Урок литературы в 6 классе. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»



Конспект урока литературы в 6классе.
Тема урока: Н.А.Некрасов.
Стихотворение « Железная дорога».
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.
Задачи:
Образовательные: Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею произведения;
- выделять композиционные части;
- видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.
Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.
Структура урока:
1 этап - организационный
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- организация внимания
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.
- проверка домашнего задания
- актуализация ранее полученных знаний
- постановка учебной цели.
3 этап - обучающий
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- тестирование
5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.




Ход урока
1 этап.
Орг.
Момент.

2 этап.
Подготовка к усвоению
заданий


Слово учителя

















Объявление
темы и цели урока




Интервью







3 этап
Обучающий.
Работа по содержанию текста

Работа со словом
















1 часть








Лингвист.
Анализ
Текста


























Вывод






2 часть













Самосто-ятельная работа с
текстом









Вывод




Физкульт. Минутка.





3 часть








4 часть

















Итог работы над стихотво-
рением:









Тема







Идея























4 этап
Контроль
Усвоенного
Материала
5 этап
Итоги.

Дом. задание

-Здравствуйте! Садитесь.
Итак, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Все ли готовы к уроку?
Проверим домашнее задание
К доске: 1.Определить из какого произведения отрывок и его размер.
2. Рассказать о Николае Алексеевиче Некрасове.

Изучая творчество Н.А.Некрасова в нач. классах, в 5 кл., вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Это стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др. И я рада, что вы их сегодня вспомнили.

Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

Откройте тетради и запишите тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.
Но вначале я бы хотела взять у вас интервью.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?






Откройте учебники. Работаем с текстом
- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?





Посмотрите на эпиграф Некрасова.
- Чем он необычен?
-Что обычно в качестве эпиграфа?
- А что у нас?
- Как вы считаете, чем его значение?
- Какова его роль?







-Как построено стихотворение?
- Сколько частей выделяет автор?
-Внимательно прослушаем 1часть.
( чтение 1части наизусть)
Спасибо. Оценка.
- Что представляет собой 1 часть?
Запишем в тетрадь:
1 часть. Осенний пейзаж.

-Каким настроением он проникнут?

-Какова лексика 1-й части?

- С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?
- Какие средства вы знаете?
Давайте найдем их в тексте.











-Определите размер.


-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?
-Какой можно сделать вывод?
- Что хочет сказать нам поэт?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.



Перейдем ко 2-й главе.
-Что можно сказать о построении 2ч?

- С чего начинает автор?










- Можно ли ее разделить?
-Проследите за мыслью автора и составьте свой план 2 части.

Проверим, сравним с доской и внесем исправления.



-К какому выводу подводит нас поэт?
-Кто истинный строитель дороги?

Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.
Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать.

Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.


Читаем 3 часть.
-Что мы слышим здесь?

Записываем
3 часть
Мнение генерала: народ – варвар


4 часть. Окончание работ.
« Светлая сторона» жизни.


- Каков заработок?

- Как ведут себя мужики?



Вот вам и «светлая сторона» жизни.

- Каково авторское отношение к изображаемому?




Подведем итог:О чем стихотворение?

Стих «Железная дорога»
План:
1.Осенний пейзаж
2. «Правда» поэта.
- царь- голод
- песнь мертвецов
- белорус
-мысли о будущем народа
3. Мнение генерала «народ- варвар»
4 «Светлая сторона» жизни.
Определим главную тему произведения
(Самостоятельно)
Тема: родины и судьбы народа- труженика.

-Что хотел автор сказать этим произведением? Что мы пытались выяснить на протяжении урока?
-Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги
Народ- труженик.

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?
С. Маршак: «не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»



Тесты.
Взаимопроверка


Рефлексия. Подведем итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Каких результатов достигли?
Выучить наизусть отрывок из ч.2 последние 3 строфы.


1.Отрывок из стих. «На Волге»
- - - - - - - -
- - - - - - - - 4-х ст. ямб
2. Отрывок и стих. «Не сжата полоска одна»
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль

















Запись темы урока








Уч-ся делятся впечатлениями.








С эпиграфа.
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне
Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.
Стихотворение является откликом на разговор в вагоне.
-Кто строил дорогу?
Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

4 части.

Ученик читает наизусть.


Это пейзаж, изображение осенней природы.


Настроением бодрости, ясности, покоя.
Лексика создает радостное настроение.
Эпитеты – усталые силы
Студеная речка, морозные ночи
Ясные, тихие дни.
Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный
Безобразье в природе

Олицетворение - воздух бодрит
Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;
Листья, как ковер
Повтор - славная осень!
Инверсия – на речке студеной;
Лечу я; по рельсам чугунным

- - - - - - - - - - -
3-х ст. дактиль.

- Он любит свою Родину- Русь.
- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.









Чтение 2 части.

Диалог генерала с сыном опущен, он перенесен в эпиграф.
Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ване правду. Показать, а не рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.






2 часть. « Правда» поэта».
А) Царь-голод
Б) Песнь мертвецов
В) Белорус
Г) Мысли о будущем



Простой народ- труженик.











Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ- варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков.


Окончание работ:
Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у канторы
Ничего, еще должны остались.

Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и .. закричали ура!


Остается безрадостное, тягостное впечатление





О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе







Родина и народ- труженик




Автор пытается разрешить:
Кто истинный строитель дороги?








Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.










Ответы:
1-3
2-2
3-1
4-4
5-2







Н.Некрасов. «Железная дорога»
Тесты

1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился
2) захохотал
3) возмутился






Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился






Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился