Презентация по истории для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, 9-11 классы на тему Россия при Александре I
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX век
Правление Александра I1801-1825 гг.
1. Вставьте в схеме «Центральные органы власти в начале XIX века» недостающий орган власти:ИМПЕРАТОРНоситель верховной власти, Исполнительной, законодательной и судебной Коллегии Святейший Синод ?исполнительные высшее духовное учреждения учреждениеПравительству-ющий Сенатвысший судебный орган2. Период правления Александра I:А) 1796-1801 гг. В) 1801-1812 гг. Б) 1801-1825 гг. Г) 1801-1806 гг. Б3. Александр I был:А) старшим сыном Николая I В) правнуком Екатерины II Б) братом Павла I Г) внуком Петра IIIГ
4. Почему государственный строй России в начале XIX века характеризуется как самодержавный?А) высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежали императоруБ) в работе Земских соборов не участвовали крестьянеВ) высшим исполнительным органом власти был СинодГ) императоры получали власть по наследствуА5. О чём свидетельствовало преобладание в составе населения Российской империи в начале XIX века крестьянства?А) в сельском хозяйстве отсутствовали феодальные пережиткиБ) Россия оставалась аграрной странойВ) в России был высокий уровень рождаемости населенияГ) территория располагалась в зоне, удобной для земледелияБ6. Кому принадлежат слова и о чём идёт речь? «Дней Александровых прекрасное начало»А.С.Пушкин о начале правления Александра I
7. Негласным комитетом назывался:А) орган тайного политического сыскаБ) законодательный орган при цареВ) неофициальный совещательный орган при цареГ) орган, созданный для реформы русской армииВ8. В состав Негласного комитета не входил:А) П.А.Строганов В) А.А.Чарторыйский Б) М.М.Сперанский Г) Н.Н.НовосильцевБ10. К периоду правления Александра I относится создание:А) Государственной думы В) Государственного совета Б) Верховного совета Г) СенатаВ9. Определите соответствие:1. В.П.Кочубей А) сын одного из самых богатых людей 2. А.А.Чарторыйский Б) двоюродный брат Строганова 3. А.С.Строганов В) богатый польский вельможа 4. Н.Н.Новосильцев Г) племянник графа А.А.Безбородко1Г, 2В, 3А, 4Б
12. Реформа высших органов государственной власти началась:А) в 1801 г. Б) в 1802 г. В) в 1803 г. Г) в 1810 г.Б11. Первыми мероприятиями Александра I стали:А) восстановление в полном объёме Жалованной грамоты дворянству и городам Б) указ об улучшении содержания заключённых В) предоставление права покупки земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам Г) запрещение публиковать объявления о продаже дворовыхА, Б, В, Г13. Вставьте в схеме «Реформа высших органов власти при Александре I» недостающие органы власти:ИМПЕРАТОР Синод Сенат ? ? высшее высшее духовное судебноеучреждение учреждениеГосударственный Советзаконосовеща-тельный органМинистерстваорганы исполнительнойвласти
14. Каким органом являлся в XIX веке Государственный совет?А) законодательным В) законосовещательным Б) исполнительным Г) судебнымВ15. Органы какой власти назывались министерствами:А) законодательной В) законосовещательной Б) исполнительной Г) судебнойБ16. Указ о «вольных хлебопашцах» был издан:А) в 1803 г. Б) в 1809 г. В) в 1810 г. Г) в 1812 г.А17. Выберите верные утверждения об указе 1803 г.:А) в 1803 г. помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп Б) первый в истории России закон, дававший возможность освобождение крестьян от крепостной зависимостиВ) его практическое значение было незначительно Г) за время правления Александра I более 1 млн. крестьян смогли купить себе свободуА, Б, В
19. Выберите верные утверждения.В проекте политической реформы М.М.Сперанский предлагал: А) создать новое выборное учреждение – Государственную думуБ) установить три основных сословия российского общества: дворянство, боярство, крестьянствоВ) предоставить политические права представителям первых двух сословийГ) предоставления крепостным крестьянам общих гражданских правД) восстановить Жалованную дворянствуЕ) управлять государством на основе разделения властейЖ) ввести совещательный орган при императоре 18. Проект политической реформы «Введение к уложению государственных законов» М.М.Сперанского был готов в: А) 1803 г. Б) 1807 г. В) 1809 г. Г) 1810 г.ВА, В, Г, Е, Ж
23. Определите принцип образования ряда: В.Кочубей, А.Чарторыйский, А.Строганов, Н.НовосильцевНегласный комитет20. Государственный совет был создан в: А) 1803 г. Б) 1807 г. В) 1809 г. Г) 1810 г.Г21. Функциями Государственного совета были: А) рассмотрение проектов законовБ) оценка не только содержания законов, но и самой необходимости их принятияВ) рассмотрение отчётов министерствГ) вносить предложения по распределению государственных доходов и расходовА, Б, В, Г22. Определите соответствие: год-событие1. Реформа высших органов государственной власти А) 1809 г. 2. Указ о «вольных хлебопашцах» Б) 1802 г. 3. Проект политической реформы М.М.Сперанского В) 1810 г. 4. Создание Государственного совета Г) 1803 г.1Б, 2Г, 3А, 4В
24. О ком идёт речь:«Происходил из семьи бедного сельского священника. Некоторое время работал учителем, а затем секретарём у князя А.Б.Куракина. Зарекомендовал себя незаменимым и очень способным человеком. В отличие от ближаейшего окружения царя не выступал против Тильзитского мира».М.М.Сперанский25. О ком идёт речь:«Он был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. В 1805 г. был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона. После Аустерлицкого поражения был назначен в 1806 г. киевским генерал-губернатором».М.И.Кутузов26. О ком так говорил Наполеон Александру I:«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»о М.М.Сперанском
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}123456789Это исполнительный чиновник. На своём гербе он написал: «Без лести предан».
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВ23456789Швейцарский политик, воспитатель Александра I.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРП34567893. Граф. Один из членов Негласного комитета.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙ4567894. Великий полководец, выдающийся дипломат.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВ567895. Автор проекта Конституции «Уставная грамота Российской империи».
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВНОВОСИЛЬЦЕВ67896. Граф. Один из членов Негласного комитета.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВНОВОСИЛЬЦЕВСТРОГАНОВ7897. Автор проекта политической реформы 1809 года:«Введения к уложению государственных законов».
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВНОВОСИЛЬЦЕВСТРОГАНОВСПЕРАНСКИЙ898. Адъютант П.И.Багратиона. Руководитель армейского партизанского отряда.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВНОВОСИЛЬЦЕВСТРОГАНОВСПЕРАНСКИЙДАВЫДОВ99. Командующий 2-ой русской армии в Отечественной войне 1812 г. Смертельно ранен в Бородинском сражении.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}АРАКЧЕЕВЛАГАРПКОЧУБЕЙКУТУЗОВНОВОСИЛЬЦЕВСТРОГАНОВСПЕРАНСКИЙДАВЫДОВБАГРАТИОНАлександр I – годы правления?
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}12345678910Деревня, в которой на совещании было принято решение об оставлении Москвы.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИ23456789102. Совещание для ведения переговоров.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕСС3456789103. Корм для лошадей.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖ456789104. Село, где стала лагерем русская армия после оставления Москвы.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНО56789105. Передвижение войск на театре военных действий.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВР6789106. Офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВРАДЪЮТАНТ789107. Земляные укрепления.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВРАДЪЮТАНТФЛЕШИ89108. Самое крупное сражения Отечественной войны 1812 г.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВРАДЪЮТАНТФЛЕШИБОРОДИНО9109. Войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВРАДЪЮТАНТФЛЕШИБОРОДИНООПОЛЧЕНИЕ1010. Город, который 8 раз переходил из рук в руки от французов к русским.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ФИЛИКОНГРЕССФУРАЖТАРУТИНОМАНЕВРАДЪЮТАНТФЛЕШИБОРОДИНООПОЛЧЕНИЕМАЛОЯРОСЛАВЕЦИнфантерия - …ПЕХОТА
4. По условиям Тильзитского договора Россия:А) признавала все завоевания Наполеона Б) несла большие территориальные потериВ) присоединялась к «континентальной блокаде»Г) должна была немедленно начать войну против ФранцииА, В1. В какой войне не участвовала Россия в 1801-1812 годах:А) войны с ФранциейБ) Русско-иранская войнаВ) Русско-шведская войнаГ) Русско-турецкая войнаД) Русско-польская войнаД3. Тильзитский мирный договор был заключён в:А) 1803 г. Б) 1807 г. В) 1809 г. Г) 1811 г.Б2. В 1805 г. австро-русская армия потерпела поражение от Наполеона под:А) Берлином Б) Веной В) Аустерлицем Г) ПарижемВ
5. Определите соответствие: договор - его содержание 1.Фридрихсгамский мирный А) Часть территории Молдавии договор между Россией и (Бессарабия) с крепостями Швецией. Хотин, Бендеры, Измаил, Аккерман отходила к России. 2. Бухарестский мирный Б) к России отошли договор между Россией Финляндия и Аландские и Турцией острова. Было образовано Великое княжество Финляндское в составе Российской империи. 3. Гюлистанский мирный В) присоединение России к договор между Россией «континентальной блокаде». и Ираном 4. Тильзитскиий мирный Г) к России отошли Карабахское, договор Гянджинское, Дербентское и др. ханства1Б, 2А, 3Г, 4В
6. Вторжение наполеоновских войск в Россию произошло:А) 12 июня 1812 г. Б) 5 августа 1812 г В) 26 августа 1812 г. Г) 6 октября 1812 г. А7. Где в Отечественной войне 1812 г. произошло соединение 1-й и 2-й русских армий?А) под ВитебскомБ) под СмоленскомВ) под Бородино Г) под ТарутиноБ8. Бородинская битва началась:А) 12 июня 1812 г. Б) 5 августа 1812 г В) 26 августа 1812 г. Г) 6 октября 1812 г. В
9. Определите принцип образования ряда:Д.Давыдов, В.Кожина, А.Фигнер, Г.Курин, Е.В.ЧетвериковПартизаны10. Что было главной причиной победы России в Отечественной войне 1812 г.?А) освободительная борьба жителей покорённой Наполеоном ЕвропыБ) полководческий талант Александра IВ) выгодное положение русских войск в начале войныГ) сплоченность русской нацииГ12. О ком идёт речь?«Закат дней его был прекрасен, подобно закату светила, озарившего в течение своём великолепный день; но нельзя было смотреть без особого прискорбия, как угасал наш знаменитый вождь…»О смерти М.И.Кутузова (умер 28 апреля 1813 г. в г. Бунцлау)11. Заграничные походы русской армии проходили в:А) 1813-1814 гг. Б) 1812-1815 гг. В)1814-1815 гг. Г) 1814-1816 гг.А
13. Когда открылся Венский конгресс?А) в 1807 г. Б) в 1812 г. В) в 1814 г. Г) в 1815 г.В14. После падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса, подавления революционного и национально-освободительных движений создавался(лась):А) Священный союзБ) Тройственный союз В) Антанта Г) Антифранцузская коалицияА15. Определите принцип образования ряда: Россия, Австрия, ПруссияСвященный союз16. Борьба европейских государств за раздел владений ослабевшей Османской империи, международные отношения, связанные с этим получили название - ______________________. ( Включал в себя три кризиса: начало 20-х гг. XIX века; начало 30-х гг. XIX века; начало 50-х гг. XIX века). Восточный вопрос
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}12345678910111. Шерстяная ткань.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНО2345678910112. Место испытаний чего-либо.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОН345678910113. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТ45678910114. Название законодательного органа в ряде стран.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМ5678910115. Выразитель и защитник идеологии – совокупности взглядов, идей.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГ678910116. Норма взимания налога или платы за пользование чем-то.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФ78910117. Ступень в строении подчинённых друг другу органов.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФИНСТАНЦИЯ8910118. Свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФИНСТАНЦИЯУСТАВ910119. Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФИНСТАНЦИЯУСТАВАМНИСТИЯ101110. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФИНСТАНЦИЯУСТАВАМНИСТИЯЦЕНЗ1111. Волокно из конопли для производства канатов.
Решите кроссворд.{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}СУКНОПОЛИГОНМАНИФЕСТСЕЙМИДЕОЛОГТАРИФВИНСТАНЦИЯУСТАВАМНИСТИЯЦЕНЗПЕНЬКАКонсерватизм - …Консерватизм – течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций.
1. Крепостное право в Прибалтике было отменено в:А) 1815-1816 гг. Б) 1815-1818 гг. В) 1816-1819 гг. Г) 1818-1819 гг.В3. Проект общероссийской крестьянской реформы был готов в:А) 1816 г. Б) 1818 г. В) 1819 г. Г) 1822 г.Б4. О чём идёт речь:«Они будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».Александр I о военных поселениях2. Разработку общероссийской крестьянской реформы Александр I поручил:А) А.А.Аракчееву Б) П.И.Пестелю В) Н.М.Муравьеву Г) Н.Н.НовосильцевуА
6. О ком идёт речь:Всей России притеснитель,Губернаторов мучительИ Совета он учитель, А царю он – друг и брат.Полон злобы, полон мести,Без ума, без чувств, без чести.Кто ж он? Предан без лести, … грошовый солдат.об А.А.Аракчееве5. Военные поселения в России были созданы с целью:А) сокращение расходов на содержание армии Б) предотвращения крестьянских выступлений В) активизации экономического развития страны Г) упорядочения рекрутских наборовА7. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому:А) в ноябре 1814 г. В) в ноябре 1818 г. Б) в ноябре 1815 г. Г) в ноябре 1820 г.Б
9. Открытие Сейма в Варшаве произошло:А) в 1815 г. Б) в 1816 г. В) в 1818 г. Г) в 1820 г.В8. Какое из перечисленных положений не относится к конституции Польши:А) конституция уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без разрешения судаБ) конституция обязывала использовать польский язык во всех правительственных учрежденияхВ) главой польского царства объявлялся польский царь, который приносил присягу на верность принимаемой конституцииГ) законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царюВ10. Разработку конституционного проекта в России Александр I поручил:А) А.А.Аракчееву В) Н.М.Муравьеву Б) П.И.Пестелю Г) Н.Н.НовосильцевуГ
12. Проект Конституции Российской империи был подготовлен:А) в 1815 г. Б) в 1816 г. В) в 1818 г. Г) в 1820 г.Г11. Проект Конституции в Росси назывался:А) «Уставной проект Российской империи»Б) «Уставная грамота Российской империи»В) «Устав Российской империи»Г) «Уставные положения Российской империи»Б14. Устав «Союза благоденствия» получил название:А) «Красная книга» В) «Русская правда» Б) «Зеленая книга» Г) «Конституция»Б13. Тайное общество «Союз спасения» после утверждения своего устава стало называться:А) «Общество истинных революционеров»Б) «Общество сынов отечества»В) «Общество истинных сынов спасения отечества»Г) «Общество истинных и верных сынов отечества»Г
15. Определите соответствие: тайное общество-руководитель1. «Союз спасения» А) П.И.Пестель2. «Союз благоденствия» Б) Н.И.Муравьёв3. «Южное общество» В) полковник Генштаба А.Н.Муравьёв4. «Северное общество» 1В, 2В, 3А, 4Б17. О чем идет речь:«Где их взять? …Вдруг все не сделаешь, помощников нет…»16. О ком идет речь:«…Современники и друзья считали его одним из самых образованных людей своего времени. В 1816 году он вступил в «Союз спасения» и стал одним из его вождей. В «Союзе благоденствия» он руководил Тульчинской управой. Благодаря его организаторским способностям она стала самой многочисленной и деятельной в организации…»П.И.ПестельАлександр I о нехватке умных и способных людей
Задание 1 (С4). Назовите не менее двух направлений внутренней политики Александра I. Приведите не менее трёх примеров проведённых им реформ.Ответ 1.Могут быть названы следующие направления:Крестьянский вопрос;Реформы органов государственной власти.Ответ 2.Могут быть приведены следующие примеры реформ:В 1802 г. вместо коллегий были учреждены министерства;В 1810 г. был создан законосовещательный орган власти при императоре – Государственный совет;Указ о «вольных хлебопашцах»;Запрещение публиковать объявления о продаже дворовыхОсвобождение крестьян в Прибалтийских губерниях
Задание 2(С4). Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в период царствования Александра I (1801-1825 гг.) Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач(не менее трёх примеров).Ответ 1.Могут быть названы следующие задачи:Решение Восточного вопроса;Укрепление позиций России в Европе.Ответ 2.Могут быть приведены следующие примеры:А) Решение Восточного вопроса:Русско-иранская война 1804-1813 гг.Русско-турецкая война 1806-1812 гг.Заключение Бухарестского мирного договора России с Турцией(1812 г.)Заключение Гюлистанского мирного договора с Ираном (1813 г.)Кавказская война (военные действия на Кавказе).Б) укрепление позиций России в Европе:Военные действия, связанные с участием России в III и IV антифранцузских коалициях (1805-1807 гг.);Заграничные походы русской армии;Участие в работе Венского конгресса (1814-1815 гг.)Создание «Священного союза» (1815 г.)
Задание 3(С4). Сравните основные положения программных документов Северного общества декабристов («Конституция Н.М.Муравьёва») и Южного общества («Русская правда П.И.Пестеля). Укажите, что было общим(не менее трёх характеристик), а что различным (не менее трёх различий)..Ответ 1.Общее:Свержение самодержавия;Отмена крепостного права;Ликвидация сословного строя;Равентство граждан перед законом;Введение гражданских прав и свобод (свобода слова, печати, собраний и т.д.)Ответ 2.Различия:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Программа Северного общ-ваПрограмма Южного обществаАдминистративно-территориальное устройство - федерацияАдминистративно-территориальное устройство – унитарное государствоУстановление Конституционной монархииУстановление республикиНаделение императора функциями исполнительной власти с рядом существенных полномочийУничтожение царской власти, создание Державной Думы – высшего органа исполнительной властиИмущественный и образовательный ценз, выборы неравные и многоступенчатыеРавное избирательное право для всего мужского населения государства, без цензовСохранение помещичьего землевладенияКонфискация части помещичьей земли