Урок русского языка в 3 классе по теме:Упражнение в образовании и определении времени глагола».


МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Урок русского языка
во 3 классе по теме:
« Упражнение в образовании и определении времени глагола».

Учитель начальных классов:
Сиротенко Ольга Александровна
2014-2015 учебный год.
Цели: развитие умения отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.
Задачи: содействовать формированию УУД:
1.Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
2.Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
3.Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.
4.Коммуникативных: учить формулировать собственное мнение договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.
Ход урока:
Организационный момент.
Минутка чистописания.
– Замените выражение одним словом:
1). Странный человек. (Чудак.)
2). Сказочное существо. (Чудовище.)
3). Пастух, который пасет овец в горах. (Чабан.)
– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Букву Ч, потому что все слова-отгадки начинаются с этой буквы.)
– Определите порядок написания букв в строке.
Ччау Ччаауу Ччаааууу …
III. Работа над темой.
1. ьчеп в акбаб алидасоП
.ьчеп йотсупак с икжориПН. Кончаловская– Что заметили? (Это предложение записано наоборот.)
– Прочитайте его справа налево и запишите правильно.
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
– Что заметили? (Два одинаковых слова «печь» в этом двустишии.)
– Как вы думаете, какой частью речи являются эти слова? Поставьте к ним подходящие по смыслу вопросы.
– Что заметили? (Одно слово существительное, а другое – глагол.) Докажите.
– Что можете сказать о глаголе? (Отвечает на вопрос что делать?)
– Какого времени этот глагол? (Он стоит в неопределенной форме.)
– На что заканчивается этот глагол? (На -чь.)
– Итак, мы уже знаем, что глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, но могут оканчиваться и на -чь.
2. И г р а «Выбери глаголы».
– Из каждой группы слов зачитайте только глаголы.

– Слова каких частей речи не назвали?
– Можно ли существительные превратить в глаголы? А прилагательные?
– Подберите к существительным однокоренные глаголы в настоящем времени, а к прилагательным – в прошедшем времени.
Глоток – глотает, глотаем…
Желтизна – желтеет, желтеют…
Темнота – темнеет, темнеют…
Чистый – чистил, чистила, …
Красный – краснел, краснела, …
Физкультминутка.
3. Дети получают карточку с четверостишием.
Сказал попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Ответил ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
– Что это за четверостишие?
(Скороговорка.)
– Как догадались?
(Слова повторяются.)
– Научитесь правильно и быстро читать скороговорку.
– Определите, к каким частям речи относятся похожие слова.
(Попугаю – глагол, попугай – существительное.) Докажите это.
– Можно сказать, что это однокоренные слова? Почему?
4. Упражнение №158, с. 79 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Найдите сравнение.
– Подберите и запишите проверочные слова к словам: лез и лес.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая это орфограмма?
5. Упр. 159 стр. 79
6. Упр. 160 стр. 80
III. Итог урока.
– О чем узнали сегодня на уроке?
- Учились отличать одну временную форму от другой, изменять глаголы по временам.
Домашнее задание: упражнение 162, с. 80.
Используемая литература:
1. Иванов. С.В. Русский язык [Текст]: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Евдокимова А.О., Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.– 192 [21-24] с.: ил.- 30000 экз. .- ISBN- 978-5-360-03828-3 (ч.1).
2.Методические рекомендации к курсу «русский язык» 3 класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная литература» : издательский дом «Фёдоров», 2014 г.
3.Русский язык, 3 класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2014 г.