Конспект урока литературы в 10 классе по пьесе Островского Гроза.

Урок литературы в 10 классе

МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Карагайского района Пермского края
учителя Владычных С. В.

Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы.
Аудитория: 10 класс.
Тема урока: Гроза или «Гроза»?
Вид урока: урок-семинар.
Стратегическая цель: развитие чувства эмпатии, творческих способностей и устной речи.
Задачи:
1. Учить анализу драматического произведения.
2. Раскрыть смысл названия пьесы.
3. Обучать читательской и зрительской интерпретации.
4. Повторить понятие мотива в литературном произведении.
Проблема: в жизни всегда есть выбор между обманом и честностью.
Проблемный вопрос:
Можно обмануть других, но обманешь ли себя?
Варианты решения:
обманув других, себя не обманешь.
Оптимальный вариант: С самим собой человек всегда честен, ведь только он знает про себя всё. Обманывая других, себя не обманешь и своих проблем не решишь.




Комментарий хода урока
Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов
Способы развития

Учитель приветствует детей и сообщает цель урока: создать свой вариант постановки пьесы на сцене.

Аудиальный канал
Учитель нацеливает уч-ся на работу. Учащиеся принимают данный план урока.

Ученик делает сообщение, что такое афиша.
Учитель показывает несколько афиш для примера и предлагает задание по оформлению афиши к спектаклю.
На слайде презентации 6 вариантов.
- Какое из предложенных изображений вы разместили бы на афише и почему?

Аудиальный и визуальный каналы
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 6 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

- Заполнился зрительный зал. Поднялся занавес
Учитель предлагает продумать оформление сцены в начале спектакля.
На слайде 2 картины: Б.Кустодиева
«Гуляние на Волге» и И.Левитана «Золотой плёс».
- Какая картина из предложенных, по вашему мнению, в большей степени отразила бы атмосферу города Калинова в начале спектакля?

Аудиальный и визуальный каналы
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления




Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.




- Какие сценографические традиции кажутся вам более интересными?
Реалистично отражающие облик купеческого города (на слайде 3 репродукции)или более символические, абстрактные (на слайде 1 изображение - А.Головина)?

Визуальный канал
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

- Какой видели Катерину авторы этих эскизов? (на слайде 2 эскиза костюма главной героини)

Визуальный канал
Воображение

Умение доказывать свою точку зрения
Гибкость, открытость мышления
Учитель предлагает описать характер гл.героини по имеющимся изображениям.
Учащиеся доказывают, почему изображения разных костюмов предполагают разницу в восприятии зрителя и какую.


Задание по выбору актрисы на роль Катерины.
- Вспомните, какие актрисы уже воплощали образ Катерины на сцене и на какие традиции вы будете опираться при выборе актрисы? (На слайде фотографии Г.Н.Федотовой, К.Еланской, Л.П.Никулиной-Косицкой,
П.А.Стрепетовой.)

Визуальный канал
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 4 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

Задание по выбору актрисы на роль Кабанихи.
- Представления какой актрисы о характере Кабанихи вам ближе?
(фотографии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Визуальный канал
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.



Задание по выбору актёра на роль Дикого.
- На какой типаж вы будете ориентироваться при выборе актёра?
(фотография И.Уралова (1916г.) в роли Дикого, репродукции Б.Кустодиева «Купец», И.Репина « Портрет Третьякова»,
Б.Кустодиева « Купец»)

Визуальный канал
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 4 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

Задание по выбору актёра на роль Тихона.
- Что, по вашему мнению, прежде всего подчёркивали актёры в характере и внешнем облике Тихона? Какая традиция вам ближе?
(фотографии Д.Антоновича и М.Садовского)

Визуальный канал
Умение работать в команде
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

- В театре «Современник» героев «Грозы» увидели такими (На слайде: Чулпан Хаматова – Катерина, Елена Яковлева – Кабаниха; и ещё 2 сцены из спектакля: Катерина и Борис, Кабаниха и Тихон.)
- Каково ваше отношение к такому сценическому решению?


Визуальный канал

Гибкость, открытость мышления

Умение аргументировано доказывать







Учитель предлагает выразить своё отношение к современной постановке.
Учащиеся доказывают, почему они согласны или нет с такой трактовкой пьесы.




– Какие основные мотивы, связанные с образом Катерины, вы нашли в произведении?
- Один из мотивов – мотив птицы.
«Птица важная нашлась», - говорит о Катерине Кабаниха, да и сама Катерина мечтает взлететь. Почему уже с первых страниц пьесы образ Катерины связан с мотивом птицы, полёта?
- Выберите из предложенных изображений то, которое обозначило бы этот мотив в оформлении спектакля. Объясните свой выбор.

Аудиальный и визуальный каналы
Умение работать в команде
Умение аргументировать
Эмпатия
Использую вопросно-ответный ход рассуждения, учитель вызывает учащихся на размышление; учащиеся, отвечая на вопрос, анализируют содержание пьесы.
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 5 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

- Ещё один мотив, связанный с образом Катерины: мотив света.
Катерина в переводе с греческого означает «всегда чистая». «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине.
«Рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь А какие сны мне снились!.. Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».
Каким образом в оформлении сцены, в деталях костюма вы подчеркнули бы мотив света, связанный с образом К.?
Аудиальный и визуальный каналы

Аргументация

Самостоятельность мышления


Воображение


Фантазия

Умение работать в группе




Учитель предлагает придумать декорации и костюм гл.героини.

Учащиеся, используя воображение и фантазию, выступают в роли 1-ая группа: декораторов и 2-ая группа: костюмеров. Придумывают свою версию оформления и готовят небольшое публичное выступление.



- В каких смыслах употребляется слово «гроза» в пьесе? (природное явление; гроза как угроза, нависшая над героями; гроза как наказание; гроза как благодать; гроза в человеческих отношениях)
- Как вы считаете, автор в прямом или переносном значении употребляет это слово в названии?

Умение отстаивать свою точку зрения

Самостоятельность мышления


Глубина, открытость мышления


Использую вопросно-ответный ход рассуждения учитель вызывает учащихся на размышление; учащиеся, отвечая на вопрос, анализируют название пьесы.
Учащиеся, выбрав ответ, доказывают свою точку зрения.

- Какая из 3-х актрис правдивее изобразила «грозу» в душе Катерины?
(А.Г.Коонен, Е.Н.Козырева и Е.Н.Рощина-Инсарова в роли Катерины)

Визуальный канал
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Умение работать в команде

Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 3 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

Задание на выбор оформления кульминационной сцены признания Катерины.
- Какое изображение по цветовой гамме и общей атмосфере вам кажется точнее: Милле «Буря» или П.Уткина «Любители бури»?

Умение оценивать
Визуальный канал
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Умение работать в команде
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся в группе выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.

- Какой из предложенных вариантов кажется вам точнее для оформления сцены трагической гибели Катерины:
Гюстава Моро или М.Тотьмяниной?

Визуальный канал
Свобода выбора
Аргументация
Самостоятельность мышления
Умение оценивать
Учитель предлагает сделать выбор из предложенных вариантов и обосновать его.
Учащиеся выбирают один из 2 вариантов, приводят аргументы в пользу своего решения.



Оформления финальной сцены спектакля.
- Объясните символику отдельных деталей и общей атмосферы этой сцены (на слайде фотография финальной сцены спектакля).


Визуальный канал

Умение аргументировать
Реалистичность мышления
Учитель предлагает описать символы, использованные декораторами, по имеющемуся изображению сцены (тяжёлые своды, мрачные цвета).
Учащиеся объясняют, что значат символы в решении основной идеи произведения.


Рефлексия:
- Какие мысли и чувства вы хотели бы пробудить в зрителях, посмотревших ваш спектакль? (обманув других, себя не обманешь)

Рефлексивность мышления

Эмпатия

Аргументированность
Учитель проводит рефлексию в форме вопроса, направленного на постижение смысла пьесы, и сопричастность с авторской и зрительской интерпретацией.

Творческое домашнее задание:
нарисовать афишу,
сделать макет декораций,
придумать идею 5 действия.
Свобода выбора
Учитель предлагает 3 творческих задания на выбор.
Учащиеся выбирают одно или несколько заданий по желанию.

Оценивание.
Умение давать оценку другим
Учащиеся оценивают работу каждого члена группы.
Учитель даёт словесный комментарий отметкам.





















15