Ценностные основания гражданского воспитания
Ценностные основания гражданского воспитания
школьников на уроках истории
Волкова Т.И.,
г. Абакан
«В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки»
Роджер Остин
Гражданское образование - одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Ценностный подход в преподавании истории является условием гражданского воспитания школьников, позволяющим переводить преподавание истории из режима передачи знаний в режим воспитания. Ценностный подход направлен на достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, который ориентирует учащихся на гуманистические установки и активную гражданскую позицию.
Ценностный подход в педагогическом процессе включает:
- эффективное демократическое поле на уроках истории, предполагающее самоорганизацию детей и гуманистическое управление ученическим сообществом во время урока;
- развитие личности учителя, его помощников–учеников, всего классного коллектива в процессе урочной деятельности (развитие взаимоуважения, способность к компромиссу, проявление толерантности, способность принять чужое мнение и т. д.);
- ориентацию образовательного процесса на формирование и развитие гуманистических ценностей, осмысление знаний в ходе урочной и самостоятельной деятельности учащихся, на особенности культуры человеческого сообщества, потребности развития гражданского общества;
- отбор содержания и технологий в процессе преподавания истории, оказание положительного влияния на свободное сотрудничество при условии содружества педагогов и учеников, педагога с родителями, учащихся друг с другом и т. д. в едином образовательном пространстве урока.
Такой педагогический подход к преподаванию истории основываю на следующих принципах:
- принцип целостности – учебно-воспитательный процесс на уроке предполагает уравновешенное развитие всех сфер ребенка; интеллектуальной, морально – волевой, эмоциональной, ценностной, единение личностных и учебных достижений.
- принцип творчества – в процессе образовательного поля и учитель, и ученик могут предлагать различные варианты своего видения проблемы урока, а учащиеся включается в неё при помощи своей фантазии и детского мировоззрения.
Какие же ценностные основания, заложенные в учебном предмете истории, необходимо выделить в качестве опорных в гражданском воспитании учащихся?
В этой системе представлены фундаментальные правовые ценности: общественный порядок, обеспечивающий стабильное существование государства и общества, права как ценности каждого члена общества, законопослушания и стремление к свободе и др.
В преподавание истории органично входят политические ценности, стимулирующие и направляющие борьбу между социальными группами, объединяющие и разъединяющие людей, обосновывающие политику как конструктивного, так и деструктивного характера. Перед учащимися «проходят свой исторический путь» интересы различных социальных групп и политических образований, наполняются разными смыслами такие ценности, как сословная гордость, классовая солидарность, патриотизм и гражданственность, национальная гордость и национальное достоинство.
Через преподавание истории высказываются идеи приоритета общечеловеческих ценностей, выношенных в духовном опыте человечества, идеи политического диалога и консенсуса. В рамках ООН, прежде всего ЮНЕСКО, эти идеи приобрели даже форму концепции «Культура мира» - «Педагогика мира».
Изучение региональной истории приводит к уважению культуры хакасского народа, других народов, проживающих в Республике Хакасия. Нелегкий коллективный труд поколений основателей городов и поселков Хакасии, история освоения этого края казаками, особенности протекания гражданской войны в этом крае - все это тоже ценностное основание гражданского образования школьников, поскольку «изучение и знание истории своей страны является необходимым условием сознательного выбора каждым своей гражданской позиции».
Ориентир на становление у школьников не только социально-гражданской компетентности, но и гражданственности требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного, аксиологического (ценностного) и деятельностно-практического компонентов содержания.
При планировании особое внимание в курсе истории необходимо уделить темам, связанным с рассмотрением взаимодействия идей гражданской ответственности и национализма, соотношения прав и интересов личности, обоснования прав и свобод личности любой национальности.
Современный опыт ведения урока истории в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным носителем гуманистических ценностей тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью понятия гуманности – демократии – гражданственности со своим внутренним миром, со своим отношением к ученику, учебному материалу, со своим жизненным опытом.
Для нас представляет интерес та модель урока, которая связана с человеческим достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад жизни урока, принимается нами как мини - модель гражданского общества.
Поэтому при построении урока:
учитываются возрастные особенности и возможности гуманистического гражданского становления каждого ребенка;
соблюдаются права человека, ребенка с позиции толерантности, умения вести диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;
дается возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать собственные выводы на уроке;
принимается критика.
Главное на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока.
Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России. – М., Педагогика, 2003, с. 7.
Гликман И. Основание значимости гражданско-правового образования. // Учитель. №1. 2002.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избранные труды. – М., 1979, с.72.
Гражданское образование
Социализация как успешная интеграция
в гражданское общество
Гражданская
позиция
Гражданская
компетентность
Гражданская
позитивная
деятельность
Ценности
Знания
Деятельность
15