Урок литературы в 6 классе. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»
Конспект урока литературы в 6классе.
Тема урока: Н.А.Некрасов.
Стихотворение « Железная дорога».
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.
Задачи:
Образовательные: Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею произведения;
- выделять композиционные части;
- видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методы: частично-поисковый и репродуктивный
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.
Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.
Структура урока:
1 этап - организационный
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- организация внимания
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.
- проверка домашнего задания
- актуализация ранее полученных знаний
- постановка учебной цели.
3 этап - обучающий
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- тестирование
5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Ход урока
1 этап.
Орг.
Момент.
2 этап.
Подготовка к усвоению
заданий
Слово учителя
Объявление
темы и цели урока
Интервью
3 этап
Обучающий.
Работа по содержанию текста
Работа со словом
1 часть
Лингвист.
Анализ
Текста
Вывод
2 часть
Самосто-ятельная работа с
текстом
Вывод
Физкульт. Минутка.
3 часть
4 часть
Итог работы над стихотво-
рением:
Тема
Идея
4 этап
Контроль
Усвоенного
Материала
5 этап
Итоги.
Дом. задание
-Здравствуйте! Садитесь.
Итак, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Все ли готовы к уроку?
Проверим домашнее задание
К доске: 1.Определить из какого произведения отрывок и его размер.
2. Рассказать о Николае Алексеевиче Некрасове.
Изучая творчество Н.А.Некрасова в нач. классах, в 5 кл., вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Это стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др. И я рада, что вы их сегодня вспомнили.
Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.
Откройте тетради и запишите тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.
Но вначале я бы хотела взять у вас интервью.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Откройте учебники. Работаем с текстом
- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?
- Что такое эпиграф?
Посмотрите на эпиграф Некрасова.
- Чем он необычен?
-Что обычно в качестве эпиграфа?
- А что у нас?
- Как вы считаете, чем его значение?
- Какова его роль?
-Как построено стихотворение?
- Сколько частей выделяет автор?
-Внимательно прослушаем 1часть.
( чтение 1части наизусть)
Спасибо. Оценка.
- Что представляет собой 1 часть?
Запишем в тетрадь:
1 часть. Осенний пейзаж.
-Каким настроением он проникнут?
-Какова лексика 1-й части?
- С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?
- Какие средства вы знаете?
Давайте найдем их в тексте.
-Определите размер.
-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?
-Какой можно сделать вывод?
- Что хочет сказать нам поэт?
Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.
Перейдем ко 2-й главе.
-Что можно сказать о построении 2ч?
- С чего начинает автор?
- Можно ли ее разделить?
-Проследите за мыслью автора и составьте свой план 2 части.
Проверим, сравним с доской и внесем исправления.
-К какому выводу подводит нас поэт?
-Кто истинный строитель дороги?
Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.
Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Читаем 3 часть.
-Что мы слышим здесь?
Записываем
3 часть
Мнение генерала: народ – варвар
4 часть. Окончание работ.
« Светлая сторона» жизни.
- Каков заработок?
- Как ведут себя мужики?
Вот вам и «светлая сторона» жизни.
- Каково авторское отношение к изображаемому?
Подведем итог:О чем стихотворение?
Стих «Железная дорога»
План:
1.Осенний пейзаж
2. «Правда» поэта.
- царь- голод
- песнь мертвецов
- белорус
-мысли о будущем народа
3. Мнение генерала «народ- варвар»
4 «Светлая сторона» жизни.
Определим главную тему произведения
(Самостоятельно)
Тема: родины и судьбы народа- труженика.
-Что хотел автор сказать этим произведением? Что мы пытались выяснить на протяжении урока?
-Какая основная идея стихотворения?
Идея: Истинный строитель дороги
Народ- труженик.
Сделайте вывод
-Почему стихотворение посвящено детям?
С. Маршак: «не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»
Тесты.
Взаимопроверка
Рефлексия. Подведем итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Каких результатов достигли?
Выучить наизусть отрывок из ч.2 последние 3 строфы.
1.Отрывок из стих. «На Волге»
- - - - - - - -
- - - - - - - - 4-х ст. ямб
2. Отрывок и стих. «Не сжата полоска одна»
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль
Запись темы урока
Уч-ся делятся впечатлениями.
С эпиграфа.
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне
Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.
Стихотворение является откликом на разговор в вагоне.
-Кто строил дорогу?
Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.
4 части.
Ученик читает наизусть.
Это пейзаж, изображение осенней природы.
Настроением бодрости, ясности, покоя.
Лексика создает радостное настроение.
Эпитеты – усталые силы
Студеная речка, морозные ночи
Ясные, тихие дни.
Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный
Безобразье в природе
Олицетворение - воздух бодрит
Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;
Листья, как ковер
Повтор - славная осень!
Инверсия – на речке студеной;
Лечу я; по рельсам чугунным
- - - - - - - - - - -
3-х ст. дактиль.
- Он любит свою Родину- Русь.
- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.
Чтение 2 части.
Диалог генерала с сыном опущен, он перенесен в эпиграф.
Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ване правду. Показать, а не рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.
2 часть. « Правда» поэта».
А) Царь-голод
Б) Песнь мертвецов
В) Белорус
Г) Мысли о будущем
Простой народ- труженик.
Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ- варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков.
Окончание работ:
Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у канторы
Ничего, еще должны остались.
Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и .. закричали ура!
Остается безрадостное, тягостное впечатление
О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе
Родина и народ- труженик
Автор пытается разрешить:
Кто истинный строитель дороги?
Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.
Ответы:
1-3
2-2
3-1
4-4
5-2
Н.Некрасов. «Железная дорога»
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился
2) захохотал
3) возмутился
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился
Тесты
1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
1). Пейзажной лирике
2). Философской лирике
3) Гражданской лирике
2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
1). Повествовательные, описательные
2). Разговорные, описательные, повествовательные
3) Разговорные, описательные.
3. Ведущей в стихотворении является тема:
1) Родины и судьбы народа-труженика
2) Труда и природы
3) Будущего Родины и природы
4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
1) Эпитет 2) Метафора
3) Гипербола 4) Сравнение
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
1) удивился 2) захохотал 3) возмутился