Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему Долг и совесть
Департамент образования Вологодской области
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Вологодский институт развития образования»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу ««Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Исполнитель: Данилова Мария Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 29» г. Вологды,
2016
Технологическая карта урока
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
Класс: 4-й.
Базовый учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. 4класс.
Тема урока: Долг и совесть.
Цель урока: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «долг», «совесть».
Задачи урока:
Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока: открытие новых знаний
Необходимое оборудование: маркеры, бумага для выполнения заданий
Критерии достижения цели урока:
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, долг.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», «чувство долга», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5
1 Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.
2 Проверка домашнего задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Предлагает игру «Закончи фразу».
На доске фразы:
С лица воду ... (не пить).
Доброе слово и ... (кошке приятно).
Доброе слово дороже ... (богатства).
(Доброе)... дело само себя хвалит.
(Злой)... плачет от зависти, а ... (добрый) от радости.
Побуждает к высказыванию своего мнения:
– Приведите примеры ситуаций из жизни, которые подтверждают эти пословицы. Дети составляют пословицы, приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт. Познавательные УУД:
1.Анализировать и объяснять понятия: добро, зло.
2.Делать выводы на основе анализа объектов.
3.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД:
1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты:
1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
3 Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
Учитель предлагает ряд понятий и ряд определений в виде таблицы: Соединяют понятие с его определением. Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают предположения.
Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми. Долг Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой мораль
Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. нравственность Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении культура этика – Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением. – Какое понятие осталось без определения? (Долг.) – Можете ли вы дать ему своё определение? – В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, Интернете.) – Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах? 4 Сообщение нового материала.
– Прочитайте название параграфа. («Долг и совесть».)
– Что означает слово «долг»?
– А какое определение этому понятию даёт словарь учебника?
– Какие ещё определения можно дать?
Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их.
– А если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают?
– А какое значение у слова совесть?
Объясняют значение слова «долг», «совесть»
Работа со словарём, поиск определений.
Высказывают предположения, аргументируют Познавательные УУД:
1. Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть.
5 Решение учебной задачи.
Учитель организует работу с текстом на с. 20 до чтения.
– Рассмотрите картинку. Как вы думаете, каким образом мальчик на картинке связан с долгом и совестью?
Учитель организует чтение текста по ролям.
– Вы догадались, кто этот подсказчик?
– Какие сомнения мучили Дандара? Что удивило Антошку?
– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации?
– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.
«Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» Чтение по ролям.
Высказывают предположения.
Формулируют основной вопрос урока, сравнивают его с авторским.
Определяют цель урока, задачи.
6 Усвоение новых знаний.
Работа с текстом «По зову долга» во время чтения.
Учитель предлагает прочитать текст и вместе с группой учащихся записывает на доске его ключевые слова.
- Вернёмся к заголовку текста. О ком можно сказать, что он поступает по зову долга? Объясните.
Вспомните главный вопрос урока. Посмотрите на ключевые слова текста, перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод. Сравним наш вывод с авторским. Работа с текстом, выделение ключевых слов. Отвечают на вопросы, аргументируют высказывания.
Формулируют вывод. 7 Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала Учитель предлагает выполнить задания на с. 19.
– Объясните в группах значение выражения, подберите примеры к нему, опираясь на свой жизненный и читательский опыт.
Выполняют задания в группах, затем представитель каждой группы выступает со своими примерами. Коммуникативные УУД:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
8 Закрепление изученного материала.
Учитель организует работу в группах по составлению синквейнов на ключевые понятия урока «долг» и «совесть»
Работа в группах, Представление результатов работ. 9 Обобщение и систематизация знаний Французский писатель Мишель Монтень считал: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?
Высказывают мнения. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
10 Контроль и самопроверка знаний.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя? Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
11 Подведение итогов На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,Нас порою обличает совесть.Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок:Слышит он души упрек немой,Совершив проступок или промах -Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит(Он любое зло себе прощал):Что бы ни случилось, ровно дышитЧеловек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой;А еще способна укорять;И в делах раскаяться и в мыслях(даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом БожьимСовесть, чтоб могли свой видеть путь:Можно - жить по совести, а можно -Навсегда дать совести уснуть.
Домашнее задание: выполнить один из проектов по выбору:
1. Узнай, есть ли в мире памятники доброте. Подготовь о них сообщение. Разработай свой эскиз такого памятника.
2. Подбери мудрые мысли великих людей о добре и зле, морали, нравственности, этике. Создай альбом или компьютерную презентацию.
3. Составь каталог книг для учащихся начальной школы по теме урока. Литературные источники:
1.Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» А.Кураева «Просвещение»,2015 г.
2. «Преподавание курса ОРКСЭ Основы православной культуры» Нечаев М.П., Яшкина И.С.,Москва,2015 г.