Методическая разработка урока на тему: Натюрморт из предметов быта
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК преподавателей общепрофессионального и профессионального циклов по ППССЗ
Протокол № от « » 2015 г.
Председатель ПЦК_____________Рудь Г.Г
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР:
________________С.В. Ермакова
План урока (занятия)
по учебной дисциплине «Рисунок с основами перспективы» специальности «Дизайн» (по отраслям)
в группе Д 7 II курса
Тема учебного занятия: Изображение натюрморта из 2-3 предметов быта на фоне драпировки.
Вид занятия: урок самостоятельной деятельности.
Тип учебного занятия: практическое занятие
Цели занятия:
Образовательные:
1. Вооружить обучающихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, умениями. Формировать у них положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
2.Мобилизовать студентов на активную и плодотворную практическую деятельность.
Воспитательные:
1. Формирование у обучающихся научного мировоззрения, эстетического вкуса, тесной связи обучения с жизнью, с будущей специальностью.
2. Формирование таких устойчивых человеческих качеств как самостоятельность, творческая активность, ответственность, внимательность, аккуратность, настойчивость в преодолении трудностей, уважительное отношение к окружающим.
3. Воспитание у обучающихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки.
Развивающие:
1. Развитие у обучающихся познавательного интереса к учебной дисциплине – создание благоприятных возможностей для самостоятельности и творческой активности, развития памяти, внимания, воображения, воли.
2. Развитие у студентов профессиональных, коммуникативных способностей.
Опорные знания:
Компоновка рисунка, линейная перспектива, правила построения плоских фигур, тональность, светотень, принципы построения геометрических тел.
Средства обучения: мультимедийные учебники, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Наглядные пособия: Фонд лучших работ студентов.
Оборудование урока: учебная постановка - предметы быта – крынка, яблоко, кружка на фоне драпировки, ниже линии горизонта. Освещение верхнебоковое. Бумага А3. Мольберты. Набор карандашей.
Литература:
Жабинский В. И. Рисунок. М.:ИНФРА-м,256с.
КулебакинГ. И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 128с.
Максимова О. М. Основы рисунка. М.: Астрель,32с.
Приёмы активизации студентов:
анализ учебной информации с выполнением практической работы, раскрытие внутри – и –междисциплинарных связей, применение информационных технологий, создание проблемных ситуаций.
Девиз урока: «Просто знать – ещё не всё,
знания нужно уметь использовать»
Гёте.
Ход занятия:
1 Организационный момент
2 Проверка опорных знаний.
2.1Проверка знаний, понятий студентов для подготовки к новой теме
по вопросам:
1.Какие виды построения предметов существуют в рисунке?
(линейные, объёмные)
2. Назовите пять градаций светотени.
(чёрный, тёмно – серый, серый, светло – серый, белый)
3. Что такое натюрморт?
(группа предметов, объединённых определённым художественным смыслом).
4. Назовите виды тональной градации.
(собственная и падающая тени, полутень, рефлекс, блик)
2.2 Студентам предлагается сдать домашние самостоятельные работы для проверки преподавателю. (Зарисовки из бытовых предметов).
3 Вступительное слово преподавателя (для мобилизации внимания обучающихся), в котором он рассматривает следующие вопросы:
- Характеристика учебной постановки, скомпонованного из бытовых предметов: крынки, яблока и кружки.
- Конструктивные особенности форм учебной постановки.
- Последовательность рисования натюрморта (техника выполнения рисунка).
- Выразительность изображения натюрморта и способы её достижения
3.1Актуализация при помощи установления внутридисциплинарных и междисциплинар ных связей.
3.2 Мотивация: постановка цели занятия перед студентами
3.3Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний (что должен знать и усвоить студент)
4 Первичная проверка понимания (повторение опорных знаний, необходимых для выполнения практической работы).
Вопросы:
1. Что такое композиция?
2 Какую последовательность необходимо соблюдать при выполнении рисунка натюрморта?
3.Как можно достичь выразительности изображения предметов?
5 Творческое применение знаний – выполнение практической работы – изображение натюрморта из 2-3 предметов быта на фоне драпировки.
6 Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
7 Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами. Оценка знаний, умений студентов.
Проверка выполнения практической работы (самоконтроль, взаимоконтроль) студентами и преподавателем. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Выставление оценок.
8 Домашнее задание
Выполнение зарисовок с натуры и по представлению различных предметов домашнего обихода и труда. Рисование натюрморта из предметов домашнего обихода.
9 Подведение итогов урока.
Ход занятия
№
п/п
Этапы урока
Приёмы и методы
Время, мин.
1
2
3
4
1
Организационный момент
2
2
Актуализация базовых знаний
Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.
1. Какие виды построения предметов существуют в рисунке?
(линейные, объёмные)
2. Назовите пять градаций светотени.
(чёрный, тёмно – серый, серый, светло – серый, белый)
3. Что такое натюрморт ?
(группа предметов, объединённых определённым художественным смыслом).
4. Назовите виды тональной градации.
( собственная и падающая тени, полутень, рефлекс, блик)
Словесные методы (рассказ, беседа).
Наглядные методы (метод иллюстраций)
15
3
Вступительное слово преподавателя
3.1Постановка цели занятия перед студентами.
3.2 Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
Постановка проблемной ситуации.
Словесные методы
Репродуктивный, наглядный методы
20
4
Первичное закрепление
Словесные, репродуктивный методы
5
5
Постановка задачи практической работы
Создание проблемной ситуации.
3
6
Управление процессом перехода от теории к практике. Организация преподавателем самостоятельной творческой деятельности студентов - практической работы
Продуктивный метод (студент добывает новые знания в результате творческой деятельности )
Практический метод.
Проблемные методы, основанные на творческой, познавательной активности в ходе решения проблемы
110
7
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
Словесные методы
2
8
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой студентами и преподавателем. Оценка знаний.
18
9
Домашнее задание
3
10
Подведение итогов урока
2
№ этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
1
2
3
1
Преподаватель отмечает отсутствующих. Настраивает студентов на плодотворную работу. Выдвигает цель и задачи обучения.
Внешняя и внутренняя (психологическая) подготовка студента к занятию.
Осознает цель, план предстоящей деятельности
2
Преподаватель проверяет базовые знания студентов.
Актуализирует базовые знания студентов через установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.
Студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
Рецензируют ответы своих товарищей.
3
Для мобилизации внимания студентов преподаватель делает вводное слово, в котором рассматривает следующие вопросы:
1.Особенности компоновки и построения натюрморта; 2.Выявление объема предметов и натюрморта в целом;
3.Пространственное положение натюрморта.
Объясняет, организует восприятие и осмысление учебного материала.
Управляет процессом познания закономерностей и законов изобразительного искусства.
На доске показывает последовательность рисования натюрморта
Презентация натюрмортов мастеров старой и современной школ с перечислением имён основоположников этого жанра изобразительного искусства
Проецирует на экран последовательность рисования натюрморта из предметов быта.
Студенты внимательно слушают объяснение преподавателя, осмысливают. Усваивают содержание темы.
Знакомятся с презентацией. Анализируют, сравнивают, сопоставляют факты.
Фиксируют последовательность рисования натюрморта на полях бумаги.
4
Преподаватель проводит первичное закрепление новых знаний по вопросам (фронтально):
Что такое композиция?
Какую последовательность необходимо соблюдать при выполнении рисунка натюрморта?
Как можно достичь выразительности изображения предметов?
Студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
5
Ставит перед студентами задачи и план практической работы (компоновка и построение натюрморта)
Осознает задачи и план предстоящей практической деятельности
6
Преподаватель создаёт проблемную ситуацию.
Организует практическую деятельность студентов. Акцентирует внимание студентов на трудные моменты работы, совместно их разбирают. Контролирует ход практической работы. Наблюдает за отдельными студентами, пропустившими учебные занятия, оказывает им помощь по предотвращению ошибок. Обеспечивает деловую обстановку, стимулирует творчество
Обходит рабочие места студентов, помогает им при возникновении трудностей в выполнении учебных задач. Преподаватель обращает внимание студентов на применение декоративных свойств линии и штриха в процессе рисования, а также лёгкой подштриховке теней.
Выполняют практическую работу (применяют на практике знания, полученные на занятии), формируют умения и навыки
Самостоятельно решают возникающие проблемы.
7.
Обобщает изученный на уроке материал и вводит его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
8.
Преподаватель контролирует результаты изменений в обученности и развитии студентов.
Вносит коррективы в работы. Оценивает. Оказывает помощь в самостоятельной оценке работ студентами.
Оценивает домашнюю самостоятельную работу студентов.
Самоконтроль. Самодиагностика. Коррекция. Самооценка достижений.
Взаимоконтроль. Взаимоанализ. Взаимооценка.
9.
Преподаватель даёт домашнее задание к следующему уроку
Записывают домашнее задание.
10.
Преподаватель подводит итоги урока
Основные результаты
тема : Изображение натюрморта из 2-3 предметов быта на фоне драпировки.
Цели работы:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
У.1.
выполнять рисунки с натуры с использованием различных графических приёмов
У.2.
выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека;
У.3.
выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости
З.1.
принципы перспективного построения геометрических форм
З.2.
основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приёмы черно-белой графики;
З.3.
основные законы изображения предметов окружающей среды, фигуры человека
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Преподаватель: Миронов П.И.
Министерство образования Тверской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кимрский колледж»
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Рисунок с основами перспективы» специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям)
Разработчик Миронов П. И., преподаватель
Кимры
2015
Основные результаты
Знания
Умения, навыки
Творческий опыт
ЯђЗаголовок 315