Методическая разработка открытого урока по пьесе А.Н. Островского Гроза


А.Н. Островский «Гроза»
Цели уроки:
Обучающая: познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.Словарь урока:
Драма, мещанин, самодур.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Прочитайте биографию Островского, составьте хронологию.
Александр Николаевич Островский – это один из наиболее выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии российской литературы и национального театра. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русского репертуара в театре.
Пьесы Островского известны многим поколениям российских зрителей и читателей и любимы ими. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.
Детство и юность
Российский драматург родился 13 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать будущего драматурга рано умерла, в семье было шестеро детей. Отец Островского очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания Московской гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. Островский так и его и не закончил.
В 1843 году Островского берут на службу писцом в суд и он работает в различных московских судах до 1851 года. Этот период жизни очень помог Островскому в его будущем творчестве. Работая в судах, он прекрасно изучил мир российского купечества и мещанского сословия, которые потом он блестяще описал в своих произведениях. Многие персонажи, характеры взяты драматургом из его реальной жизни.
Первые пьесы
В 1847 году в газете «Московский городской листок» выходят очерки Островского под названием «Записки замоскворецкого жителя». Однако, широкую известность драматург получили после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся». Это произведение, написанное в жанре комедии, было с восторгом принято публикой и получило прекрасные отзывы критиков. Об этой пьесе одобрительно отозвались Гоголь и Гончаров.
Однако, произведение очень не понравилось представителям купечества и после их жалобы властям, пьесу запретили ставить, а ее автора уволили с работы. «Свои люди – сочтемся» была допущена к постановке только после смерти императора Николая, в 1861 году. Со второй пьесой Александру Николаевичу повезло гораздо больше. «Не в свои сани не садись» была написана им в 1852 году и уже в 1853 году вышла на подмостки театров. С 1856 года Островский постоянно работает в журнале «Современник».
С 1853 года ежегодно московские и петербургские театры ставили новые пьесы драматурга и все они благосклонно принимались как публикой, так и отечественными критиками.
На пике популярности
В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес- «Грозу». В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками. В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.
В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.
Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.
Значение Островского для российской литературы и его роль в развитии русского театра неоспоримы и огромны. Для российского театра он был фигурой такого же масштаба, как и Мольер для французского театра, а Шекспир – для английского. На его счету 47 написанных им лично пьес, еще несколько были написаны в соавторстве.
В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.
Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.
3.Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”.  В тетрадях ведем записи.
«Гроза» написана и поставлена в театре в 1859 г. 1860 г – была напечатана.
- Цензор И. Нордстрем, благоволивший к Островскому, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.
50-60-е годы - это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди этой эпохи. Это было ожидание реформ, многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.
Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения.
Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу)
- Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия.
- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? (Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России).
- В драме нет случайных имен и фамилий. Какой прием использует автор при выборе фамилии и имени героев? Вспомните «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина. (Говорящие фамилии)
- Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц
(Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон- тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина
- В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. задание 2 стр. 147. Прочитаем комментарий.
Катерина – в переводе с греч. Означает «вечно чистая», по отчеству она Петровна, что переводится как «камень», -ее именем и отчеством драматург якобы подчеркивает высокую нравственность, силу, решительность, твердость характера героини. Отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара – «грубая», Глаша – «гладкая», т. е. толковая, рассудительная.
Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе.
Положение женщин в России 19 века (подготовленный ученик – слайд 3): В первой половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. -Что такое «Домострой»? (слайд
Положение женщин в России 19 века (подготовленный ученик – слайд 3): В первой половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и
церковные службы. -Что такое «Домострой»? (слайд
Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость?
4. Работа с текстом пьесы. Анализ 1-го действия.
Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления) :- Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).
- Какое место выбирает Островский для действия? (общественный сад)
- Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес?
- Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину?
Такой выбор места и времени дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить с героями и ввести в сущность конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
- Обратите внимание на слова Кулигина в 1 явлении: «Чудеса! Наглядеться не могу! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! …какая красота в природе разлита».
- Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.
 (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).
- Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? (Кабаниха домашних совсем заела…)
- Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?
 Обратимся к монологу –явление 3: «Жестокие нравы…» Зачитаем.
(у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…)
- Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.
5. На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.
Группа 1. История создания пьесы. Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе "Лес". Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.
Группа 3. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.
Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
"Хозяева жизни" "Жертвы"
Дикой. Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.
Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.
6.      Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
-        Катерина -- поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
-        Кулигин -- речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.
-        Дикой -- речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
-        Кабаниха -- речь лицемерная, "давящая".
-        Феклуша -- речь показывает, что она была во многих местах.
7. История постановки пьесы.Презентации обучающихся.
Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждый спектакль -- это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому необходимо рассказать об основных постановках "Грозы".
-        Первая исполнительница роли Катерины -- Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Ее исполнение -- это порыв к мечте. Главное в образе -- "отчего люди не летают?"
-        Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль -- задушевность и поэтичность.
-        П. Стрепетова -- "создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте" (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: "Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния. Сколько их умирает так просто, молчаливо".
-        М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина -- "луч света в темном царстве".
-        В фильме режиссера Петрова (1934) Катерина -- А. К. Тарасова -- жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.
-        Е. Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене -- воля, а не отчаяние.
Вывод. Разноплановое сценическое воплощение драмы "Гроза" является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или "луч света", сила в ней или слабость, последняя сцена -- протест или смирение?
Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму "Гроза", и это говорит о ее жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.
8. Работа со статьями критиков. (по группам).
Работа в группе ведется по материалам статьи Н. Добролюбова "Луч света в темном царстве" (1860), Д. И. Писарева "Мотивы русской драмы" (1864) и Ап. Григорьева "После .Грозы. Островского" (1860).
1.      Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:
-        "Островский обладает глубоким пониманием русской жизни".
-        "Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русской общество".
-        "Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, -- вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений".
-        "Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров".
-        "Характер Катерины . составляет шаг вперед во всей нашей литературе".
-        "Русский сильный характер в .Грозе. поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам".
-        "Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе. самый сильный протест бывает тот, который поднимается. из груди самых слабых и терпеливых".
-        "Грустно, горько такое освобождение. В том-то и сила ее характера, оттого-то .Гроза. и производит на нас впечатление освежающее".
-        "Конец этот кажется нам отрадным. в нем дан страшный вызов самодурной силе".
2.      Расскажите о взглядах Д. И.  Писарева. В чем выражается его полемика с Добролюбовым?
-        "Натура" Добролюбова и "личность" Писарева.
-        Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.
-        Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
-        Оценка самоубийства как действия неожиданного.
3.      Каковы взгляды на пьесу "Гроза" у Ап. Григорьева?
-        Народность -- главное в творчестве Островского.
-        Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы -- "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.