Презентация по литературе на тему Нравственный поединок в поэме М.Ю.Лермонтова Песня про купца Калашникова (7 класс)
Нравственный поединок в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Подготовила Митрофанская Анжела Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30 г.Подольска Цели урока: формировать и совершенствовать навыки определения нравственной проблематики произведения, умения работать с художественными произведениями, сопоставлять образы героев и определять авторскую позицию;пополнять знания о многообразии и сложности человеческих характеров;развивать связную речь, умение выражать собственную позицию;воспитывать ответственность за совершаемые поступки. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях» (1830) Царь Иван Грозный(чтение карточки №1) В какую эпоху происходит действие поэмы? Что вам известно об этом времени?Каким предстаёт в поэме Иван Грозный? Найдите слова, с помощью которых поэт создает образ царя.В каких еще произведениях, прочитанных вами в 7 классе, также рассказывается об Иване Грозном? Назовите черты сходства и различия. Опричнина(чтение карточки №2) Кто такие опричники?Кого из представителей опричнины упоминает в поэме Лермонтов?Каким изображён в поэме молодой опричник Кирибеевич?Какой разговор произошёл между царем и Кирибеевичем на пиру? Прочитайте описание лавки и домашнего уклада купца Калашникова.Какие слова помогают создать достоверное изображение купеческой жизни той эпохи? Перескажите разговор Калашникова с женой. Что во внешнем облике и поведении жены возмутило купца?О чём рассказала мужу Алёна Дмитриевна? Как можно озаглавить III главу?Какое место занимает этот эпизод в сюжете поэмы?С какой целью проводились кулачные бои?С какой целью прибыли на Москву-реку герои (Кирибеевич, Калашников, царь)? Как ведут себя герои поэмы с точки зрения христианской морали, нравственных законов? Учимся составлять синквейн Кирибеевич Молодой, удалой Лукавит, хвастает, потешается Попирает честь, справедливость ЗлодейИван Грозный - ?Калашников - ? Домашнее задание Выписать примеры использования фольклорных художественных средств: постоянных эпитетов, повторов, отрицательных сравнений, инверсии, фольклорной лексики.