Разработка урока по пьесе А.Н. Островского Гроза 10 класс
Тема: А. Н. Островскийсоздатель русского национального театра. Драма «Гроза». Катерина в борьбе за свои человеческие права.
Цели занятия:
Образовательная:
1. Раскрыть роль А.Н.Островского в истории русского театра, увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга.
Познакомить с драмой «Гроза» (творческая история, содержание, герои, оценка критиков). Выяснить, в чем суть основного конфликта в пьесе.
Рассказать учащимся об особенностях жанра драмы.
Развивать умения учащихся анализировать предлагаемый учебный материал (видеофильм), высказывания писателей и критиков; совершенствовать навыки работы с текстом литературного произведения и критической статьёй.
Вызвать интерес к духовным проблемам жизни.
Воспитательная:
1. Способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
2. вырабатывать умение отстаивать свою читательскую позицию.
Развивающая: развитие следующих компетенций:
– общеучебные компетенции: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать;
-- коммуникативная компетенция: способствовать обогащению словарного запаса;
-- языковая компетенция: развивать у учащихся способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Методическая цель: использование приемов активизации познавательной деятельности на уроках литературы.
Эпиграфы к уроку:
1. Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений
После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр, он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И. Гончаров
2.«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского» Н.А.Добролюбов
Оборудование урока:
Видеокассета с учебным фильмом «Великие имена России. А.Н.Островский».
Материалы с фрагментами критических статей Добролюбова и Писарева.
Тексты драмы «Гроза».
Ход занятия.
Сообщение темы и учебных целей занятия. Оформление записей в тетрадях. (5 мин)
- Сегодня мы с вами знакомимся с жизнью и творчеством А.Н.Островского, одного из самых известных русских драматургов 19 в. Чтобы понять, какую роль сыграл он в истории нашей литературы и нашего театра, надо знать, что представляла собой русская драматургия до него. «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, писал Белинский в 1845 году. У нас есть комедии Фонвизина, Горе от ума Грибоедова, Ревизор, Женитьба и разные драматические сцены Гоголя превосходные творения разных эпох нашей литературы, и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного. Все эти произведения стоят какими-то особняками, на неприступной высоте, и все вокруг них пусто..., ни одного удачного опыта в их роде» Белинский вынужден был констатировать, что театр в 40-х годах, несмотря на стремление лучших актеров к реалистическому репертуару, все еще являлся прибежищем реакционной охранительной идеологии и реакционного «ультраромантического» стиля. Ставились напыщенные мелодрамы и пошлые водевили.А ведь в прозе и поэзии прочное место завоевывал критический реализм. Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. И в 1849г. такое произведение появилось. Молодой драматург Островский написал пьесу «Свои люди сочтемся!».
Фильм о жизни и творчестве Островского. Перед просмотром учащиеся получают вопросы, на которые необходимо ответить после просмотра фильма. (20 мин)
– Каково значение А.Н.Островского в истории русского театра?
– Почему драматурга называли «Колумбом Замоскворечья»? Что за «страна» такая Замоскворечье? Что в ней было интересного для драматурга?
Беседа после просмотра фильма по предложенным вопросам. Обобщение учителя. (10 мин)
– Значение А.Н.Островского в истории русского театра. Работа с 1-м эпиграфом.
-- Автор 48 оригинальных пьес. 547 героев с неповторимыми характерами, манерами, индивидуализированной речью.
-- «Труппа должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна», должна составлять ансамбль", - считал Островский.
-- Один из организаторов и руководителей артистического кружка – своеобразного клуба, объединения артистов и ценителей искусства, созданного «а) для исполнения музыкальных произведений классических, как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; в) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; с) для чтения литературных произведений; d) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой». Артистический кружок провёл 86 музыкально-литературных вечеров.
-- Участие в реорганизации театрального училища, составление программы для драматического отделения. С 1886 – директор училища.
– Замоскворечье это особый жизненный уклад, жизнь сонная, скучная, со своими чудачествами, грубостью, предрассудками.Но Островский сумел стать не только бытописателем, он увидел за лицами героев типы, за бытовыми картинками социальные явления.
– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского, несомненно, имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».
Поэтому для начала давайте поговорим об особенностях драмы, чтобы лучше понять пьесу Островского.
О пьесе «Гроза». Особенности драмы как рода литературы.
– Нам предстоит разговор об одном из самых известных произведений А.Островского пьесе «Гроза». Но что надо учитывать читателю, когда он знакомится с драматическим произведением?
– «Пьесадрама, комедиясамая трудная форма литературы,писал М. Горький.- ...В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки... управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора...»[3,76].
Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Автор, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные факты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замедляющие развитие действия, исключаются. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Поэтому необходимо особое внимание при чтении обращать не только на то, ЧТО говорят герои, но и КАК говорят (интонация, пауза, тон).
– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.
Творческая история «Грозы» (примерное сообщение учащегося приложение № 2 ).
Анализ «Грозы». Характеристика действующих лиц.
– Беседа с группой. Проверка домашнего задания. Знакомство с действующими лицами пьесы. Что мы узнали о каждом персонаже уже из афиши к пьесе. (ответы учащихся) Дополнительная информация: Екатерина – от греческого katharios – чистая, благопристойная.
Варвара – от греческого barbarous иноземка, чужестранка.
Марфа – от арамейского marfa – госпожа.
Кабанова – от «кабан» - млекопитающее из отряда парнокопытных, семейство свиней.
Борис – сокращение от имени Борислав, от бор – борьба, слав –слава.
Савёл – от Савелий, древнееврейское имя, испрошенный (у Бога).
Дикой – от «дикий» - ужасный, несдержанный, необузданный.
Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.
– Слушаем подготовленное индивидуальное домашнее задание на тему: «Нравы г. Калинова» (приложение № 2 )
– В центре драмы судьба Катерины. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Героев пьесы принято делить на две категории: «хозяева жизни» и «жертвы». Охарактеризуйте эти категории жителей Калинова. (прослушивание домашнего задания)
– В чем же заключается конфликт в пьесе? Конфликт это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов. Как же решить, какой из них главный? Социальный конфликт, конфликт поколений, внутренний конфликт Катерины.
– Какой конфликт был главным для демократа Добролюбова, который назвал пьесу «самым решительным произведением» Островского? Работа со 2-м эпиграфом. Почему он дал такую оценку? Кто такая Кабаниха? Какой Вы увидели главную героиню Катерину?
– Оценка пьесы в русской критике. Индивидуальное домашнее задание на тему: «Н. Добролюбов и Д.Писарев о Катерине».
После спектакля появились рецензии. Не было единства в оценке образа главной героини.
Все эти споры необходимо рассматривать в тесной связи с вопросом о русском национальном характере, о том, каков он. Типичное ли явление отразил Островский? Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, а не всей России.
Революционные демократы утверждали обратное; от их имени выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?
У некоторых критиков на первый план в ее характере выдвигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, следствием особенностей ее натуры: «Катеринаженщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противовес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, нежели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время «светлый, любящий, созидательный, идеальный». Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидел в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет - все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.
– Кто прав в оценке Катерины? Каким задумал характер Катерины сам драматург? Для ответа необходимо внимательно прочитать драму, помня о нашем разговоре в начале занятия: драма особый род литературы.
Домашнее задание.
Написать свои размышления на тему: «Почему не Кулигина, а Катерину назвал Н.Добролюбов «лучом света в «темном царстве»?
Мое мнение о Катерине.
Примечание: Последняя тема («Н. Добролюбов и Д.Писарев о Катерине») может быть дана на след. урок.
Приложение № 1.
Домашнее задание перед изучением темы.
Всем.
Прочитать пьесу «Гроза». Проанализировать афишу. Что о героях мы узнаем из афиши пьесы? Какие сведения о них даёт автор? (обратить внимание на имена и фамилии героев)
Дать краткую характеристику героям пьесы, заполнив таблицу.
«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Дикой Кабанова
Тихон БорисКулигинВарвара Кудряш
3. Темы для индивидуальных сообщений: «Творческая история «Грозы», «Нравы г. Калинова», «Кабаниха в пьесе «Гроза», «Катерина как трагическая героиня», «Н. Добролюбов и Д.Писарев о Катерине».
Приложение № 2.
Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.
“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.
“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимоИ нет конца этой песне...
Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.
В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.
А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.
Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.
Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины