План урока По ОРКСЭ Долг и совесть

Урок разработан Сидоркиной В. М. , учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 , г. Заринска
Модуль «Основы светской этики»
Урок: «Долг и совесть».
Цели
Создание условий для развития основ аналитического и творческого мышления учащихся;
Обеспечение условий для усвоения обучающимися традиционных морально-нравственных идеалов, базовых ценностей;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
Задачи:
1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2)Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
1.Стадия вызова:
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучела его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
2.Стадия осмысления.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (Высказывания детей)
-Сегодня мы будем говорить о долге и совести. Как вы понимаете эти слова?
Класс разбивается на рабочие группы. Задание. Составить кластер(схему) слов «долг» и «совесть». После групповой работы на доске составляется общий кластер.
Беседа по притче «Совесть без муки»
Притча. Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило.
Да еще и осталось!
Обрадовался человек.
Но не деньгам.
А тому что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Вопросы учителя:
Чему обрадовался совестливый человек?
Чему бы в данной ситуации обрадовался человек не имеющий совести?
Можете ли вы вспомнить эпизод из своей жизни, когда вас мучила совесть? Не надо рассказывать нам эпизод, только опишите свои чувства.
Учитель:
Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):
Совесть - это данная нам способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство стыда появляется, когда вы поступили вопреки своей совести.
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
-Что испытывает человек, если он совершил дурной поступок, чего боится? ( стыд)
Стыд - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда». «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
. Ситуации выбора. «Голос совести».

Учитель.
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
-Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья.
На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации
Вывод учителя:
Часто наши дурные поступки для окружающих нас людей проходят незаметно. Но наша совесть заставляет нас переживать, постоянно думать об этом поступке и, в конце концов, его исправить.
Давайте проанализируем наше состояние, когда мы совершаем плохие поступки, поступаем неправильно, не так как предписывает нам долг.
Учитель пишет на доске, дети в тетрадке.
1.Плохой поступок.
2. Ты размышляешь над тем, что совершил.
3. Ты понимаешь, что надо исправить поступок.
4. Ты исправляешь положение.
5.Наступает мир с самим собой.
Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.
3. Стадия рефлексии.
Учитель:
Вернемся к кластеру, который мы составили в начале урока.
Дополните новыми данными схему. Дети называют, учитель записывает.
В заключение нашего урока еще одна притча. Учитель читает.
Притча о мудреце и бабочке

Жил-был один мудрец,
к которому многие люди приходили
за советом.
И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца,
загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.
Сказано - сделано.

Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает:
- Скажи, что у меня в руках?
Мудрец отвечает:
- Бабочка.
- Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая",
я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".

Мудрец помедлил немного и ответил:
- Всё в твоих руках.
Учитель: Ребята все в ваших руках.
Домашнее задание: (любое задание на выбор)
1.Подобрать пословицы и поговорки о долге и совести.
2. Придумать сказку про Совесть и долг.
Используемый учебный материал:
Интернет ресурсы:
Iuljatonowa.narod.ru/pritchi-i-skazki/
Учебное пособие «Основы светской этики» Бондаренко Л. И, Перов В. Ю.

15