Методические рекомендации по живописи Натюрморт из предметов быта
Методические рекомендации по живописи
Тема: «Натюрморт из бытовых предметов»
Методические указания (живопись, 2-3 класс предпрофессиональной программы)
Задание: «Натюрморт из бытовых предметов»
Натюрморт состоит из 34х предметов, имеющих различную окраску и фактуру материала
· освещение верхнебоковое. Задание рассчитано на 12 часов.
В ходе выполнения задания, учащиеся приобретают специальные практические навыки, развивают глазомер, воспринимают пропорции, улавливают тончайшие цветотональные градации и видеть предметы цельно.
Цель: выразительное композиционное размещение живописного изображения в листе, точная передача теплохолодности постановки живописными средствами
Задачи: перспективноконструктивное построение группы предметов, выявление объёмных форм цветом и светотенью, живописными средствами отразить общий колорит и специфику освещения в натюрморте, передать материальность различных предметов, гармонизировать цветотоновые отношения.
Материалы:
постановка выполняется на бумаге форматом 50Ч70см, рекомендуемый материал акварель, гуашь.
Этапы работы над натюрмортом:
1. Анализ формы предметов постановки.
2.Подготовительный рисунок на плоскости листа бумаги.
3.Поиск цветового решения композиции, нахождение общего колорита.
4.Выявление объёмной формы предметов
5.Полная цветовая проработка формы.
6.Обобщающий этап работы над натюрмортом.
Ход работы:
1. Анализ формы предметов постановки.
Начать работу над натюрмортом необходимо с выбора наиболее удачного ракурса. Следует обратить внимание на освещенность.
2.Подготовительный рисунок на плоскости листа бумаги.
Выбрать для себя определённую точку зрения, чтобы было хорошо видно пространственное размещение предметов. Следует избегать такого места, откуда предметы смотрятся фрагментарно. Важным является выбор формата (вертикального или горизонтального). Дальнейшие поиски композиции должны вестись в выбранном формате. Надо помнить, что слишком крупное изображение будет перегружать плоскость, слишком мелкое может «потеряться на листе.»
Рисунок составляет основу изображения. Нанесённый на поверхность бумаги лёгкими, без нажима, линиями он устанавливает размеры натюрморта, характер и форму предметов, их пространственное расположение. При размещении группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб предметов, чтобы предметам не было тесно или слишком свободно.
Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, следует верно определить композиционный и зрительный центр.
3.Поиск цветового решения композиции, нахождение общего колорита.
Работа акварелью: Прокладка световых частей цветом должна быть по возможности точной. Хорошо продумать весь ход работы, какие последующие прописки возможны. При прописке формы предметов не надо забывать основного правила: каждый полутон, свет или тень важны не сами по себе, а только в связи с другими. Каждый мазок должен быть результатом осмысленного отношения к работе. Фон постановок имеет большое значение. Прописка его должна осуществляться одновременно и равномерно с проработкой частей натюрморта
Работа в технике гуашь: Гуашевые краски (особенно темные) при высыхании светлеют. В процессе работы не следует увлекаться смешением красок с белилами, что неизбежно приводит к обесцвечиванию, к разбелу. Благодаря большой укрывистости, гуашь позволяет добиваться выразительных декоративных решений, использовать большие цветовые обобщения.
4.Выявление объёмной формы предметов.
Для выявления объёмных форм предметов тоном необходимо определить самые светлые и самые тёмные места на предметах. Затем обозначить границы света и теней на формах предмета, найти положение собственных и падающих теней. Накладывая полутона, усиливать тон в теневых участках: собственные и падающее тени, а также их границы с учетом окраски предметов. Таким образом, постепенно усиливая тона, переходить к детальной проработке форм.
5.Полная цветовая проработка формы.
Проработка деталей наиболее ответственный этап в работе с натуры. Занимаясь подробной проработкой формы не надо забывать об общем тоне и каждый цвет, каждый мазок надо подчинять большой форме. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного. Самым светлым местом на предмете будет блик и его окружение, а самым темным собственная и падающая тень.
6.Обобщающий этап работы над натюрмортом.
Выявление главного и второстепенного в цветовом строе
· подчинение всех частей изображения целому. Установление целостности изображения, которое достигается, с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой конкретизацией предметов первого плана. Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных слоев.
Список литературы:
1. Аксенов Ю. Цвет и линия «Советский художник» - М, 1986
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция
«Просвещение» - М. 1981
3. Жильсон Э. Живопись и реальность «РОССПЭН» - М, 2004
4. Недошивин Г. А. Беседы о живописи «Молодая гвардия» - М, 1959
Приложение: Интеллект-карта PDF-файл Методические рекомендации по живописи Натюрморт из предметов быта
Заголовок 115