Урок по литературе Героиня горячего сердца в русской литературе (11 класс)

Тема: Героиня «горячего сердца» в русской литературе.
Класс: 11
Виды деятельности:
Репродуктивная:
осмысление внутреннего и внешнего конфликта произведений;
ответы на вопросы репродуктивного характера;
составление обобщающей таблицы «Характеристика героини»; работа по таблице – схеме «Олеся – лесная сказка о любви»;
Продуктивная творческая:
выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»;
чтение монологов Ларисы Огудаловой: «Вещьда, вещь! Они правы», «Я любви искала и не нашла», «Пусть веселятся, кому весело»;
Поисковая:
комментированное чтение эпизодов: «Разговор о крыльях», «Эпизод вальса» (повесть И.С.Тургенева «Ася»); «Появление Олеси»(гл.3), «Встречи с Олесей», «Разговор перед отъездом»;
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос: что роднит строки стихотворения «Роза» и героинь «горячего сердца»?
Исследовательская:
анализ образов Аси, Ларисы Огудаловой и Олеси;

Универсальные учебные действия.
Личностные:
понимание богатого внутреннего мира героинь произведений через конфликт с окружающим их обществом;
умение видеть и понять общечеловеческий общечеловеческий смысл произведений;
выбор учащимися ценностных нравственных ориентиров в целях дальнейшего определения своего «способа жизни»;
Регулятивные:
соотнесение образа Аси и Ларисы Огудаловой (уже известных учащимся) с образом девушки Полесья, оценка их своеобразия;
Познавательные:
умение давать устный ответ на вопросы по тексту произведения, строить своё высказывание;
умение определять роль художественной детали в тексте, понимать подтекст произведения;
умение отбирать материал для записей в таблице; умение работать с таблицей – схемой;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса;



Результат:
Личностный:
Раскрытие нравственно – психологических особенностей образов героинь в повести И.С Тургенева «Ася», в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница», в повести А.И.Куприна «Олеся».
Эмоциональное вовлечение учащихся в пространство текста на основе сравнения их собственных ценностей и духовного мира героинь, формирование своего взгляда на мир с собственной аргументацией.
Метапредметный:
Умение сравнивать главных героинь, отмечать их сходство и различие;
Умение систематизировать информацию, аргументированно отвечать на вопросы;
Развитие навыков владения активной лексикой, характеризующей нравственно – психологические особенности человеческой личности.
Предметный:
Выявление причин душевной драмы и трагедии героинь на основе анализа произведений.
Формирование навыка проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа.
Выявление роли художественной детали в произведении.

Вопросы.
В чём причины жизненных трагедий и неудач героинь «горячего сердца»?
Приведите примеры высказываний Аси, Ларисы, Олеси, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.
«Я искала любви – и не нашлаеё нет на светенечего и искать». (Лариса Огудалова). Как вы думаете, согласятся ли с её мнением Ася и Олеся?
Эпиграфом к теме «Героиня «горячего сердца» в русской литературе я бы взяла слова Ф.И.Тютчева «Живя, умей всё пережить». Какой эпиграф могли бы предложить вы и почему?
Предварительная работа: индивидуальное задание, задание по группам, прочитать (вспомнить) содержание произведений, работа с таблицей – схемой;
Оформление урока: тексты произведений; материал презентации; обобщающая таблица для каждого ученика; аудиозапись романса «А напоследок я скажу» (из кинофильма «Жестокий романс»); музыкальные фрагменты Бетховена «Лунная соната», «К Элизе».
Ход урока.
Слово учителя.
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин. Русская женщина с её удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев. Л.Н.Толстой, А.Н.Островский, А.И.Куприн понимали глубину душевных порывов своих героинь. Каждая из них особенна, по – своему непредсказуема. На данном уроке отметим особенности изображения героинь «горячего сердца» в повести И.С.Тургенева «Ася», в драме А.Н.Островского «Бесприданница» (уже вам знакомых), в повести А.И.Куприна «Олеся» (знакомство с героиней предстоит).
В своих произведениях И.С.Тургенев представил немало замечательных женских образов. А.П.Чудинов, современник писателя, филолог, писал: «Тургенев дал «нам едва ли не самую полную и лучшую в русской литературе галерею женских типов».
Беседа. (Работа по таблице).

Ася
(«Что за хамелеон эта девушка!»
Лариса
(«Дорогой бриллиант – дорогой и оправы требует»)
Олеся
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат»


- Вспомните, какая же она, тургеневская девушка, какие её черты? Как это отражено в повести «Ася»?
«Ася» - одна из самых лиричных повестей, ведь это повесть о первой любви. Очаровательная героиня, богатый духовный мир, высокие устремления, «горячее сердце», страдающее, разбитое. Кто виновен в этом? Кто и что теряет? «Психологический» портрет Аси раскрывается в ходе повествования. Но прежде обратимся к стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза».
(Чтение стихотворения учеником).
Обратите внимание на последние строки: « Слёзы не моют, слёзы жгут, - отвечала она. – Огонь сожжёт ещё лучше слёз». «Я понял, что и она была сожжена».
- Что роднит эти строки с героинями «горячего сердца»? (Ответы учащихся в конце урока).
- Чем же необычна Ася? Вспомним её портрет. Красива ли она?
(Нет, она отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «тургеневской девушки» ни в одном из произведений писателя. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена...»)
О каких свойствах натуры героини свидетельствует выбор «места жительства»?
Что в поведении Аси показалось Н. Н. необычным?
Каким было мироощущение героя до встречи с ней? Как и почему оно изменилось?
(«Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом», признается рассказчик. «Без оглядки» значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». Это скажется на взаимоотношениях героев.
Натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», кричит она Н. Н. Об этом же говорит выбор «места жительства». Брат и сестра поселились за городом в «небольшом домике», стоявшем «на самом верху горы», и не устают восхищаться прелестью здешних мест. Восторг хозяев передается гостю. Пошлость и мирская суета словно остаются где-то далеко внизу, у подножия горы.
Покидая новых знакомых, Н. Н. ощущает в душе приятный трепет, «сладостное томление беспредметных и бесконечных ожиданий». Ему хочется смеяться... А ведь еще накануне он «искал уединения», дабы «предаться печали» и залечить раны сердца, нанесенные неразделенной любовью к «жестокосердой вдове». На смену тоске приходит ощущение беспричинной радости и счастья: «Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал... Я был счастлив». А засыпая Н. Н. неожиданно для самого себя обнаруживает, что в течение дня ни разу не вспомнил о своей «жестокой красавице». «Что же это значит?» задает он себе вопрос. Встреча с живым, непосредственным существом, каковым являлась юная Ася, обнаружила искусственность прежних чувств героя, высветила фальшь его прошлого существования.
Как вы понимаете слова рассказчика: «Что за хамелеон эта девушка!»?
(В словах повествования звучит восхищенное удивление подвижностью, изменчивостью облика героини, ведь Ася не только моментально, «в два прыжка», способна сменить пространственное положение, у нее, по замечанию рассказчика, «самое изменчивое лицо», какое ему когда-либо приходилось видеть. Элементы театральности присутствуют в поведении героини повести. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему выбору. Наиболее показателен в этом плане эпизод с цветком герани, где брошенная ветка это своего рода приглашение принять «условия игры». Придавая своему облику и манерам черты то одного, то другого литературного персонажа, Ася никогда не переигрывает. Она искренна и органична во всех «партиях», которые исполняет. Она играет подобно тому, как играют дети или гениальные натуры, всецело отдаваясь роли, увлекаясь «сценическим образом» и «взаправду» принимая воображаемое за действительное.
Едва вступив в мир и не имея еще возможности толком узнать ни людей, ни самое себя, оказавшись неожиданно вовлеченной в пестрый карнавал жизни, тургеневская героиня в растерянности словно поочередно примеривает разнообразные маски: какая больше к лицу?)
Прочитайте диалог героев в IX главе от слов: «В это мгновение...» до реплики Н. Н.: «Попытайтесь». В чем различие жизненных позиций героев?
Прочитайте разговор о «крыльях». Как вы думаете, о каких крыльях говорит Н. Н.? Когда у человека вырастают крылья? Только ли о любви здесь идет речь?
(Несомненно, среди чувств, поднимающих нас от земли, пальма первенства принадлежит любви. И конечно, крылья, о которых упоминает тургеневский герой, это первую очередь крылья любви. Однако было бы неверно утверждать, что речь здесь идет исключительно о любви. Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырастать у человека, выходит за рамки любовной тематики, вбирая в себя общефилософское содержание. Когда говорят об окрылённости, то имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью, поэтическую мечтательность, преобладание возвышенно-романтического мировосприятия над рассудочностью и прагматизмом. Метафора эта настолько близка и понятна Асе, что та тут же «примеривает» ее к себе («Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно-идеальному).
Удалось ли героям «взлететь»? (Эпизод вальса.)
(звучит «Лунная соната» Бетховена)
(На мгновенъе героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки вальса словно приподняли их над землей. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает ее угловатость, и сквозь «девически строгий облик» проступает «что-то мягкое, женское». Даже Н. Н. веселится как ребенок.
Возвращаясь домой, герой «вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце» то самое прекрасное беспокойство, которое свидетельствует о том, что душа молода и открыта навстречу любви, счастью, радости.
Не случайно общение с этой «переполненной жизни девочкой» заставляет героя по-новому взглянуть на себя самого. Своим воздействием Ася отрывает его от того ложного, с чем была связана его жизнь. Мир в буквальном смысле слова расцвечивается для него новыми красками. «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле», признается Н. Н. Эта «совершенно русская девушка», сама того не подозревая, помогла герою повести отчетливо осознать собственную неприкаянность).
Как вы понимаете слова Аси: «Крылья у меня выросли да лететь некуда»?
Прочитайте сцену свидания. Оцените поведение Н. Н. В чем состояло его предательство по отношению к Асе? В какой момент оно совершилось?
(Мы убеждаемся, что девочка эта размышляет о жизни гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Большое чувство заставило героиню резко повзрослеть, вырасти как личности. «Крылья у меня выросли да лететь некуда». Многого стоят эти слова в устах героини. В них не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.
Н. Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которые сулит ему женитьба на ней. Связав судьбу с Асей, он вынужден будет взвалить на себя колоссальный груз моральной ответственности за чужую жизнь. При этом он не может не отдавать себе отчета в том, что бремя ответственности за судьбу такой неординарной, нравственно требовательной личности, как Ася, ему не по силам, ибо он привык «жить без оглядки», не задумываясь глубоко не только «о будущем но о завтрашнем дне».
В этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие «бескрылого» существования).
Дальнейшие поступки героя отмечены печатью предательства. Предав Асю, Н. Н., в конечном счете, предал самого себя, свои «крылатые надежды и стремления». Любовь стала проверкой личностной состоятельности героя, и он ее не выдержал. Теперь ему остается «доживать скучные годы» «бессемейным бобылем», перебирать в особо грустные минуты Асины записочки и хранить, как святыню, высохший цветок гераниума.
- Какое значение имеет образ цветка?
(звучит музыка «К Элизе»)
(Образ засохшего цветка в повести имеет символическое значение. Ветка герани, шутливо брошенная из окна «маленькой озорной мадонной», была, по сути, приглашением на бал любви, на пир бытия. Будь веточка эта подхвачена вовремя, она могла стать для него пропуском к жизни радостной, счастливой, одним словом, жизни подлинной. Но пригласительный билет остался невостребованным по вине самого центрального персонажа повести, и теперь слабое «испарение ничтожной травки», которую он то и дело подносит к губам, заменяет ему «все радости и горести» полнокровного человеческого существования.
Итак, история первой любви заканчивается разлукой не из – за каких –то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя.
Слово учителя.
Известный театральный деятель К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права женщины, как Островский. Русские женщины у Островского, вернее её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».
С этим нельзя не согласиться. Действительно, и Катерина из «Грозы», и Кручинина из «Без вины виноватые», и Негина из драмы «Таланты и поклонники» - всё это во многом родственные натуры, которых сближает стремление к свободе и счастью, всё это героини с поистине «горячими сердцами», героини, стремящиеся разорвать свои путы, не желающие смиряться с безнравственными и порочными явлениями в окружающей их действительности, это героини, отличающиеся чистотой помыслов, благородством, искренностью, чувством собственного достоинства, природной одарённостью и обаянием. К числу этих героинь мы относим и Ларису Огудалову из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни. Давайте вспомним, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии ещё одного «горячего сердца»?
Именно Лариса является лицом, вокруг которого и концентрируется драматическое действие. Пробным камнем в пьесе опять становится любовь. Четыре героя пьесы, так или иначе, надеются снискать благосклонность Ларисы, и по сути каждый из них играет роковую роль в судьбе героини. Образ её необыкновенно сложный, противоречивый, споры о Ларисе, о её характере идут и по сей день.
Уже название пьесы в какой-то степени определяет конфликт. Да, беда Ларисы в том, что она бесприданница.
Но только ли это причина трагической судьбы героини? Причины трагедии гораздо глубже. «Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих её людей направлены к тому именно, чтобы уподобить её другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый её желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего её мира». (Б. Костелянц).
Лариса не может и не хочет подчиниться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной», заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветлённой страданием.
Если Ася страдала из – за несостоятельности человека, которого она полюбила, то нежную, возвышенную, поэтичную, действительно бесподобную (т.е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества, условия «золотого века».
Сообщения групп, чтение монологов.
Сообщение первой группы: Характеристика «сильных мира сего». (Дельцы, предприниматели, миллионщики; это уже не безграмотные, боящиеся всего нового, невежественные люди. Изменились их манеры, это «чистая публика»: по утрам каждое утро они совершают моцион, пьют чай по утрам, читают газеты, их интересует культура, так Вожеватов и Кнуров собираются на выставку в Париж. Осознавая своё преимущество, они позволяют себе разговаривать только с теми, кто им ровня. Они знают цену деньгам (Д. I, явл.2).Кнуров: «Да, с деньгами можно дела делать, можно». Цель их жизни – выгодно продать, выгодно купить. Из-за денег они готовы поставить на карту жизнь человека. Нравственный облик этих людей раскрывается, прежде всего, в их взаимоотношениях с Ларисой. Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку, говорят о Ларисе как о вещи; Паратов продаёт не только пароход, но и любовь, жертвует своей свободой. Бездушие и расчёт Вожеватова проявляются в тот момент, когда Лариса просит его о помощи: «Вася, помоги, я погибаю, научи, что делать», и слышит: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то! Ничего не поделаешь», - потому что дал слово Кнурову, не может его нарушить; Лариса теперь ему не нужна, он потерял к ней всякий интерес).
Учитель: Итак, перед нами идолы общества, безнравственные дельцы, циничные, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.
- Что же влечёт их к Ларисе, что нам известно помимо того, что она бесприданница?
Сообщение второй группы: «Портрет Ларисы».
(Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).
Учитель: Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить по-настоящему, бескорыстно.
- Если нет, то, что же толкает ее к замужеству? Сможет ли Карандышев сделать Ларису счастливой, способен ли он понять её израненную душу? И вообще, повторяя за Кнуровым, ответим на вопрос: «Ну что такое Карандышев?».
Сообщение третьей группы: «Маленький» человек, которому Лариса отдаёт свою руку.
(Карандышев – мелкий чиновник, особых достоинств у него нет, Но зато он очень самолюбив. В какой-то степени осознавая свою бедность и невысокое положение в обществе, он из кожи лезет, чтобы показать, что он не хуже других, стареется подстроиться под «чистую публику». Вожеватов: «Квартиру свою вздумал отделывать» (Д.I, явл.2). Карандышев любит Ларису, но и здесь ему хочется самоутвердиться, хочется показать себя «хозяином жизни». Ему не нравится, что Лариса свободно общается с Вожеватым, Кнуровым, он упрекает её за прежнюю жизнь, ревнует Ларису, чем больно ранит её. Лариса не скрывает, что не любит Карандышева: «Зачем вы постоянно попрекаете меня». (Д.I, явл.4). Но Карандышев её не понимает, он слишком занят собой. Всеми его поступками движет самолюбие. Желая удовлетворить своё самолюбие, он хочет показать Кнурову и Вожеватову, что Лариса выбрала его, а не кого-то, оценила, предпочла его и приглашает их на обед. Здесь он произносит тост: «Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну». (Д.I, явл.13).
Учитель: Вот в окружении этих людей оказывается Лариса. Есть ли среди этих людей кто-нибудь, кто понимает Ларису, ее душу? Каково ваше отношение к матери Ларисы? (За 30 сребреников продаёт свою дочь Огудалова).
Итак, положение Ларисы трагично: среди тех людей, которые ее окружают, нет ни одного, кто бы понимал ее, сочувствовал ей. Карандышев для нее лишь соломинка, за которую она пытается зацепиться в этой жизни, чтобы уединиться, найти душевное спокойствие. Подспудно Лариса понимает, что Карандышев не достоин ее, всей душой она любит Паратова. Он для нее идеал. Спустя год Лариса продолжает любить его, «и если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда» и Лариса пошла бы за ним на край света.
Учитель:
- Кто же он - идеал Ларисы и в то же время злой гений? Каковы его жизненные принципы, за что его любит Лариса?
Сообщение четвёртой группы: «Паратов – блестящий барин».
(«С шиком живёт Паратов, - говорит Кнуров.- Уж чего другого, а шику в нем довольно». В Бряхимове его знают как смелого человека, щедрого: рискует пароходом, ради того, чтобы выиграть гонку стреляет в монету, щедро одаривает деньгами слуг. Его смелостью, благородством, как ей кажется, восхищается Лариса. Карандышев справедливо заметил: «Сердца у него нет, оттого он так смел!» (Д I, явл.4) Паратов говорит о себе: «Что такое жаль я не знаю что угодно». (Д.I, явл.6). Для него в жизни главное - деньги, богатство. Паратов: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». И от своих принципов Паратов не отказывается. В объяснении с Ларисой большую роль играет не чувство вины перед ней, а самолюбие. Он не может смириться с тем, что ему предпочли другого. Паратов обвиняет Ларису в непостоянстве чувств, хотя сам стал причиной её страданий, сбежав год назад. Нельзя не заметить напыщенности, высокопарности его обвинительных речей, игры самолюбивого героя, но Лариса этого не замечает. Он добивается Ларисиного признания в том, что любовь её к нему по-прежнему сильна. Самолюбие его удовлетворено.
Учитель: Не менее неприглядна роль Паратова в сцене поединка с Карандышевым, этого столкновения можно было избежать, но Паратов, напротив, разжигает ссору. Какую цель он преследует при этом?
(Унизить Карандышева, представить себя в выгодном свете, поиграть на чувствах Ларисы).
Учитель: Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей стыдно за Карандышева, но до её страданий никому нет дела. Измываясь над Карандышевым, эти люди совершенно не считаются с чувствами Ларисы: «Да ведь они меня терзают», - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.
-А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери.
Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели.
Учитель: В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?
(Ответы учеников).
1. стать содержанкой, любовницей Кнурова;
2. остаться с Карандышевым;
3) физическая смерть.
- Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?
(Ответы учеников)
1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.
2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить». Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы», не хватает решительности.
Учитель: Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.
Чтение Д.VI, явл.12.
(Романс «А напоследок я скажу из кинофильма » Жестокий романс».)
Учитель: Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?
- А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?
(Вот именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, не смиряясь с подлостью).
-А если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе, как бы она, на ваш взгляд, должна была выглядеть? ( «Чайка в клетке», «Разбитое сердце»).
Учитель:
В письме к Ф.Д.Батюшкову А.И Куприн утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, выражается индивидуальность. Но в любви». Эта мысль писателя получила воплощение в его повести «Олеся».
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто здесь автором. И ещё одна история «горячего сердца» проходит перед нами. Характеристику героям поможет сделать вам таблица – схема.

Причины обращения автора к теме любви

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви.


Представление автора о том, какой должна быть любовь

«Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства».


Какой представлена любовь в произведениях Куприна

Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».


Произведения, в которых автор пишет о любви

«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.


2. «Олеся» - лесная сказка о любви (главные герои, причины несостоявшегося счастья)
В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям: «В этом рассказе больше, чем в других моих рассказах, моей души». Ф События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.

Распределение героев в рассказе:

Повествование построено на противопоставлении героев


Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро

все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии


Олеся, Мануйилиха

жители Полесья


Иван Тимофеевич

Ярмола


А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях.



Главные герои рассказа:

Олеся

Иван Тимофеевич


Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви.

Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере.


«Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум».

«Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не. господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».


В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний.

Он будто мягок, отзывчив и искренен.


Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем.

Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный.


Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.




«Олеся» удивительный рассказ о Полесье, красавице девушке - «ведьме»; «ведьме» любящей, великодушной...
Как рисует Куприн образ главной героини?
(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и, наконец, появляется она сама «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть, но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)
Как построен сюжет повести?
(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава XI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных... и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы в ее природности.)
Художник стремится преодолеть возможное тяжелое впечатление от драмы народной жизни. Его повесть скорее, элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые по определённым причинам не находят своего проявления.
В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.
Речи «ведьмы» полны такой нежной ласки, такой волнующей тайны, что некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения лесной симфонии». Эта «лесная симфония» особенно ощутима в пейзажных картинах повести Куприна.
Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
(Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа пробуждаются чувства. В последней главе внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.
Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру.)
Какое значение имеет место действия рассказа?
(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих, местах. Полесья,
куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Место действия важно и для прояснения авторской идеи. Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам. Полярные отношения очевидны, как очевидны и полярные отношения главных героев. Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный).
Финал «Олеси», ее последние строки, одно из характерных проявлений того свойства купринского таланта, «теплоты ко всему живущему».
Но в центре его раздумий всегда жизнь человека, взятая в единстве со всем живущим на земле.
Какой цвет сопровождает образ Олеси? (Художественная деталь).
(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «Кораллов», единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).
Не следует забывать о том, что главная героиня не просто девушка из народа, а необыкновенная поэтична натура, с исключительными способностями. В повествование органично входит самоцвет коралл (бусы). Это оберег Олеси. Среди целителей, гадалок считается, что коралл способен защитить человека от злых чар. Поэтому подарок Олеси – это стремление её оградить любимого человека от опасностей).
Почему счастье героев оказалось таким коротким?
(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, темой недостижимости счастья.)
В чем, по-вашему, идея рассказа?
(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства).
Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов.
Олеся очень умна. Несмотря на то что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она - совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания.
Олеся преподает Ивану Тимофеевичу великолепный урок нравственной чистоты. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.
Учитель:
- Теперь вспомните строки И.С.Тургенева из стихотворения «Роза». Что их родит с героинями «горячего сердца»?
(ответы учеников)
Подведём итоги работы по таблице «Характеристика героинь»

Ася
(Что за хамелеон эта девушка!)
Лариса
«Дорогой бриллиант – дорогой и оправы требует»
Олеся
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат»

Скромная, обаятельная, решительная.
Её очарование не оставляет равнодушным, вызывает нежность, восхищение. Постоянно меняющееся настроение вызывает нежность, желание понять её.
Сходство с Татьяной Лариной. Богатый духовный мир, высокие устремления, постоянная работа мысли. Высокие запросы к себе и к людям.
Господин Н.Н. не её «герой»
Романтическое отношение к жизни сталкивается с прагматической философией.
Первые реплики Ларисы – стремление уйти куда – то от постылого существования.
Мечтательная, страдающая.
Чуткая, впечатлительная. Откровенная, но внутренне живёт противоречивыми целями (это от несоответствия между стремлениями, во власти которых она живёт, и средствами, к которым она прибегает).
Повинуется своему повелителю, которого сама избирает.
Может быть безжалостной, бессердечной (Карандышев).
Поэтичная, музыкальная.
Способна любить безоглядно, но не считает себя обречённой на поражение и погибель.
Обретает способность анализировать поступки
Природа – средство создания образа героини, красавицы – «ведьмы».
Речи полны тайны, ласки.
Любящая, великодушная.
Чувствуется благородство души. Обаятельная. Самобытная.
Самоотверженная.
Нет никакого образования, но очень хорошо разбирается в жизни, умна.

История Аси - история первой любви заканчивается разлукой не из – за каких –то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье девушки. Героиня сильнее возлюбленного. Поэтому повесть и называется «Ася»
Лариса – жертва не только жестоких замыслов «сильных мира сего», но и собственных заблуждений, иллюзий.
Потребность очищения возвеличивает её в наших глазах.
Ощутив вину и приняв смерть как благодеяние, она вырывается из пут мира паратовых и кнуровых, нравственно над ними возвышается и навсегда отделяет себя от этого мира.
Олеся – совершенно особенное существо, полное жизни, нежности, сострадания. Отдаёт всю себя своему любимому человеку, ничего не требуя взамен.
Преподает Ивану Тимофеевичу урок нравственной чистоты. Приносит себя в жертву ради счастья любимого человека.
История Олеси – элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, жизни.


Учитель:
Три героини – три судьбы, три «горячих сердца», удары которых мы слышим до сих пор. Незаурядные, любящие, талантливые, чистые духовно. Каждая из них жила в своём мире, в окружении разных людей. Искала счастья, любви Лариса – не нашла. В пьесе Островского рядом с ней четверо мужчин, но все они по – своему её предают. На всё готова была Ася – но никто не позвал её за собой, никто не попросил её руки и сердца. Ради счастья любимого человека уходит в неизвестность Олеся. Их образы никого не оставляют равнодушными, их судьбы – вечное напоминание о том, что человек всегда должен оставаться человеком, отстаивать своё человеческое достоинство.
Итог нашего разговора – ваше эссе «В чём привлекательность героинь «горячего сердца» для современного читателя»?


































15