Урок по литературе на тему: «А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов»
Единственный завет
Урок литературы в 10 классе на тему: «А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов»
Цели урока:
«А.Т.Твардовский. Редактор «Нового мира». Эпоха «оттепели». Лирика 60-х годов» - показать гражданское мужество Твардовского - редактора «Нового мира», объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского
2. Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.
3. Развитие проблемной компетенции – умения определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы.
Ход урока
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
А.Т.Твардовский
I. Актуализация опорных знаний.
Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это строки из стихотворения «О сущем» (1957-1958 гг).
И от беды и от победы
Любой людской нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась
Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.
«Сказать хочу.
И так, как я хочу», - говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном – единственном завете».
II. Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листах (рабочий лист – во вложенном файле)
Прочитайте стихотворение «Вся суть в одном – единственном завете» и ответьте на вопросы:
Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?
Возвышенная лексика находится рядом с просторечными словами.
С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, бог?
После прочтения слов: суть, завет, свет, бог - возникает ассоциация с незыблемой истиной, настоящей правдой жизни, которую каждый человек должен вывести для себя сам, оглядываясь на прожитые годы и припоминая все свои ошибки.
Приведите примеры
аллитерации,
ассонанса,
гиперболы,
антитезы,
символов
Во второй строфе произведения мы убеждаемся в твердом намерении поэта оставить «заветное слово» при себе: жесткость и уверенность в этом подчеркивает аллитерация:
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Обращаясь к символике стихотворения, хотелось бы обратить внимание на выражение «живые и мертвые». Отметим, в каком контексте употребляется данное выражение:
Я это знаю лучше всех на свете-
Живых и мертвых, - знаю точно я.
«Живые и мертвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удается создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности.
К синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста, которой часто пользуется Твардовский.
Так в рассматриваемом стихотворении автор использует совершенно противоположные понятия: бог и смертный, живые и мертвые.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны - крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой - «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»
«Он был богатырь, из тех немногих, кто перенёс русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», - сказал Александр Солженицын об Александре Твардовском.
Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В. Гроссмана «За правое дело», очерком В. Овечкина «Районные будни», а также статьей В. Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов:
- как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу?
- как следует оценить прошлое советской литературы?
- в чем миссия интеллигенции?
- каковы её отношения с партией?
- какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников?
Померанцев сказал: «Я слышал, что Шекспир вообще не был членом союза [писателей], а неплохо писал».
Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954 году Другая причина кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 года, главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью.
Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С. Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.
Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.
Почему именно такой термин стал применяться к литературным явлениям 60-х годов?
Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности открыло путь к активности литераторов. Опубликованная в марте 1957 году повесть Ильи Григорьевича Эренбурга под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Задание. Работа с картинами Петра Белова (информация о художнике – в справочном материале во вложении).
Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения. Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?
Повесть Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.
IV. Закрепление (первичное)
Задание 2 на рабочих листах. Подберите слова-ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.
V. Формирование новых знаний.
Учитель: Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», куда в 1958 году главным редактором снова стал Александр Твардовский.
В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с трудом «продиралась» сквозь цензуру.
Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе». (Видеофрагменты выложены на сайт narod.ru, ссылка в конце сценария).
Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.
Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.
Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини...», «К обидам горьким собственной персоны...», «Посаженные дедом деревца...», «Изведав жар такой работы...», «День прошёл, и в неполном покое...»).
Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.
VI. Закрепление. Выполнение задания 4 к стихотворению «К обидам горьким собственной персоны...» на рабочих листах.
О чем говорится в стихотворении?
В стихотворении говорится о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, вести себя так, чтобы с ним легко было найти общий язык
Что означают слова «жить, как живешь»?
«Жить, как живешь», то есть оставаться таким, каким тебя привыкли видеть окружающие, «быть самим собой»
Объясните роль пословицы в стихотворении
Не нужно искать виноватого среди окружающих, нужно самому попытаться найти выход из сложившейся ситуации
К обидам горьким собственной персоны
Не призывай участье добрых душ
К кому обращается поэт?
Отметьте особенности построения стихотворения.
Твардовский может с полным правом учить тех, у кого всё впереди.
Твардовский пишет:
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
Стихотворение не имеет обращения, подлежащего, здесь одни сказуемые. Стихотворение звучит настойчиво и призывающее («не поступая», «не отступая», «жить, как живёшь»).
Поэт говорит, что нужно так построить свою жизнь, чтобы другим в ней нашлось место и чтобы «чью-то душу отпустила боль».
Учитель. 1968-й - год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 годе, когда в августе советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, подписанным «виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т.к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».
Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора и о его преодолении. Девизом поэта становится формула: «Быть самим собой!».
А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини...», созданные Твардовским осенью 1968-го:
И где-нибудь, наверно, в пражском парке.
Перед какой безвестною зимой
Каких еще тревог и потрясений
Так свеж и ясен этот мир осенний,
Так сладок каждый вдох и выдох мой?
VII. Проблемная ситуация.
Учитель: Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплёскивалась за пределы страны.
Выполняем задание 3 на рабочих листах.
Подумайте, где бы вы в схеме расположили название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского? Дополните схему.
Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.
Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».
«Да благословит Бог шестидесятников, сорвавших с черствого советского бытия покров утешительной лжи!» - пишет сегодня политик, публицист Валерия Новодворская в статье «Блаженны нищие духом».
«Есть много способов убить поэта, – писал А. Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости»
Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».
В 1970 году партийная власть раздавила журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.
Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»...
И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских надежд. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нём состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не это ли начала того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе.
VIII. Рефлексия
Учитель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.
Я узнал, что ...
Меня удивило ...
Мне показалось спорным ...
Я задумался о ...
IX. Итог урока
Учитель: На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В. Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.
Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета: «То, что скажу, до времени тая»? Когда же наступит это время?
X. Домашнее задание.
Прочитать текст поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»
Справочный материал
ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ ЭРЕНБУРГ (1891–1967), советский писатель, поэт, публицист. Учился в московской гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность.
В 1905 во время первой русской революции впервые погружается в атмосферу классового противостояния.
В начале 1918 выходит его поэтический сборник Молитва о России, где нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б.Пастернаком и В.Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала «красного террора» в 1918 уезжает в Киев. В 1919 ведал устройством быта беспризорников.
С 1928 по 1932 создает цикл публицистических книг о капиталистической экономике, производящей «изобилие и кризисы, оружие и сны, золото и одурь», и алчности ее хозяев-миллионеров.
В 1932 становится парижским корреспондентом «Известий». Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.
С началом Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты «Красная звезда». За роман Падение Парижа (1941), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона.
Как посланец советской страны, Эренбург вошел в привычную роль выразителя советских интересов среди западной интеллигенции. В 1953 он получил Сталинскую премию мира за активную миротворческую деятельность.
В послевоенный период Эренбург издал романы Буря (1946–1947) – о войне и тех неимоверных усилиях, с которыми Красная армия одержала победу, Девятый вал (1951–1952) – о движении за мир и интригах, мешающих этому делу. За роман Буря Эренбург в 1948 получает Сталинскую премию.
В 1954 выходит повесть Эренбурга Оттепель, давшая название периоду в общественно-политическом развитии страны.
Илья Эренбург умер в Москве 31 августа 1967 после продолжительной болезни.
ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛОВ (1929-1988 гг.), 35 лет проработал театральным художником, участвовал в создании 150 спектаклей в самых разных театрах страны. Сотрудничал с такими режиссёрами, как Олег Ефремов, Пётр Монастырский, Михаил Левитин, Ростислав Горяев и другими.
Был главным художником Театра им. Н. В. Гоголя, а затем, до конца своей жизни Центрального театра Советской Армии.
Рисовал пейзажи средней полосы России. Также создал множество работ, где метафорически изображал сталинские репрессии.
Из живописных работ Петра Белова особенно известен цикл картин, получивший название «Сталинский». В небольших по размеру композициях художник образно и выразительно запечатлел трагедию миллионов людей, чьи судьбы оказались безжалостно перемолоты жерновами тоталитарного режима.
В самом начале 90-х годов в Москве состоялась премьера американского фильма «Сталин». Кинолента начиналась панорамой произведений Петра Алексеевича Белова. Он не застал своей славы. При его жизни не было ни одной персональной выставки.
22 апреля 1988 года начался новый отсчет биографии Петра Белова не только как известного сценографа, но как художника, ставшего выразителем настроений огромной массы людей, в особенности так называемых «шестидесятников».
На посмертной выставке в Доме актера Союза театральных деятелей экспонировался цикл созданных в 80-е годы картин, никак самим художником не названный, но мгновенно получивший эпитет «сталинский». Картины начали репродуцировать целыми разворотами в журналах, ими иллюстрировали публицистику, научные труды по истории СССР XX века и постсталинского периода.
Доступность и узнаваемость пережитого каждым задевали сознание людей. Выставка имела большой успех, но, к сожалению, не всем довелось ее увидеть.
НОВЫЙ МИР, литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия».
Идея создания принадлежала тогдашнему главному редактору «Известий» Юрию Стеклову.
Первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950–1954) было непродолжительным. Он серьезно воспринял боль разоренной русской деревни, дав в 1952 дорогу острой публицистической статье Валентина Овечкина Районные будни. Твардовский после этого уцелел, но когда повеяло воздухом «оттепели» и «Новый мир» отреагировал на нее статьями, размышлениями о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Федора Абрамова, Михаила Лившица, вместо Твардовского у руля «Нового мира» в 1954 вновь появился Симонов.
Вскоре было решено дать новый шанс Твардовскому. Назначение произошло в 1958. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Он действовал хотя и с оглядкой, но широко и целенаправленно.
Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера, там были повести Сергея Залыгина, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви.
Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием Щ-22.
Неизвестный автор (Александр Солженицын, учитель математики из Рязани) рассказывал всего об одном, не самом ярком и тяжелом дне зэка, бывшего колхозника. Твардовский загорелся желанием напечатать рукопись, хотя и понимал, что советская литература не допускала подобной откровенности. И он не ошибся. Перипетии борьбы за повесть оказались увлекательней иного детектива. До самого последнего момента Твардовский не до конца верил, что победа возможна. Солженицын показывал лагерную жизнь как обыкновенную, привычную, причем рассматривая ее цепкими крестьянскими глазами, привыкшими замечать всякую малую деталь. Твардовский передал рукопись Никите Хрущеву и тот решил: «В печать».
Подписывая номер с «Одним днем...», Твардовский в перспективе подписывал собственный приговор как Главному редактору, бойцу и человеку – все три ипостаси были в нем неразделимы. Отныне он становился заложником литературной и человеческой судьбы Солженицына, который чуть ли не сразу обнаружил неприятие коммунизма как идеи.
В 1970 Твардовский покинул свой кабинет в «Новом мире», а зимой 1971 умер, не дожив и до 60.
После смерти Твардовского до 1986 «Новый мир» возглавляли сначала Виктор Косолапов, затем Сергей Наровчатов и Владимир Карпов.
В 1986 «Новый мир» возглавил Сергей Залыгин, один из новомирских признанных авторов, прославленный бурной общественной деятельностью, в частности, борьбой против поворота сибирских рек.
Журнальные тиражи резко поднялись. В 1991 тираж «Нового мира» достиг двух миллионов семисот тысяч экземпляров. За три года перестройки (с 1987 по 1990) было напечатано множество нашумевших материалов, великолепных образцов прозы, мемуары. Критика на короткое время стала властительницей дум.
Нынче, как все «толстые» журналы, «Новый мир» вынужден выживать в рыночной ситуации. Невозможность существования без спонсорской поддержки, неспособность большинства потенциальных читателей приобретать сравнительно дорогой журнал, неизбежное падение общественного интереса – все это вынудило к смене редакционной политики.
С 1990 «Новый мир» перестал быть органом Союза писателей СССР. «Новый мир» остается в некотором роде «академичным» и уж наверняка «основательным», «серьезным» чтением, а не «чтивом». «Серьезность» отражается даже на внешнем облике издания. Он сохраняет аскетическую гамму – серо-голубая мягкая обложка, простая бумага, никаких фотографий, устойчивый подбор и расположение журнальных рубрик, никакой игры шрифтами, минимум внешнего. Это знаковый аскетизм – он подчеркивает верность своей собственной истории, какая бы они ни была.
Твардовский, Александр Трифонович.
«Вся суть в одном-единственном завете...». 1958
* * *
Вся суть в одном-единственном завете:То, что скажу, до времени тая,Я это знаю лучше всех на свете -Живых и мертвых,- знаю только я.Сказать то слово никому другому,Я никогда бы ни за что не могПередоверить. Даже Льву Толстому Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.А я лишь смертный. За свое в ответе,Я об одном при жизни хлопочу:О том, что знаю лучше всех на свете,Сказать хочу. И так, как я хочу.
«О сущем». 1957-1958
Мне славы тлен без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;
От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век особый из веков,
И от беды и от победы
Любой людской нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
«К обидам горьким собственной персоны...». 1968
* * *
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
«В чем хочешь человечество вини...». 1968
* * *
В чем хочешь человечество виниИ самого себя, слуга народа,Но ни при чем природа и погода:Полны добра перед итогом года,Как яблоки антоновские, дни.
Безветренны, теплы - почти что жарки,Один другого краше, дни-подаркиЗвенят чуть слышно золотом листвыВ самой Москве, в окрестностях МосквыИ где-нибудь, наверно, в пражском парке.
Перед какой безвестною зимойКаких еще тревог и потрясенийТак свеж и ясен этот мир осенний,Так сладок каждый вдох и выдох мой?
Заголовок 2Заголовок 415