Конспект панорамного урока по познанию мира
Панорамный урок
Предмет: Познание мира
Класс: 4
Тема : Полезные ископаемые
Цель урока:
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
1.формировать понятие о полезных ископаемых, о группах на которые они делятся, их свойствах и использовании;
2.развивать умение работать с картой;
3.воспитывать бережное отношение к природным ресурсам:
Планируемые результаты:
предметные: знать о полезных ископаемых и их роли в жизни человека, уметь различать полезные ископаемые;
личностные: проявляются в стремлении к заботе, защите окружающей среды;
системно- деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию;
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, наглядный, проблемный, словесный.
Виды работ: работа с картой, обсуждение в группе, работа в паре.
Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, бассейн.
Оборудование: мультимедийный проектор, белая бумага, маркеры, карта «Полезные ископаемые», коллекция «Горные породы», карта «Полезные ископаемые Казахстана»
Дидактические материалы: карточки с заданиями
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
Мы снова вместе –
Вы и я.
Начинаем наш урок –
Он для вас
Мы будем вместе
Грызть гранит науки,
В добрый час.
Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.
2 этап. Актуализация знаний
- Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.
1 . Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
2.Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступеньки, постаменты Красивы станут и заметны. (Мрамор)
3. По трубе течет, пироги печет. (Газ)
4.Если встретишь по дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина)
5.Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. (Торф)
6.Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Черный и блестящий, Помощник настоящий. (Каменный уголь)
- Как назвать все отгадки одним словом? (полезные ископаемые)
Я надеюсь, что сегодняшний урок познания мира будет для вас очередным открытием, удивлением.
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого- геолога
Александра Евгеньевича Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”
- О какой земле идет речь? (О Казахстане)- Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)- О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)
3 этап. Мотивация и целеполагание.
- Посмотрите на карту нашей страны. Богата и разнообразна природа нашего Казахстана. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайд «Карта полезных ископаемых» ).
Какие хитрые секретыТаят обычные предметы: Блестят в солонке минералы!Снежинки – это же кристаллы!Фольга, скрывавшая конфету -Металл такой же, как в ракетах.Таит его простая глина,Сестра сапфира и рубина!А коль споткнешься ты о камень,Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природаТебе подсунула породу!
Проблемные вопросы
- Какие проблемы ставите на уроке?
1.Что такое полезные ископаемые?
2.Какие бывают полезные ископаемые?
3.Почему нужно беречь полезные ископаемые?
4 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
- Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?
1.Соблюдать правила совместной работы.(слайд)
2. Распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы.
5 этап. Реализация плана.
А)Фронтальная работа.
- Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд).
Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?
К какой части речи они относятся? (прил +сущ)
Вместе образуют ?(словосочетание)
- Теперь подумайте и попробуйте дать определение, что такое “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд).
Б). Составление кластера «Виды полезных ископаемых»
Вывод по таблице
В)Работа с картой «Полезные ископаемые Казахстана»
- Посмотрите на карту нашей страны.
- Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии.
Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).
- Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).
- Какими полезными ископаемыми богата земля Бурлинского района?
- Как называется это месторождение?
Музыкальная пауза
Г)Работа с учебником с.28-29
Перед рассказами поработаем с понятиями геологи, месторождение, бассейн?
(Работа с толковым словарем)
Кто такие геологи?
Что такое месторождение, бассейн.?
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли называются месторождениями.
Бассейн- большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых.
- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверты с заданиями.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”. За помощью обращаетесь к тексту на 27-29 учебника.
Задание каждой группе
1группа-Как образовались рудные полезные ископаемые.
2 группа-Способы добычи полезных ископаемых.
3 группа-Нерудные полезные ископаемые
4 группа- О месторождении нефти.
5 группа- Каменный уголь.
6 группа- Железные руды и бокситы.
6 этап.Творческая работа.
А)Синквейн.
- Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом.
За лучший синквейн команды награждают друг друга смайликами.
Б) Работа с учащимися с повышенной мотивацией
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (тест)1.Горючие полезные ископаемые – это, прежде всего: А) топливо Б) средство для получения лекарства С) удобрение 2. Нефть перерабатывают: А) в доменных печах Б) на нефтеналивных заводах С) на нефтеперерабатывающих заводах 3.Места залегания полезных ископаемых называют: А) карьеры Б) шахты С) месторождения 4. Почва-это: А) верхний слой земли Б) верхний плодородный слой земли С) перегнившие листья, гранит, воздух 5. По способу применения полезные ископаемые делятся на три основные группы: А) горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные Б) рудные полезные ископаемые, нерудные, негорючие С) нерудные полезные ископаемые, рудные, негорючие 6. Главное свойство почвы, отличающее её от горной породы: А) растворимость в воде Б) плодородие С) водонепроницаемость 7. Горючие полезные ископаемые-это: А) каменный уголь, нефть, природный газ Б) фосфорит, асбест, соль С) гранит, известняк, мрамор 8. Горы пустой породы, которые образуются при добыче каменного угля в шахтах, называются: А) курганы Б) терриконы С) сопки 9. Тёмный цвет почва приобретает за счёт: А) соли Б) перегноя С) глины 10. Полезные ископаемые расположенные близко к поверхности земли добывают: А) из шахт Б) из открытых карьеров С) из скважин11. Горючесть главное свойство: А) нефти Б) известняка С) меди
7 этап. Вывод
- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?
Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.
- Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те, места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.
9этап. Оценивание работы.
Оценочный лист
Виды работ
07.10 Отгадывание загадок Исследовательская работа Составление кластера Работа со словарём Творческая работа Синквейн Работа с уч-ся с повышенной мотивацией.
10 этап. Итог урока
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".
- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
11 этап. Домашнее задание с. 27-29 пересказ. Сочинить сказку о полезных ископаемых. Составить 5 вопросов по теме «Полезные ископаемые»