Презентация по ИЗО на тему Влияние цвета на эмоциональное состояние лицеистов
Исследовательская работа ученика МОБУ Лицей № 8 Смолина ИванаВлияние цвета на эмоциональное состояние лицеистовРуководитель Слободюк Ольга Ивановна
Объект, ПРЕДМЕТ, ГИПОТЕЗАОбъект исследования: Кабинеты, коридоры и оформление Лицея № 8Предмет исследования: цветовая гамма объектов Лицея.Методы исследования : анализ литературы сравнительный анализ теоретический анализзрительный анализ
Актуальность В ближайшее десятилетие наше поколение будет определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, поэтому охрана здоровья лицеистов является одной из актуальных проблем, а эмоциональное состояние школьников, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог успешной учебы и эмоциональной стабильности.
Гипотеза: цвет интерьера оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние учащихся.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТАЦель: изучить отношение лицеистов к цветовой гамме интерьеров кабинетов, коридоров, мебели, других помещений школы и сопровождающего оборудования.Задачи: Определить понятие комфортного колорита, цветовой гаммы; Познакомиться с выводами ведущих специалистов в области психологии цветового дизайна; Изучить мнение учащихся о цветовом оформлении интерьеров лицея; Проследить работоспособность учащихся в кабинетах соответствующих цветовых гамм.
История изучения влияния цвета на работоспособность и настроение человека.Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.Несколько лет назад французские психологи задались вопросом, в какие цвета окрашивают школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику.
Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьерах школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Знак зодиакаНедостающий цветОвен (21.03.-20.04)Красный, оранжевый, желтый.Телец (21.04.-21.05)Белый, желтый, зеленый, фиолетовый.Близнецы (22.05-21.06)Желтый, оранжевый, сиреневый.Рак (22.06.-22.07)Зеленый, фиолетовый.Лев (23.07.-23.08)Красный, оранжевый, желтый, черный.Дева (24.08.-23.09)Белый, оранжевый, золотой, зеленый.Весы (24.09.-23.10)Малиновый, оранжевый, золотой, зеленый, голубой ,синийСкорпион (24.10.-22.11)Красный и темно-огненный.Стрелец (23.11.-21.12)Красный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.Козерог (22.12-20.01)Синий, пепельно- серый, черный.Водолей (21.01.-18.02)Синий, зеленый, фиолетовый.Рыбы (19.02.-20.03)Морской волны, голубой, синий, фиолетовый.Согласно медицинской астрологии, каждому из нас в момент рождения под влиянием совокупности космических факторов определен недостаток отдельных цветов ,который в течение жизни необходимо восполнять доступными путями: через пищу, запахи, одежду, минералы
Красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления.Оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.Желтый - стимулирует умственную деятельность.Зеленый – нежный, умиротворенный, спокойный.Голубой – снижает кровяное давление, успокаивает.Синий – располагает к серьезности, строгости в поведении.Фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.Человеческий организм реагирует на цвет так:
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.
Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплый тон; синий и фиолетовый - как холодные;у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.
Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане?Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет - это не оккупированная территория, пограничный район между противоборствующими сторонами.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Возраст Предпочитаемые цвета Цвет вызывающий отрицательное отношенеПреобладающее психологическоесостояние. 4-10Красный пурпурный, розовый, бирюзовыйЧерный, темно-коричневый, серыйкоричневый, серыйПребывание в мире сказок. 11-12Зеленый, желтый, красныйОливковый, пастель-но-зеленый, лиловыйПреобладание чувственного восприятия мира. 13-15Ультрамарин, оранжевый, зеленыйФиолетовый, лиловыйРациональный под - ход к восприятию мира, развитие самосознания 16-18 Красно-оранжевый Пурпурный, розовыйИнстинктивно- целенаправленное восприятие мираЦветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале «Семейный доктор».
Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты - от цвета этих деталей интерьера тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание; его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом. Традиционный черный на белом воспринимается хуже, и.т.д.
Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки, голоногих ребятишек.Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства.
Лестничные проемы - должны быть зелеными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки: теплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу желудка. Очень красивы и уместны на фоне желтого декоративные панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету считают, что удачнее всего сочетание (чередование) светло-зеленых и золотисто - желтых плоскостей.
Выводы по главе: Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаивающие, есть цвета отвергаемые нами.Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде, с приемом пищи, через запахи.Наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой.
Глава II. Результаты исследования. Диагностический этап2.1 Цель данного этапа - выяснить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.2.2 этап аналитический - цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.Исследование проводилось на базе МОБУ Лицей №8 г.Тынды. В исследовании приняли участие учащиеся 5-11 классов в количестве 144 человек.Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете «Эмоциональной стабильности». Работая с анкетой, мы попытались выяснить, каким цветам отдают предпочтение школьники, какие кабинеты наиболее благоприятно влияют на эмоциональное состояние учащихся. Каждому школьнику предлагалась анкета, на вопросы которой он должен был ответить письменно (приложение 3).
Выводы: Наиболее предпочитаемые цвета, предложенные школьниками, - это зеленый, желтый, оранжевый. Школьники стремятся к самостоятельности, к установлению положительных контактов, со значимым взрослым (педагог, родитель и т.д.), эмоциональной стабильности.
2.2 Описание аналитического этапаАнализ проведенного анкетирования показал:Отвечая на вопрос, какие кабинеты вы считаете уютными, ребята перечислили многие кабинеты, по числу отдавших голосов, можно признавать уютными: 3 кабинет (географии), 4 кабинет (биологии), 8 кабинет (английского языка), 6 кабинет (эстетики), 9 кабинет (русского языка), 5 кабинет (химии),10 кабинет (психолога).
2. Анализируя результаты, полученные на второй вопрос анкеты, эмоционально благополучными кабинетами в школе являются: 3 кабинет (русского языка), 4 кабинет (биологии), 6 кабинет (географии), 8 кабинет (английского языка), 5 кабинет (психолога).
3. Отвечая на третий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета:зеленый 40%,желтый 27%,оранжевый – 23%,другие цвета – 10%. 4. Давая ответ на четвертый вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены:под дерево - 51%, в белый цвет - 22%,в зеленый - 20%, в другие цвета - 7%.Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза.
5. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть:зеленой - 65%, белой - 17%,синей - 10%, коричневой - 8%. Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темно-синими. В лицее соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах. 6. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета:Голубой - 36%,бежевый - 20% ,зеленый 24%.оранжевый - 15%, другие цвета – 5%, Мы предполагаем, что современным школьникам не хватает нежности, тепла, умиротворения, спокойствия и серьезности.
8. Нужны ли в кабинетах цветы?98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете.
10. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами.
Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на эмоциональное состояние школьников. Полученные нами результаты позволяют сделать следующие выводы:1. Наиболее предпочитаемые цвета, предложенные школьниками это зеленый, желтый, оранжевый. Школьники стремятся к самостоятельности, к установлению положительных контактов, со значимым взрослым.Данные анкеты показали, что дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность. 2. Проанализировав результаты диагностического этапа, мы пришли к выводу, что во всех кабинетах преобладают светлые тона в окраске: голубой, желтый, зеленый, оттенки оранжевого.3. Почти все кабинеты озеленены, не перегружены таблицами.4. Во всех кабинетах классная доска соответствует стандарту – темно-зеленого цвета.3. Парты во всех кабинетах стоят новые, окраска соответствует естественной структуре дерева, что благоприятно для зрения учащихся и не вызывает утомления глаз.Выводы:
Спасибо за внимание!Кабинет технологииКласс будущего