Мастер — класс на тему: казахский национальный натюрморт из 3-ех предметов быта
Согласовано:
Директор Госудврственног краеведческого музея г.Петропавловск
Утверждено:
Директор Художественного лицея г.Петропавловск
Мастер - класс
Тема: казахский национальный натюрморт из 3-ех предметов быта
Преподаватель: Никитина Т.С.
Дата: 30.08.2011 г.
Г.Петропавловск
…Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу…
В рамках проведения государственного праздника – дня Конституции Республики Казахстан 30 августа 2011 года мною был проведен мастер – класс, который был организован Северо-Казахстанским областным историко-краеведческий музеем.Цели и задачи: грамотное расположение предметов натюрморта на плоскости листа; выполнение основной цвето-тоновой основы (подмалевок); выразительность мазка при работе над фактурой предметов, а также четкое отображение конкретной формы с учетом особенностей в колорите, орнаментовки, формы. знакомство с казахскими национальными предметами быта.
Оборудование: постановка из 3ех предметов быта на контрастных драпировках при дневном освещении; материал по выбору: гуашь/масло, бумага с текстурой/холст/основа для холста на картоне, палитра, кисти, мольберт.
Планирование мастер – класса:
Организационная часть – 10 минут
Объяснение целей и задач, знакомство с национальными бытовыми предметами постановки: название, как используются в быту – 15 минут
Практическая часть:
Построение – 15 минут
Подмалевок – 20 минут
Работа над формой (основная часть работы) – 60 минут
Завершающий этап (обобщение) - 20 минут
Общее кол-во времени: 2 ч. 20 мин
Ход работы:
В Петропавловском государственном краеведческом музее в зале с казахской национальной бытовой утварью был составлен натюрморт из 3ех предметов быта(аяккап - войлочный чехол,кумган – чугунный кувшин, ранетка), также, в качестве фоновой части натюрморт украсил баскур – широкая тканая полоска, который служил в древние века как декоративный элемент интерьера юрты. Натюрморт из подлинных предметов быта казахского народа получился интересным и колоритным, отвечал требованиям композиционного и цветового расклада, являлся прекрасным дополнением к торжественной выставке музея в честь состоявшегося праздника – дня Конституции Республики Казахстан.
В современных условиях системы образования на одно из первых мест выдвигается проблема качественной и профессиональной подготовки юных художников в специализированных школах и лицеях художественного образования. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет учебная изобразительная деятельность, направленная на освоение материалов, обоснованное и активное использование их специфических возможностей для формирования живописных умений и навыков в процессе учебного рисования. Бесспорным является тот факт, что методика освоения художественных материалов должна базироваться на научной основе в целях формирования живописных умений и навыков учащихся на занятиях живописи. Практика системы обучения в художественных школах показала, что именно этот вид деятельности способствует более оптимальной подготовке к успешному и качественному обучению живописи. При выполнении учебных заданий, для работы в школе, лицее, системе дополнительного образования могут быть использованы материалы, позволяющие передавать не только объёмность формы, но и цвето-фактуру, богатство тональных нюансов от светлого к тёмному, моделировать форму предметов. Гуашь/ масляные краски (по выбору) – стали основными материалами, которыми участники мастер – класса пользовались на всем протяжении времени написания натюрморта.
Для начала работы маслом советуют преподаватели начинать именно с гуаши, т.к. этот плотный живописный материал по своим свойствам в технике письма (мазок, лессировка, многослойность, подмалевок) очень схожи с маслом. После освоения данного материала учащийся может приступить к масляной живописи.
Для наглядности, педагог выбрал масляные краски, остальные участники мастер – класса могли писать материалом по своему усмотрению, но с четким соблюдением целей и задач для данного натюрморта.
Мастер-класс проводился с участием учащихся художественного лицея 2,3 и 4-ых классов. Дети с интересом слушали мое объяснение, участвовали в изучении натурных компонентов (название, историческое происхождение предметов быта).дети работали в технике живопись акварелью, пастель.моя работа, которая служила наглядным методическим пособием для учащихся во время проведения мастер – класса, была выполнена в технике масляной живописи.
Основные этапы работы, которые выполнялись по ходу рисования с натуры:
-определить правильное расположение натюрморта на плоскости листа и помощью отдельно сделанной зарисовки или видоискателя (листок бумаги, в центре которого прорезано отверстие, равное примерному размеру формата, меньшего по своему масштабу)(построение)
-грамотное построение предметов на листе, учитывая линию горизонта, и индивидуальные особенности каждого из предметов (построение)
-первый цветовой расклад с учетом колористических особенностей постановки (подмалевок)
-второй цветовой расклад с учетом цвето-тоновых нюансов натюрморта. Лепка по форме предметов
-заключительный этап работы – подведение цвето-тоновых отношений, выявление главного в натюрморте с помощью цветового акцента и контраста
По ходу работы велась беседа о живописи, о цвете, о том, как необходимо соблюдать правильное ведение работы, т.к. качество исполнения – гарантия успешной и грамотной картины.
Ошибки, которые допускались у детей при рисовании, исправлялись в ходе работы на каждом этапе, что дало высокий результат работ по итогам.
Так же, велась беседа о казахском национальном искусстве, точнее о предметах быта, которые казахи в древние времена изготавливали в хозяйственных целях (а именно, о посуде, т.к. натюрморт был оставлен из казахских национальных предметов быта).
Весьма интересно было рисовать натюрморт из исторических казахских национальных предметов. Это задавало интерес процессу ведения работы с натуры, дети с интересом изучали особенности предметов, спрашивали, общались друг с другом. Обстановка располагала к приятной работе и беседе. Результат работ по итогам приятно удивил, т.к. все учащиеся справились с заданием, у каждого работа отражала индивидуальность, не нарушая общую схему поэтапного написания работы, цветовая гамма была сложной и интересной.
За отведенное время(140 минут) работы были выполнены на высоком уровне, отмечены организаторами выставки музея и были награждены дипломами и памятными подарками.
В целом, мастер – класс состоялся.
Иллюстративное приложение к изложенному мастер-классу:
Натурная постановка из казахских национальных бытовых предметов
Преподаватель в процессе работы
Учащиеся в процессе работы
Итог работы (преподаватель)