Конспект урока по обществознанию на тему Долг и совесть (8 класс). Технология АМО.
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Васильева Виктория Андреевна
Предмет: обществознание
Класс: 8 класс (10 человек)
Продолжительность урока: 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Долг и совесть
Автор учебника: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] – М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: комбинированный.
Урок «Долг и совесть» занимает промежуточное место между уроками «Мораль» и «Моральный выбор - это ответственность», взаимосвязь с предыдущим состоит в том, что познакомившись с понятием морали и нравственности, на данном уроке они пытаются выявить проблемы понимания людьми таких общечеловеческих ценностей как ДОЛГ и СОВЕСТЬ, а на последующем уроке, учащиеся знакомятся с тем, что моральный выбор человека – это ответственность не только перед самим собой, но и перед обществом, в котором ты живешь.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
В классе обучаются 10 детей, из которых мальчиков – 4, девочек - 6. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек (это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе).
Между учащимися достаточно ровные отношения. Результаты проведённых социометрических исследований свидетельствуют о том, что обучающихся можно делить на группы, но, как правило, девочки не всегда готовы работать с мальчиками и наоборот. Поэтому предпочтительно сделать две группы, мальчики и девочки, опыт показывает, что в таком составе они легко вовлекаются в коллективную (групповую или парную работу). В среднем обучающиеся обладают средним темпом деятельности. В работе с этими детьми формы и методы освоения учебного содержания урока будут адаптированы к интеллектуальным особенностям детей.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Чтобы получить от урока максимальный педагогический эффект, необходимо включить этих детей в работу используя нетрадиционные формы организации их деятельности. Именно такая организация будет обеспечена применением технологии АМО. Считаю, что активная деятельность обучающихся стабилизирует рабочую обстановку, будет способствовать повышению эффективности учебного занятия и повысит мотивацию к изучению предмета.
Структура урока с применением технологии АМО выбрана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики классного коллектива.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательные
Сформировать у учащихся представление о понятиях долга и совести.
Ввести учащихся в понимание таких социальных норм как; мораль, долг, совесть, моральный выбор.
Развивающие
Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Воспитательные
Отработать коммуникативные навыки.
Изменить отношение в коллективе учащихся.
Повысить активность в изучении предмета «Обществознания»
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательная:
Познакомить обучающихся с основными понятиями урока «долг» и «совесть»;
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Мораль»
Развивающая:
Продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
Продолжить развитие умения приводить примеры; умения выбирать смысловые единицы текста и устанавливать между ними отношения;
Возможность учащимися сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
Воспитательная:
Способствовать формированию мировоззрения обучающихся на основе представлений о значении морального и нравственного долга;
Формировать правильную самооценку обучающихся; совершенствовать навыки общения и т.д.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания об моральных качествах человека. Умение давать характеристику поступкам человека с точки зрения моральных принципов.
Приобретут - представления о долге моральном и нравственном, морали. Первоначальные понятия: мораль, долг, совесть, моральный долг, нравственный долг.
Закрепят - знания и представления о правильном выборе человека «поступать по совести или как придется». Навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Навык адекватного использования речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
Формируемые УУД:
1. Предметные УУД – знание определений «долг» и «совесть». Умение определить, дать оценку и характеристику морального и нравственного долга.
2. Метапредметные УУД
познавательные – организовывать свою учебную деятельность, отвечать на вопросы учителя, участвовать в групповой работе, использовать приемы работы с информацией (смысловое чтение) преобразование текста в схему, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов
коммуникативные – планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
регулятивные – принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя, составлять план ответа, работать с текстом параграфа и его компонентами, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит узнать
3. Личностные УУД – проявлять ответственное отношение к обучению, уважительное отношение к одноклассникам и учителю, способность к адекватной оценке и самооценке, учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Каждый из нас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.
Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т. Карлейль
«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть» А.И.Солженицин;
Что же такое Совесть? Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?
Эпиграф урока:
Быть человеком - что это значит?
Нужно задуматься не иначе.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие "Поздоровайся глазами"
Положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
1 минута
(Ребята стоят на своих местах).
– Перед началом урока мы должны поздороваться друг с другом и передать друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Поздоровайтесь с каждым, но не словами, а молча - глазами. При этом вы должны постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Погружение в тему "Импровизированные цели"
Лучше понять класс и каждого ученика в отдельности для обеспечения личностного подхода к каждому
5 минут
- Ребята, прошу вас разделиться на две группы и работать в таком составе весь урок.
Сейчас обратите внимание на свои столы. Прочтите рассказ, который лежит у вас на столах и ответьте на вопросы.
Кукла.
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа. «Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.
Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?
Свои решения запишите на кружочках, которые лежат у вас на столах, и прикрепите их на цели, которые вы видите на доске.
О чем же мы с вами будем сегодня говорить? Что особенного сделал мужчина для маленькой девочки? Какими словами мы можем описать его поступок?
Определение ожиданий и опасений учащихся " Осенний сад "
Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
3 минуты (На фоне красивой музыки)
- Мы определились с целями и задачами урока. Но, наверное, есть какое-то внутреннее беспокойство о том, что же ждёт нас сегодня. На ватмане нарисованы два дерева, у вас есть листья желтого и зеленого цвета. Я предлагаю вам на листьях зеленого цвета написать свои ожидания от урока, а на желтых листьях – свои опасения и затем приклеить их на соответствующие деревья. В течение всего урока вы можете подходить к деревьям и снимать с них листья с реализованными ожиданиями и несбывшимися опасениями. В конце урока мы можем посмотреть как «облетел осенний сад». Можно я первая прикреплю на деревья свои опасения и ожидания?
Фаза 2 «Работа над темой»
Закрепление изученного (обсуждение д/з) "Кросс-вопрос"
Актуализация опорных знаний.
5 минут
Притча.
- Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
- Дети мои, сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
- Мы молоды, ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!
- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!
- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?
- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!
- Почему невыполнимо?
- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!
Суфийская притча
- В чем смысл притчи?
-Скажите, бывает такое в жизни, что ради своей выгоды человек идет на преступления?
У нас на доске висят наши цели, которые мы с вами сделали в начале урока, мы продолжим работу с ними, но к ним я добавлю еще термины с нашего прошлого урока, для того чтобы нам проверить как вы справились с домашним заданием. Я предлагаю вам составить как можно больше вопросов по предложенным в «облаке» терминам и затем предложить на них ответить другой группе. Чтобы вам не повторяться, используемые термины из «облака» вы будете вычеркивать цветным маркером, у каждой группы свой цвет. Побеждает группа, последняя озвучившая свой вопрос. (Термины для «облака»: мораль, добрый поступок, злой поступок, выбор, нравственные качества человека, признаки морали, правила поведения человека в обществе.)
Примечание: за правильные ответы на вопросы группам можно выдавать какие-нибудь жетончики (смайлики, звездочки)
Инпут (интерактивная лекция) " Инфо-угадайка"
Структурирование изучаемого материала.
5 минут
Кто мыслит, тем замечено давно -
Две силы человечеству дано.
Одна зовется эгоизм,
Другая бескорыстье – альтруизм
И между ними вечная борьба,
А поле битвы- человек - его душа.
Но если двигаться к добру и свету,
То одолеет человек преграду эту.
Друг мой, себе, пожалуйста, внуши
Мораль есть анатомия души.
- Ребята, мы с вами уже определились с темой урока, обратите внимание на доску. На доске размещен плакат, в центре которого написана тема нашего урока. Остальное пространство плаката разделено и пронумерованно, но не заполненные сектора. Я хочу с вашей помощью заполнить пробелы в нашем уроке. Обдумайте, о каких аспектах нашей темы пойдет речь на уроке (заполнение схемы, опираясь на высказывания учеников и корректировать их по мере необходимости).
В конце спросить, действительно ли затронуты все аспекты темы, не осталось ли «белых пятен».
" Автобусная остановка "
Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
10 минут
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о проявлениях морали. В центре нашего внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя, свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
Мы с вами уже разделены на две группы, так и будем продолжать нашу работу.
На противоположных стенах нашего класса вы видите автобусные остановки, их названия совпадают с основными пунктами нашего урока. На каждой остановке расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме:
Лист №1. Две стороны долга?
Лист№2. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение?
- Вы должны записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут вы в группах обсуждаете поставленные вопросы и записываете ключевые моменты. Затем по моей команде вы переходите по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомитесь с уже имеющимися записями, оставленными другой группой, и, при необходимости, дополняют их, приводят свои решения в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Когда вы возвращается к своей остановке, вы в течение 2 минут знакомитесь со всеми записями, сделанными другой группой, и определяете, кто из вашей группы будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
Мы все вместе выслушаем представителя группы, а затем при необходимости, внесем коррективы и подведем итоги работы.
Проработка темы "Теоретик"
Полученные практические знания уметь преобразовывать в теоретические (дать определение понятию).
5 минут
Притча «Прости меня»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!
Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?
( Ему стало стыдно)
- Что проснулось в душе человека? (совесть)
Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить задание, для того чтоб закрепить то, что мы узнали сегодня на уроке. Вам нужно дать определение понятий, которые написаны на доске.
Долг;
Совесть;
Нравственность;
Моральный выбор;
Моральный долг;
Общественный долг;
Любовь;
Добро;
Зло.
- Теперь свои определения приклеите на ватман напротив понятия. Затем мы посмотрим, чья группа больше написал правильных ответов.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка " Постройся по росту "
Снятие напряжения и усталости, расслабление после интеллектуальной работы.
2 минуты (звучит красивая музыка)
- Ребята, вы хорошо поработали, теперь пора и немного отдохнуть. Таким образом мы снимаем мышечное напряжение, и организм восстанавливается для дальнейшей работы. Удачного расслабления!
1. Встаньте возле своих столов.
2. Завяжите (или закройте) глаза.
3. Как только зазвучит музыка, вы должны выстроиться по росту, в шеренгу, возле доски.
4. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются (глаза открываются), и проверяется результат.
Рефлексия "Пять вечнозеленых листьев "
Умение формировать самооценку, выявлять приобретённые навыки, чувствовать климат группы,
оценивать коллектив, и выносить значимость урока.
3 минуты
- Ну вот, ребята, наше занятие подходит к своему завершению. Давайте выясним оправдались ли наши ожидания и опасения. Что получилось сегодня на уроке, было интересным? Что мешало, вызвало затруднения? На ватмане нарисовано дерево, я предлагаю вам зелёные листья, на каждом из них надпись: 1- «моя оценка за урок»; 2 – «работа группы»; 3 – «чему я научился» 4- «что я вынес для себя»; 5 «что теперь я умею делать». Вам нужно заполнить его и прикрепить на общее дерево.
Общую оценку деятельности на уроке вы получите после обсуждения её с лидерами групп с учётом вашей самооценки.
А теперь позвольте и мне выразить своё мнение об уроке. Я хочу прикрепить всего один листочек, на котором отражено мое мнение о нашем уроке ( учитель прикрепляет большой смайлик КЛАСС!!!)
Домашнее задание
1 минута
- Предлагаю вам, ребята, дома нарисовать иллюстрации или создать фотоколлаж к теме, по которой работали.
Вы можете создать коллективную или индивидуальную работу. Желающие могут написать сочинение на тему «Жить по совести».
Каждый поступок человека имеет свою оценку, одобрение или осуждение, может повлечь за собой поощрение или наказание. Существует два известных вида контроля поступков человека. Подумайте и назовите их. (Долг и Совесть)
Благодаря осознанию своего долга перед окружающими, а также голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познает и осознает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
Сегодня в социальных сетях встречается афоризм, который используется многими как статус: «У меня совесть чиста: я ею не пользуюсь». Наверное, именно эта фраза показывает истинное положение совести в современном мире.
Итак, совесть – некий ориентир, который помогает нам разграничивать добро и зло, показывает темную и светлую сторону жизни. А какую сторону выберешь ты, зависит только от тебя.
Быть человеком - что это значит?
Просто жалеть если рядом плачут
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страдания.
Быть человеком с понятием ДОЛГ,
Значит, другому - товарищ, не волк.
Труд человека всегда возвышает,
Честно трудиться ничто не мешает.
Совесть твоя, чтоб всегда говорила,
Перед другими, чтоб не кривила.
Маленький ты или с чинами
Все перед Богом равны мы с вами.
Быть человеком - что это значит?
Нужно задуматься не иначе
-Спасибо за интересный замечательный урок! До свидания!
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
Образовательный портал «Мой университет» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Факультет образования взрослых - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
13PAGE 15
13PAGE 14615
Схема 215