время пения происходит самомассаж органов, активная вентиляция органов дыхания.
Пение совершенствует речевую функцию, является мощным тренером мозга (память, мышление). Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальную астму и даже заикание.
Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.
В сущности, пение - это пропевание гласных звуков.
Например, если петь гласные, то:
А - насыщает организм кислородом,
Е - удаляет избыток отрицательной энергии,
И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,
О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,
У - оказывает положительное воздействие на область живота,
Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему,
Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,
Я - оказывает обезболивающий эффект (см. Приложение №3).

Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), изучали насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники. В итоге было доказано, что если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые часто слушают громко музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет.
Экспериментами установлено, что если бой барабанов типа "там-там" превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние.
Главное в любой музыке ритм. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает человека от первых до последних дней. Наши органы функционируют в определённом ритме. И когда мы заболеваем какой–либо болезнью, это означает, что где–то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.






Глава II. Целебная сила музыки

Целебная сила музыки признавалась многими народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась и в наше время у первобытных народов.
Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали "музыкальные рецепты" для воздействия на тот или иной орган (см. Приложение №4).
В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но "очищали" человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.
Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал Давида, искусно игравшего на гуслях: "Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу".
Игра на струнах лиры вернула здоровье Александру Македонскому. Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце - яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание" (см. Приложение №5).
Знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, т.к по совету врача ежедневно слушал музыку Моцарта.
Существует термин «эффект Моцарта», введённый американскими исследователями в начале 90-х годов. Суть его в том, что после 10-минутного прослушивания музыки этого знаменитого композитора повышается скорость решения задач на пространственное мышление. Волшебник Моцарт активизирует умственную деятельность.
Музыка даже помогает погасить конфликты. Известен случай, часто упоминаемый психологами. Супружеская ссора стремительно вела к разводу, муж и жена отчаянно спорили на кухне. В это время их дочь в комнате заиграла на пианино сонату Гайдна. Супруги умолкли. А потом помирились. Правильно подобранные гармоничные мелодии лечат, успокаивают.
Действие музыки на психику и организм давно подробно изучено. Под скорость, задаваемую музыкой, подстраиваются, прежде всего, такие регулярные ритмы организма, как дыхание, сердцебиение и биотоки мозга.
Но и гормональная и иммунная системы, кровяное давление также способны испытывать на себе благотворное воздействие правильно подобранной музыки (см. Приложение №3).

Глава III. Музыка во благо, музыка во вред

В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.
Появление рок-музыки в 50-х годах ознаменовалось вспышкой самоубийств. Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и даже ниже. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах случались звуковые ожоги, потеря слуха и даже памяти.
Ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. По мнению профессора Б. Рауха, такая музыка вызывает выделение стресс-гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозге информации.
В результате исследований установлено, что при длительном воздействии рок-музыки, возможны следующие состояния: страх, агрессивность, склонность к самоубийству, гнев, непроизвольное движение мышц, отсутствие снимания и способности четко принимать решения.
Конечно, никто не говорит о том, что если человек страстно любит рок, то он обладает всем набором этих качеств. Нет, просто он наиболее к ним предрасположен, и при появлении соответствующих сочетаний других факторов, он обязательно подвергнется их губительному влиянию.
Негармоничная музыка может навредить здоровью.
В Японии провели вот такой эксперимент. 120 кормящих матерей слушали музыку. Одни мамы слушали классику, у них количество молока увеличилось на 20 процентов. Другие - поп-музыку, количество молока у них уменьшилось в два раза.
Уже не раз проводились данные эксперименты. Брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.
Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока.
Вторую группу семян под «попсовую» музыку на тоже время.
Третья группа семян под классику, так же на 3 часа.
Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.
Японцы, проведя забавный эксперимент, выяснили: когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее.
А как воздействует музыка на детей? Если эмбрионы слушают тихую классическую музыку, то после родов "экспериментальные груднички" лучше развиваются физически: у них гуще растут волосы, ногти становятся более твёрдыми и длинными, быстрее появляются молочные зубы. В одной из клиник штата Теннеси (США) новорожденные слушают арфу, колыбельные мелодии, мелодии из мультиков Диснея, классику. Младенцы становятся спокойнее, лучше спят и быстрее выздоравливают.
Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Действительно, в последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.
Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ».
Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
Музыка помогает снять напряженность во время деловых переговоров.
Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал.
Во время беременности музыку слушает не только сама мамочка, но и ее малыш, так как музыка расслабляет, снимает напряжение и поднимает настроение
Когда ребенок (плоду 32 недели) слушает музыку, меняется ритм его сердцебиения и двигательная активность.
Плачущий ребенок, услышав музыку, успокаивается.
Музыка - крайне важный инструмент для развития ребенка. Музыка влияет на психику и организм человека. Музыка как молитва. В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек». Об этом говорил Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».

Глава IV. Сила воздействия музыки на детей школьного возраста

Среди учеников 7-9 классов было проведено тестирование с целью выявления времени, затраченного на прослушивание музыкальных произведений; источников прослушивания музыки и их музыкальных предпочтений. В тестировании принимали участие 101 ученик.
Как видно из полученных результатов, учащиеся 7-9 классов знают и слушают музыку разных стилей и направлений, отдавая предпочтение рэп- музыке и др стилям. Пользуются в основном интернетом и время, которое тратят на прослушивание музыкальных произведений длится от1 до 3 часов. Результаты в диаграммах (Приложение №1)..
В 9 А классе перед самостоятельной работой по математике ученики прослушали произведение Моцарта («Маленькая ночная серенада»). Результаты: без предварительного прослушивания качество составляет 33%, после прослушивания -42%.
Еще одно исследование проводилось в 7Б классе по методике «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см. Приложение №2).
Учащиеся на уроке музыки отметили своё самочувствие, активность и настроение до прослушивания музыки. Затем им были включены музыкальные отрывки разных стилей: рок- музыка, классика и поп- музыка. Результаты представлены в диаграммах.
После данного исследования можно сделать следующие выводы: из 23 учащихся у 5- самочувствие после прослушивания рок-музыки ухудшилось и у 5- улучшилось; после прослушивания классики у 6 учащихся ухудшилось и лишь у 2-улучшилось; после прослушивания поп-музыки у 6 ухудшилось и у 6-улучшилось. Активность после прослушивания рока увеличилась у 8 учеников, у 7- снизилась; после прослушивания классики у 6 увеличилась,а у 12 учащихся снизилась; после прослушивания поп-музыки у 9- снизилась, у 3 – увеличилась. Настроение после прослушивания рока поднялось у 12 учеников, ухудшилось у 8; после прослушивания классики поднялось у 2 учеников; после прослушивания поп-музыки поднялось у 9, ухудшилось у 9 учеников. Из результатов видно, что разная музыка по-разному действует на организм: поднимались показатели при прослушивании рок – музыки, как было сказано выше, учащается сердцебиение у человека, ритм действует на организм. При прослушивании поп-музыки поднимались показатели, т.к. этот стиль не заставляет человека думать, вслушиваться в смысл музыкальных композиций.
Вывод: мнения ученых о влиянии музыки на организм человека в ходе моего исследования подтвердилось.Учащиеся слушают классическую музыку только на уроке, по принуждению и очень редко самостоятельно. А ведь имеено этот стиль учит размышлять, думать, концентрироваться, делать мыслительные операции.
Ребята предпочитают разные стили музыки, некоторым нравится рок, поп, а другим классика. Но я считаю, что звук может быть как другом, так и врагом. Это зависит от возраста, от душевного состояния, от предпочтений человека. А также от окружающих условий, в которых он находится.







Заключение

Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Люди настолько привыкли к музыке, что порой и не замечают, что она постоянно с ними, она неотделима от них, она внутри них.
Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, я сделал следующие выводы:
1) музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
2) музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;
3) терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.
Выдвинутая мною гипотеза о том, что музыка благотворно влияет на состояние здоровья школьников, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Я считаю, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаю рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (см. Приложение №4,6).
Подводя итог моему исследованию, хочу пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.










Используемая литература

1. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей 2. – Ростов-на Дону: 2004.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - С.П: 2007.
3. Лобанова Е.А. Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки. - Образование в современной школе, 2005, №9.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – Минск: 2004.
5. Райгородский Б.Д. Что может музыка? - Музыка в школе, 2004, №4.
6. Фролова Т.А. Влияние музыки на здоровье человека. - Музыка в школе, 2008, №1.
7. Холопова В. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы.- Музыкальная академия , 2009, №1.
8. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.
Интернет-источники:
9. http://byzon.ucoz.ru/publ/3-1-0-4
10. http://olqa.ucoz.ru/blog/2009-01-13-1
11. http://forums.freedomdv.ru/index.php?showtopic=1380
12. http://vahe-zdorovye.ru/novosti/vliyanie-klassicheskoy-muzyiki
13. http://moikompas.ru/compas/muzikoterapiya
14. http://www.vashaibolit.ru/4391-vliyanie-muzyki-na-zdorove-i-nastroenie.html
15. http://www.domsovetof.ru/publ/51-1-0-914
16. http://veinik.ru/science/any/article/928.html
17. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2733
18. http://muslib.ru/groups/112/journal/2373.html
19. http://russlav.ru/stat/vliyanie_muziki.html
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение№1
















































Приложение № 2
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

Функциональное состояние. 1 2 3 4 5
С (самочувствие)
А (активность)
Н (настроение)

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Инструкция:
Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке до прослушивания музыки.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).
Затем оцените всё после прослушивания.





Приложение № 2
Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика позволяет не только расслабить некоторые части нашего тела, а отвлечься от дурных мыслей и морально отдохнуть. Релаксацию стоит проводить как между физическими нагрузками, так и сидя за компьютерным столом.
Начнём со звука «Е», он улучшает кровообращение и обмен веществ в области губ, глаз, а главное носа и гайморовых пазух. Что способствует лечению ринита, синусита и гайморита. Для правильного упражнения займите положение стоя, закройте глаза. Глубоко вздохните и произнесите звук «Е», параллельно полностью выдыхая воздух из лёгких. Звук надо произносить не громко. Вы почувствуете вибрации в Вашем теле, особенно в области лица. Протяните звук как можно дольше. Это упражнение стоит повторить 3-4 раза.
Звук «З» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области головы и шеи. Упражнение применяется профилактика и сопутствует лечение трахеитов. Встаньте прямо, расслабьте тело, закройте глаза и положите ладонь на шею спереди. Потом сделайте глубокий вдох и вовремя выдоха произносите звук «З», тяните звук как можно дольше, но не громко. Упражнение нужно повторить 3-4 раза.
Звук «Ж» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области грудной клетки, помогает вывести мокроту из бронхов и лёгких. Встаньте прямо, расслабьте тело, закройте глаза, положите ладонь на шею спереди. Сделайте медленный вдох и, выдыхая, произнесите звук «Ж» долго и негромко. Упражнение стоит повторить 3-5 раз.
Звук «М» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области грудной клетки и солнечного сплетения. Займите положение стоя. Закройте глаза и положите ладонь на солнечное сплетение. Медленно сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите также долго и негромко звук «М». Повторите упражнение 3-4 раза.
Звуки «Ф», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ», «С» приводят к расслаблению всех дыхательных и других мышц организма. Прилягте на спину, закройте глаза и произнесите ровный долгий умеренно громкий звук. Затем повторите упражнение 3-5 раз.

Приложение № 4
Музыкальная терапия.


От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов».
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
От гастрита излечивает «Соната N7» Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
Бессонницу можно вылечить сюитой «пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.
Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Музыкальные произведения, особенно подходящие для расслабления и сна:
Иоганн Себастьян Бах:
1.«Ларго» из Концерта для фортепиано с оркестром №5 фа минор.
2.«Ларго» из Концерта для флейты соль минор.
3.Ария с вариациями («Гольдберг-вариации»), клавесин.
Георг Фридрих Гендель:
1.Все медленные фрагменты из Cоncerti grossi, опус 6, № 1-12.
2.«Ларго» из Концерта №3 ре мажор («Музыка фейерверка»).
Антонио Вивальди:
1.«Ларго» из «Зимы» («Времена года»).
2.«Ларго» из Концерта ре мажор для гитары, струнных смычковых инструментов и контрабаса.
Фредерик Шопен: Ноктюрны.
Франц Шуберт: Симфония №8 си минор («Неоконченная»).
Вольфганг Амадей Моцарт: «Маленькая ночная серенада».

Приложение № 5
Лечебный инструмент.

Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
- кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;
- труба эффективна при радикулитах и невритах.

Приложение № 6

Рекомендации по использованию средств музыкального искусства
в оздоровлении организма.
Если у вас угнетённое депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапу прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
2. Мелодии не такие печальные.
3. Мелодии радостные и весёлые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого состояния:
1. Быстрые, весёлые мелодии.
2. Мелодии менее радостные.
3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов.
1. Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.
2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушённым светом.
3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет!»
Диаграмма 4Диаграмма 2Диаграмма 9Диаграмма 1Диаграмма 2Диаграмма 7Диаграмма 14Диаграмма 15Диаграмма 16Диаграмма 1715