Конспект урока русского языка на тему Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени (3 класс)
Русский язык
3 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Тема:Суффикс-л-в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Цели: Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
Этапы урока Ход урока Ι. Организацион-
ный момент Вы, талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы умные, как много вы умеете, если будете постоянно работать
над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. ΙΙ. Актуализация знаний.
1. Устный опрос.
Слайд 1.
Глаголы обозначают ... (действия предметов).
Глаголы изменяются ... (по временам).
Летел, мечтал, плясали– это глаголы в ... (прош. вр.).
Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... .
Слайд 2.
В настоящем времени стоит глагол
удирал
мчался
прошмыгнул
улепётывает
– Как определили настоящее время?
3. Упр. 352 – самостоятельное выполнение. Проверка коллективная.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил? IIΙ.
Формулирование проблемы.
– Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке.
– Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.)
– А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.)
– Сформулируйте тему урока.
Слайд 3.
Глаголы прошедшего времени.(Табличка на доске)
– Составим план урока.
Слайд 4.
Признаки глаголов прошедшего времени.
Как изменяются глаголы прошедшего времени? IV. Открытие новых знаний. Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего времени – суффиксом -л-.
Упр. 353 – продолжение работы со словами в зелёной рамке.
Выполняется коллективно по «шагам».
– Различие в оттенках значения синонимов.
(Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.)
– У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед –ся есть буква л.
– Почему эта буква выделена жирным шрифтом?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице.
– Прочитайте текст.
– Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.)
– По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени. V. Развитие умений. Работа в учебнике.
1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка.
Образец записи:
Встречает, празднует, трещит (наст. вр.)
Прочитает, засмеётся, оживёт(будущ. вр.)
Вытащила, рассказала, уточнила(прош. вр.)
2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано:
Фонарь светил...
Лампа светил...
Солнце светил…
Огоньки светил...
– Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.)
– Допишите их. Прочитайте только глаголы.
Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Слайд 5.
(Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.)
б) Практическая работа.
– Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка, человек, бревно, листья – на доске).
Проверка работы.
Слайд 6.
Человек плыл.
Лодка плыла.
Бревно плыло.
Листья плыли.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
3. Самостоятельная работа в парах.
Карточки (приложение 1)
4.Самостоятельная работа(индивидуально, дифференцированный подход) вставьте окончания, составьте предложения так, чтобы получился текст, кто не сможет составить отдельные предложения.(приложение 2) VI. Итог урока.
– Прочитайте ещё раз тему урока.
– Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они изменяются.)
– Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.)
Слайд 7.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения? VII. Домашнее задание. Упр. 5, с. 117–118.
Приложение 1.
Звёзды сверкал…, молоко закипел…, птичка запел…, радуга появил…сь, солнышко заиграл…, девочка прибежал…, ребята играл… .Приложение 2.
Фамилия, имя_____________________________
Солнце светил…, дороги потемнел…, весна наступил…, лёд посинел…, грачи прилетел.., ручьи зазвенел…, травка зазеленел…, солнышко растопил…, птицы распевал…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________