Презентация на тему Казаки. История. Обычаи. Нравы. Природоохранные традиции
Исторические предшественники казачества (бродники, половцы, мещеряки, татары) Бродниками, вероятнее всего, именовались степные охотники. Их общины, состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян, чувствовали себя хозяевами в донских степях. Звали их «белые гуси», «лебеди», по-славянски «ковуи», по-копчакски «казак» - вольный общинник, конный воин. Половецкая степь «Дешт и кыпчак». Карта Восточной Европы. XI - XIII века. После окончательного распада Золотоордынского ханства городовые казачьи орды, или, как перевели это слово на Руси, возвращались в свои родовые городки: Манычский (тюрк. Горький), Богаевский (тюрк. Бычий). Первые зафиксированные в русских документах городки ставит на Дону в 1549 году не то атаман Сары-Азман, не то казаки «сары азманы» (сары – половцы, азман – смесь). Восточная Европа. XVI Слава казаков русских начинается со славы морской. Без малого триста лет казаки господствуют на Каспии, Азовском и Чёрном морях. Складная мачта Рулевое весло Казачий струг с двумя рулевыми вёслами и складной мачтой Бортовая и казнозарядная пушка До XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. Древний способ ловли рыбы бреднем Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была ещё и местожительством мастеров. Причём станица от станицы отличались каким-то особенным ремеслом. Корзинщик с учениками Станичный кузнец Бондарь «ровняет клепку» Станичный гончар Основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением о тем, что выжило и сохранилось до наших дней. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью, - воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё и присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Причащение казаков в Пасхальную ночь на фронте В казачьих землях находят самые ранние старопечатные и рукописные учебники, сохраняемые бережно, поскольку казаки грамотность очень ценили. Но одной грамотностью культура не измеряется. Она включает всё то, что видел, слышал и чему научился человек прежде всего дома, а потом в дальних походах. Сказки-былички Сказки-Апокрифы(на церковные темы) Сказки-диалоги-анекдоты Казачьи сказки «Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания и оборонное жилище. Слово «курень» означает «круглый», ещё шире – «гармоничный». «Каждый казак – государь в своём дворе» - говорит пословица. С юридической точки зрения это было действительно так и даже атаман не мог войти во двор казака без разрешения владельца. Стряпка – печь в летней кухне. На ней не спали, и она не служила для обогрева. Топилась она дрямом-хворостом, соломой, кукурузными будыльями, а чаще всего кизяками. Кизяки изготавливались (топтались) на дальнем заднем дворе из навоза и рубленой соломы. Полученная масса формовалась или резалась и просушивалась. Полученное топливо хранили, как поленницы дров на севере России. Главные хлеборобы нынешней России – казаки – стали пахать землю сравнительно поздно. Известно правило, которое существовало ещё в XVIII веке: «а егда кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить. Паевые земли – распределялись между всеми казаками (пай не наследовался).Войсковой запас – для нужд растущего населения и казакам за заслуги.Восстановленные земли – собственность казачьей семьи. Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине. Из среды казачества вышло большое число врачей, и единственный в мире журнал, названный в честь врача, носит имя казака Грекова. «Правят позвонки», растянув больного на коновязи. Народная мануальная терапия. «Вытаптывание» - разминание хрящей и отложений солей на позвонках и суставах. Лечение остеохондроза. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Крёстный сажает казака в первый раз на коня. Отец держит коня. Старший в роду читает молитву. Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о её рождении не грохотали выстрелы. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. «Смывают с дочушки заботы». Девочку моет крёстная. Казак ест «отцовскую кашу» Нянчат младших и учатся вышивать Дедушка дарит «хваленке» – серебряное колечко на левую руку Женский костюм – это целый мир. Казачий женский костюм прошлого века резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе – широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике – узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили так же юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан – казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»… Верхнедонская казачка в XVII веке. Жена старшины в праздничном наряде. XVII- XVIII века. Нижнедонская казачка в повседневном костюме. XVII век. Казачка-вдова и девушка. XVII- XVIII века. Казачья старинная одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам, без которых была невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения сковывать. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Зимой носили нагольные полушубки, которые одевались шерстью на голое тело. Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. Арка – спина, лык – греть) – «спиногрей». Украинская и русская рубахи и шаровары Бешмет Старик в архалуке