Воздействие цветовой гаммы кабинета на психологическое состояние ученика.


-780393-851338002934970280035Учитель Обозова Н.И.
Учитель Обозова Н.И.

2809352967Исследовательская работа по теме:
«Воздействие цветовой гаммы оформления
кабинета на психическое состояние учащихся на уроке»
Исследовательская работа по теме:
«Воздействие цветовой гаммы оформления
кабинета на психическое состояние учащихся на уроке»

Темой данной исследовательской работы является влияние цветового оформления учебных помещений на поведение, настроение и способность к восприятию учебного материала учащихся школы.
Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе.
Испытывая «подавленное» настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет полностью усвоен урок, будет вести себя на уроке пассивно, неадекватно, процесс восприятия материала будет заторможенным. Учащимся с «хорошим» настроением, получать учебные знания намного легче, легко усваивается материал на уроке, ученик активен, общителен, проявляет интерес к происходящим вокруг него событиям.
Целью данной работы является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений.
Предмет исследования: цвет и его влияние на настроение учащихся.
Объект исследования: учащиеся 5 - 6 классов школа-интернат № 10 г. Белогорск.
Гипотеза:  предполагаю, что цветовая гамма, используемая в оформлении кабинетов, оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
определение понятия и сущности цвета,
исследование, что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека,
проведение тестов среди учащихся школы для определения особенности восприятия ими цвета,
выявление неблагоприятных цветовых гамм коридоров, классов и других рабочих помещений, окружающих учащихся в школе,
разработка рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.
Поставленные цель и задачи исследования определила следующие проблемы:
почему и как человек реагирует на цвет;
как правильно использовать цветовое решение в учебных классах.
  Для исследования влияния цветовой гаммы на настроения учащихся выбрала следующие методы:
анализ литературы по данному вопросу;
исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов;
наблюдение за учащимися школы;
анкетирование среди учащихся.
Исследование проходило на базе школы-интерната № 10 г. Белогорск. Были задействованы учащиеся 5 - 6 классов в количестве 25 учащихся. Было исследовано 4 кабинета; спортивный зал; столовая; холл первого и второго этажей.
Первым этапом работы было исследование цветовой гаммы в оформлении кабинетов.
Цель: определить сочетаемость цветов (цвет стен, цвет парт, штор на окнах) по трём категориям: гармоничное сочетание, характерное сочетание, нехарактерное сочетание. В своей работе использовала метод наблюдения.
Цель: выявить какое настроение у учащихся преобладает на переменах в каждом конкретном кабинете, в зависимости от его цветового оформления.
Для более достоверных результатов было проведено анкетирование.
Цель: выявить преобладающее настроение учащихся на уроках, в зависимости от цветовой гаммы в оформлении кабинетов.
Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что в кабинетах, где преобладает гармоничное сочетание цветов, учащиеся чувствуют себя более комфортно, более внимательны, лучше усваивают учебный материал. Поведение более спокойное.
В учебных помещениях с нехарактерным сочетанием цветов обстановка в классе более напряженная. Учащиеся раздражительны, невнимательны или пассивны. Учащаются жалобы на плохое самочувствие.
При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.
В заключении работы были разработаны эскизы оформления учебных мастерских профессионально – трудового обучения. Оформление должно быть эстетично и безопасно.
Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.