Конспект урока по рисунку Натюрморт из пяти предметов быта. Построение
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа» г. Городца
План-конспект открытого урока
по рисунку в 4 классе
на тему:
«Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение ».
Выполнила: Железнова Е.С.
преподаватель ДХШ
2015 г.
Конспект урока
«Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение» преподавателя
МБУ ДО «Детская художественная школа»
г. Городца Железновой Елены Сергеевны.
Предмет: рисунок, 4 класс ДХШ
Цель урока: построить объёмные предметы быта с натуры.
Задачи:
вспомнить понятия «пропорция», «перспективное построение», вспомнить построение куба в угловом и фронтальном положении;
развивать приёмы работы карандашом;
воспитывать наблюдательность.
Оборудование для учителя:
постановка,
методические таблицы,
бумага (А3),
простые карандаши, ластик.
Оборудование для учащихся:
бумага (А3),
карандаши разной твердости и мягкости,
ластик.
План урока:
Организационный момент.
Постановка художественной задачи.
Педагогический показ, объяснение материала.
Практическое выполнение учащимися работы.
Подведение итогов.
План-конспект урока «Натюрморт из 5-ти предметов быта с разной фактурой. Построение».
1.Приветствие, организация рабочего места учащихся.
Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплен лист А3.
2. Постановка художественной задачи.
- На этом занятии мы построим новый натюрморт из предметов быта с разной фактурой. Мы будем анализировать, размещать, передавать форму и пропорции.
5236210203835Педагогический показ, объяснение материала.
Учитель прикалывает кнопками линейный рисунок постановки, подготовленный заранее. Дети подходят к учителю и встают полукругом к его мольберту, чтобы лучше было видно.
Учитель показывает как нужно работать, объясняя и проговаривая вслух материал.
24644351054735 На рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта.
Положение руки и карандаша при рисовании:
а - при работе над маленьким рисунком; б - при работе над большим рисунком на наклонной доске;в - при рисовании под острым углом к бумаге; г - неправильное положение руки
Сегодня будем выполнять построение натюрморта. Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующую последовательность:
Предварительный анализ постановки.
Композиционное размещение изображения на листе.
Передача характера формы предметов и их пропорций.
Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости.
Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Можно обратить внимание на эффекты освещения – с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно формы предметов выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.
- С чего начинаем работу? (ответы обучающихся)
Думаем, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги, - вертикально или горизонтально. Для этого нужно измерить ширину общей массы способом визирования. Всё это надо продумать прежде, чем начать рисунок. Альберти писал в своей книге «Десять книг о зодчестве» : «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит делать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины». Поэтому сначала надо твёрдо решить, как будет строиться рисунок.
23406101524635 Рисунок начинаем, как всегда, с композиции. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был равномерно заполнен. Мысленно объедините всю группу предметов в одно целое и согласуйте его с форматом листа бумаги. Предметы расположены на разных уровнях, те предметы, что ближе к вам располагаются на рисунке ниже, а предметы расположенные дальше от вас – выше. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.
После композиционного размещения передаём характер формы предметов и их пропорций.
Итак, вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем характер формы предметов и их пропорций, а также расположение предметов в пространстве. Намечаем высоту предметов по отношению друг к другу, причём форму предметов рисуем очень обобщённо и схематично, чтобы допущенные ошибки можно было легко исправить. Затем уточняем характер формы и пропорции каждого предмета в отдельности и перейдём к конструктивному анализу.
Переходим к изображению формы предметов. Намечая форму предметов, необходимо учитывать законы перспективы. Посылка имеет форму параллелепипеда. Вспомним, как мы строили куб.
-173990114300 В каких положениях может он находиться? (во фронтальном и угловом положении)
Сколько точек схода во фронтальном положении куба? (одна)
Сколько точек схода в угловом положении куба? (две)
С чего начинали строить куб в угловом положении? (с ближайщего к нам ребра, затем определяем угол разворота).
-145415510540Рассмотрите внимательно посылку, из чего она состоит, так как это не простая коробка. Но начнём строить её с параллелепипеда. Затем будем достраивать штапики, которые набиты сверху. Не забывайте, что в угловом положении две точки схода, которые находятся на линии горизонта или по другому на уровне зрения. Крышка посылки сдвинута. Она имеет объём и форму параллелепипеда, но расположена к нам под другим углом.
Особенно внимательно надо проверять перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы следок одного предмета «наступал» на следок другого, чтобы один предмет «налезал» на другой, иначе говоря, следить, какой предмет находится на первом плане и какой на втором.
-28829036195 Надо ясно представлять себе расположение предметов на плоскости стола. Для этого следует рассмотреть натюрморт сверху и проследить, как расположены основания предметов на поверхности плоскости, какое между ними расстояние.
Подсвечник симметричный, поэтому начинаем построение с линии симметрии. С помощью этой линии можно будет проверить симметричность правой и левой половин подсвечника. Уточняя пропорции – высоту и ширину подсвечника, размеры ножки, широкого места, надо внимательно следить за характером формы, или, как любил говорить П.П.Чистяков, следить за портретным сходством предмета».
-28829019050 Наметив общий характер формы и основные пропорции, следует перейти к разбору её частей. Приступаем к анализу его формы. Намечаем горизонтальными линиями, где меняется форма, затем определяем ширину каждой части. Соединяем точки и переносим относительно линии симметрии.
Листок бумаги находится в перспективном сокращении, мы его видим в угловом положении, поэтому при построении ведём в две точки схода. Рассмотрите внимательно перо. Сначала наметим общую форму методом обрубовки, сверяя с натурой, затем дополним деталями. Яблоки находятся на разных уровнях и в разных положениях. В последнюю очередь строим плоскость стола и мелкие детали.
4.Практическая работа.
Дети начинают работу.
Актуализация знаний:
- Сегодня мы выполним линейное построение натюрморта из предметов быта с разной фактурой. (работа карандашом).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения
правил безопасности;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объёма и качества выполненной работы.
Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.
5.Итог урока.
- В каком жанре рисунка мы сегодня с вами работали? (жанр натюрморт)
- Для кого из вас эта работа оказалась сложной? (ответы детей)
-221615278130- Назовите этапы постоения натюрморта? (ответы детей)
21907573660
-20256553975 В рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения её пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого она сделана. На следующих уроках мы выявим объём предметов посредством светотени; детально прорисуем форму предметов и подведём итог работы над рисунком (синтез).
Учитель выделяет удачные работы.