Внешнее строение насекомого
Внешнее строение насекомого
Цель урока: проведя сравнительную характеристику ракообразных и паукообразных, выделить достоинства строения, распространения насекомых, определив процветание этого класса в природе.
Задачи:
Образовательные:
Знать особенности строения насекомого, связанные с полетом, разными формами перемещения и способами питания.
Умело выделять по особенностям строения представителей разных классов членистоногих.
Развивающие:
Дать возможность ребятам разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.Развивать знания учащихся о значении насекомых в природе.
Воспитывающие:
Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, мы познакомились с двумя классами членистоногих. Это (вопрос к ребятам) – ракообразные и паукообразные. Мы узнали особенности их строения, образа жизни представителей, сейчас напомним себе некоторые понятия.
2. Мозговой штурм (7-10минут)
Я вам «сварила кашу» из двух видов круп. Ваша задача:
1. Отделить одни зерна от других.2. Найти ошибку в варке каши.3. Сварить правильно, ликвидировав ошибки.
Работа дана на интерактивной доске.
Работы выполняются на отдельных листочках, которые сдаются по мере выполнения работы.Устно проанализировать ошибки и назвать правильно созданные предложения.
3. Новый материал
Учитель: Главная задача урока, доказать, что насекомые наиболее процветающий класс членистоногих. – Я вас приглашаю посетить модельное агентство, где вы должны обратить внимание на изящество форм модельера, на цветовую гамму художника и на индивидуальность решений конструктора. Выберите, что вас особенно тронуло и понравилось.
4. Смотрим музыкальную презентацию (Приложение 1)
Учитель: Что вы скажите?
Послушать мнение ребят.
Учитель: Давайте разберемся, чем же насекомые отличаются от других представителей членистоногих?
Учитель: Насекомые по численности – 70% всех живущих животных планеты могут жить во всех средах, кроме этого:
– на высоте 5000м в Гималаях– в пустынях, где совершенно нет воды– в пещерах без доступа света– за полярным кругом, где вечные льды.– поселяются на всех растениях– на всех животных и т.д.
Почему???
Учитель подводит итог рассуждений учеников.
– Да, приспособленность и особенности строения. Давайте с этим познакомимся.Продолжаем работать по таблице – откройте ее. (Таблица сравнительной характеристики классов членистоногих – работа по ракообразным и паукообразным выполнена). Эта же таблица подготовлена учителем и открывается по мере работы учащихся, как сравнение правильности выполнения их работы.
5. Работа по заполнению таблицы
1. Использовать презентацию учителя2. Работа с учебником, как форма самостоятельного поиска.
учебник стр. 160-162
крыло насекомого
ротовой аппарат
глаза насекомого
усики, как органы чувств
разнообразие конечностей насекомых
3. Умело заполнять таблицу, разделяя основной материал и «изюминку» класса насекомых.
После заполнения таблицы даже по объему видно многогранность строения насекомого.
Тип членистоногие 1.5 млн. видов
Особенности строения Ракообразные Паукообразные Насекомые строение Изюминка
Количество видов Более млн. видов Считают, что более 2 млн. видов
Среда обитания Все виды сред Примеры даны в начале урока учителем.
Покров, окраска Хитиновая кутикулаПокровительственная окраска
Рис 1 Маскировка, мимикрияПредостерегающая окраска
Количество ног 3 пары
Рис 2 Разновидности ножекРабота по учебникуХодильныеБегающие Прыгающие. Плавающие ХватательныеРоющие
Разделение тела Голова, туловище, брюшко
Рис 3 Переднегрудь, среднегрудь, заднегрудьКрыло (презентация)
Органы зрения Фасеточные
Рис 4 Глаза (презентация)
Органы чувств Усики
Рис 5
Есть слух. Усики (презентация)НитевидныеБулавовидныеПильчатыеГребенчатыепластинчатые
Ротовой аппарат Верхняя челюсть, нижняя челюсть, верхняя и нижняя губа
Рис 6 Ротовой аппарат(презентация)КолющийЛижущийсосущий
6. Итоги урока
Ребята, обобщая полученный материал, называют особенности насекомых, которые мы не встречали у представителей других классов типа членистоногие.Учитель в это время, на интерактивной доске, обозначает каждую особенность насекомого, рисуя линии, расположенные в виде солнца, а затем звучит вопрос учителя:Что надо добавить к этому рисунку, отвечая на основополагающий вопрос урока – процветание насекомых
Ребята предлагают сами дорисовать рисунок на доске – рисуя полукруг, который завершает рисунок – СОЛНЦЕ.Теперь просто и легко назвать преимущества насекомых в природе – яркий, солнечный, распространенный, разнообразный, приспособленный, красивый касс членистоногих.Мы вместе приходим к выводу о том, что это процветающий класс не только членистоногих, но и всей природы.