Статья по истории «Влияние культурно-исторических сфер языка на формирование полилингвальной личности»


«Влияние культурно-исторических сфер языка на формирование полилингвальной личности»
Республика Казахстан являясь независимым многонациональным государством, проводит в жизнь свободную языковую политику. В настоящее время в стране соблюдаются права всех народов, представителям всех этносов предоставляется свободный выбор языка общения, обучения и воспитания.
Современное общество характеризуется как информационное. Трудно переоценить роль знания языков в использовании современных информационных технологий. С учетом этих тенденций оно обеспечивает человеку широкий доступ к информации в различных предметных областях, получение новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями. Полилингвальное обучение мы понимаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.
В процессе овладения языком человек не только приобретает языковые навыки, но и воспитывается. Поэтому обучение языку должно составлять сердцевину всего процесса воспитания и быть нацелено на формирование лингвистики человека средствами языка. Изучать язык — значит, изучать и культуру его народа. Ведь язык и культура неразделимы и друг без друга не существуют. У каждого народа своя культура, свой язык. Интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества определили основную цель учебно-воспитательного процесса — подготовка школьников к жизни в демократическом, поликультурном государстве. Поэтому основной задачей современной школы нового типа является обучение школьников многоязычию, так как именно от способности владения казахским, русским и иностранным языками будет зависеть как личная, так и профессиональная карьера граждан нового тысячелетия.
Знание языков полезно не только для отдельных личностей, но и для всего общества. Чем больше языков знают люди, тем больше вместе с языком они познают историю, обычаи и традиции, культуру этих народов. И это способствует международным культурным, экономическим связям, что, безусловно, ведет к улучшению в целом всей ситуации в стране. Реалии нашей современности все больше убеждают нас в необходимости овладения уже в школьных стенах казахским, русским и одним из иностранных языков. Поэтому наблюдается общая тенденция к их изучению. Приведу слова Президента РК Н. А. Назарбаева: «Я лично за то, чтобы в нашей стране все знали и казахский и русский. Считаю, что было бы благом для казахстанцев владение английским языком, что только возвысило бы всех нас».
Роль языка в формировании национального духовного сознания является важность культуроведческого и этнокультурного аспектов в обучении. Поэтому необходимо включение в школьные курсы национально-культурного компонента, изучения языков в контексте национальной культуры, апроцесс обучения должен иметь личностно-ориентированную направленность. Это значит, что в центре системы обучения предмету должен быть поставлен ученик, его мотивы, потребности, интересы. Умение определять мотивы и потребности учащихся, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход, выбирать адекватные технологии обучения, способствующие становлению личности, позволит изменить традиционный подход обучению языкам. Суть данного подхода в максимальной передаче инициативы учения самому ученику. Сконцентрированный на ученике подход к обучению способствует не только развитию идеи коммуникативного обучения, но и более легкой интеграции выпускника в систему образования. Модернизация школьного полилингвального и поликультурного образования, воспитания в полиэтническом информационно-коммуникативном пространстве Республики Казахстан имеет следствием формирование функциональной грамотности языковой личности. Языки обогащают учащихся не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом. В процессе изучения языков изучается и культура разных народов. Познание мира, обычаев передается в языках, и очень важно знать языки, чтобы не было препятствий при общении представителей разных народов.
Историки считают, что мировой логос отражается в языке через разум отдельного человека, т.е. язык посредством духа каждого из нас, творящего его и творимого им, становится некоей духовной средой, отражающей истину о мире, к которой каждый этнос и все человечество стремится. Итак, язык – это изначально духовноврожденная и культуропорождающая среда, в дальнейшем для человека – культуропорожденная и духовносозидающая.
Эта духовная, культурная среда существует в пространстве и во времени, она гео- и этнографична, она исторична, считал Гумбольдт. Наблюдая и познавая мир, каждый народ творит это познание через «нечто» - мыслительную и чувствительную сетку, сотворенную языком, накидывая эту сетку на мир и выстраивая свое миропонимание в самом широком смысле слова. Народ создает мир и слагает в своем сознании картины мира через собственное творчество- язык, который, являясь продуктом мысли, с свою очередь, формирует мышление. Изучение языка (языков), должно быть подчинено «высшему принципу» - постижению «духа народа».
«Язык и духовная сила народа развивается не отдельно друг от друга и не последовательно один за другой, а составляет исключительно и нераздельно одно и то же действие интеллектуальной способности». Движение духа есть и духовное творчество мысли, интеллекта, человеческого гения, что и представляет собой культуру.
Не менее важно изучение культурно- исторических сфер языка в темах разной степени сложности, практически это могут быть «сквозные» темы, как-то «Слова и фразеологизмы тематической группы «Духовная жизнь народа в Древней Руси» или периода Возрождения. От исторического такое изучение отличается тем, что при этом прослеживается диалектика понятий, категорий, самой среды, формирующей личность. Изучаются понятия и категории в системе: благо, достоинство, власть, мудрость, народные обычаи, обряды, тесная связь разных национальных культур и языков.
При изучении темы «Слова и фразеологические обороты» можно взять слова из тематической группы «Семья и брак в эпоху Средневековья на территории Казахстана», это поможет понять нашу современность через прошлое, понять ее в глубочайшей конкретике реалий, отношений, языковых понятий. История слова математически точно обозначает точку погружения в культуру народов и языка.
Изучение возрастных диалектов под руководством учителя, на фоне исторической речевой культуры способствует также формированию чувства языка, прежде всего его эстетических критериев, через язык вести к оценке и самооценке. Благодаря современным технологиям можно максимально интенсифицировать процесс изучения грамматики , сделать его интересным, сэкономить время для изучения содержательных сторон языка, показать связь с другими языками.
В современноммире взаимодействие культур представляет собой основу развития общества и имеет первостепенное значение, занимая ведущее место в ценностных ориентациях людей. Особое внимание уделяется социальной адаптации личности в условиях межкультурной коммуникации, когда противостояние культур, все еще существующее в мировом сообществе, не является определяющим.
Глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед образованием сложную задачу, что обусловлено рядом факторов. С одной стороны, двадцатый век с его мощной компьютеризацией, спутниковым телевидением, развитием электронных средств коммуникации постепенно стал превращать землю в "коммуникативную многоязычную и поликультурную коммуналку" (В.П. Сафонова). С другой стороны, насущные проблемы интенсификации межкультурной коммуникации послужили причиной формирования идеи ценностного плюрализма и культурного релятивизма, поставив задачу формирования большей толерантности в отношениях между людьми, менталитета сотрудничества и эмпатии по отношению к людям разных национальностей, рас и вероисповеданий.
Наша эпоха — эпоха положительных перемен. Сегодня мы являемся свидетелями усиления ориентации на развитие личности в процессе становления новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются новое содержание, новые подходы, новое право, иные отношения. Кроме того в последние годы значительно вырос интерес к изучению личности, вызванный тем, что в условиях глобальных коммуникаций и свобод, доступа к информации возможности человека резко расширились, произошло осознание того, что личность соизмерима с миром, что персонален сам мир культуры. Это явилось определяющим в эволюционном скачке личности, изменении её «научного веса», выдвижении в число приоритетных объектов философии, культурологии, языкознания, литературы и других наук. Соответственно произошло дополнение новым содержанием и самого определения личности.
Социальный заказ современного общества, сформулированный в Концепции воспитания, - Человек-Творец, интеллектуальная личность, способная к самоопределению.
Литература:
1. Материалы регионального форума педагогической общественности, посвященного 180-летиюК. Д. Ушинского. Петропавловск, 3–4 марта 2004 года.
2. Галеев В.Н. «Полилингвальное обучение и глобальная информация» Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ), г. Казань, 2006г
3. Саутова Т.А. СКГУ им. М.Козыбаева «Полилингвальное и поликультурное образование в полиэтническом иформационно-коммуникативном пространстве»
4. Галеев В.Н. «Региональная система повышения квалификации учителей».
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ), г. Казань, 2006г
5.Хрусталева О.Н. «Формирование языковой личности школьника в условиях полилингвальногообразования». Москва, 2002 г.
6. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. М: МГУ, 1975
7.  Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. М: Наука, 1981
8. Будагов P.A. Человек и его язык. М: МГУ, 1976
9. Верещагин Е.М.,Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М: Русский язык, 1990