Технологическая карта урока по обществознанию на тему Деньги и инфляция
Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество Сысоева Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №30» г. Пермь
Предмет Обществознание
Класс 9
Тип урока Урок "открытия нового знания"
Тема Деньги и инфляция
Цели Личностные – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету обществознания, осваивать основы культурного взаимодействия в социальном окружении.
Предметные – проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках(текстовых, графических или изобразительных); сравнивать данные из разных источников, выявлять сходство и различия; делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономическим событиям и процессам; применять полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, излагать суждения о причинах и следствиях событий.
Метапредметные – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, коллективной работе.
Планируемые результаты 1. Личностные:
- с помощью метода кейс-стади развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета обществознания, убедить учащихся в практической, жизненной значимости изучаемой темы, расширить их представления о денежном мире
2.Предметные:
Учащиеся должны уметь перечислять признаки инфляции, функции денег, исходя из описанных ситуаций, называть причины инфляции, прогнозировать последствия инфляции, приводить примеры по каждому виду инфляции, делать отчет о последствиях инфляции, приводить необходимые аргументы из российской действительности.
Метапредметные:
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебных ситуациях, адекватно выражать и контролировать свои эмоции
Регулятивные УУД: определять цель и проблему урока, планировать свою деятельность, выдвигать версии о причинах, видах и последствиях инфляции, на основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы, оценивать правильность выполнения учебных задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку
Коммуникативные УУД: уметь отбирать информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности (краткие записи, схемы, графики); уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи
Познавательные УУД: искать и выделять (с помощью Интернет-ресурсов, СМИ) необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии для понимания закономерностей инфляционных процессов, предоставлять информацию в разных формах (схема, график, тезисы) определение основную и второстепенную информацию, классифицировать виды инфляции по самостоятельно выбранным основаниям.
Основные понятия инфляция; инфляция спроса, инфляция предложения, умеренная инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция
Межпредметные связи Обществознание, История
Ресурсы:
Насонова И.П. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /И.П. Насонова – изд. – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Дидактические материалы: кейс-стади, проблемные ситуации, оценочные листы, презентация, фрагменты из фильма «Мастер и Маргарита»
Оборудование: проектор, персональный компьютер, экран
Формы работы Фронтальная, групповая
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
1.Организационный момент Подготовка к работе.
Формулировка темы урока
Определение целей урока Создает рабочий настрой через приветствие, просит вспомнить, с какой сферой жизни общества учащиеся начали знакомиться на предыдущих уроках.
Предлагает на основании афоризма сформулировать тему урока. Афоризм «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствование о сущности денег» Уильям Ю. Гладстон премьер министр Великобритании.
Обсуждение цели урока с учащимися и постановка цели учителем
Учащиеся с помощью афоризма и наводящих вопросов учителя формулируют тему урока
Высказывают предположения о цели урока
Личностные: понимают значение экономики в жизни человека, общества.
Познавательные:
строят осознанные речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные: целеполагание2.Актуализация знаний, через погружение в ситуацию
3.Объяснение нового материала и его осмысление учащимися Работают по группам (4-5 чел.). В каждой группе есть свой лидер, который организует её работу и оценивает работу каждого в группе по заданным критериям.
Ряд учащихся демонстрирует монеты, купюры, которые сохранились в семейных коллекциях, рассказывают об их истории.
1.Знакомятся с определением инфляция записывают краткое определение в тетрадь.
2.Каждая группа вытягивает бланк с одной из функций денег и отвечая на вопрос приводя примеры из личного опыта, которые демонстрируют, как российская инфляция помешала рублю выполнять свои основные функции.
3. Работая в группах делают отчет о последствиях инфляции, приводя необходимые аргументы.
Записывают их в рабочие тетради.
4. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос
обсуждают, выступают с сообщениями, задают вопросы, слушают, делают краткие записи.
Предлагает для повторения материала поработать с кейсом и ответить на вопросы составленные по его содержанию.
Демонстрирует фрагменты фильма «Мастер и Маргарита»
Демонстрирует презентацию, объясняет виды инфляции
Обобщает высказывания учащихся
Делает основные выводы из отчетов групп и формулирует основные последствия инфляции. Последствия инфляции проецируют на экран.
Предлагает проблемный вопрос для учащихся Работают с кейсом «Деньги и их функции». Для кейса взят отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Отвечают на вопросы. Ответы обсуждают в группах.
Работая в группах отвечают на вопрос: Каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции?
Формулируют самостоятельно последствия инфляционных процессов
Вопрос на который отвечают учащиеся:
«Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?»
Предметные: перечисляют основные функции денег, понятия -эмиссия, ликвидность денег, называют не менее 5 способов защиты денежных знаков
Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: расширение представлений учащихся об экономической сфере жизни общества; формирование коммуникативной компетентности
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Коммуникативные: постановка вопросов, выражение своей мыслиПредметные: формулируют понятие инфляции, записывают в тетрадь виды инфляции, устанавливают взаимосвязь между
функциями денег и инфляцией, приводят не менее 2 примеров из российской действительности которые демонстрируют последствия инфляции, делают отчет о последствиях об инфляционных последствиях
Познавательные: поиск и выделение информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения, выявление отличий
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, выявление, проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
Регулятивные УУД:
Планирование своей деятельности
4. Рефлексия Каждая группа методом жеребьевки выбирает себе "шляпу" определенного цвета и анализируют урок, высказывают свое мнение Проводит «Игру со шляпами» (метод мышления Эдварда де Боно) Учащиеся «надевают» шляпы и анализируют урок
Белая шляпа: информация
Желтая шляпа: преимущества
Черная шляпа: - недостатки
Красная шляпа: эмоции Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, коррекция, анализируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
Выявлять проблемы в усвоении информации, уметь взглянуть на ситуацию с разных позиций
Познавательные:
уметь структурировать знания; дополнить и расширять имеющиеся знания.
5. Подведение итогов урока
Лидеры группы анализирует работу каждого и согласно критериям выставляют оценки.
Записывают домашнее задание в дневники и тетради Подводит итоги урока,
оценивает работу учащихся на уроке. Дает домашнее задание. Домашнее задание: Составьте памятку «Как вести себя потребителю во время инфляции» Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, оценка
Личностные: понимать значение экономических знаний для человека развивать способность к самооценке.
Приложение №1
КЕЙС-СТАДИ
Тема: «Деньги и инфляция»
Отрывок из романа «Мастер и Маргарита» М.Булгаков
На галерке произошло движение, и послышался радостный голос:
- Верно! У него! Тут, тут… Стой! Да это червонцы!
Сидящие в партере повернули головы. На галерке какой-то смятенный гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевязанную банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей».
Соседи навалились на него, а он в изумлении ковырял ногтем обложку, настоящие ли эти червонцы или какие-нибудь волшебные.
- Ей-богу, настоящие! Червонцы! – кричали с галерки радостно.
- Сыграйте и со мной в такую колоду, весело попросил какой-то толстяк в середине партера.
- Авек плезир! – отозвался Фагот, - но почему, же с Вами одним?
- Все примут горячее участие! – и скомандовал: прошу глядеть вверх!... Раз! – в руке у него оказался пистолет, он крикнул: - Три – свернуло, бухнуло, и тотчас из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.
Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерку, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел и зрители стали бумажки ловить.
Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах тоже не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумление охватило весь театр.
Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикивания «ах, ах! и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сидениях, ловя вертлявые, капризные бумажки.
На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, а артисты без церемонии начали высовываться из-за кулис.
В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкну!». И вдруг послышалась плюха. Тотчас в бельэтаже появился шлем милиционера, из бельэтажа кого-то повели.
Возбуждение возрастало, и неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Фагот не прекратил денежный дождь, внезапно дунув в воздух.
Двое людей, обменявшись многозначительным и веселым взглядом, снялись с мест и прямехонько направились в буфет.
В театре стоял гул, у всех зрителей возбужденно блестели глаза. Да, да,
неизвестно, во что бы все это вылилось, если бы Бенгальский не нашел в себе
силы и не шевельнулся бы. Стараясь по крепче овладеть собой, он по привычке потер руки и голосом наибольшей звучности заговорил так: - Вот. Граждане, мы с вами видели сейчас случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никакихчудес и магии не существует. Просим же маэстро Воланда разоблачить нам этот опыт. Сейчас, граждане, вы увидите, как эти, якобы денежные, бумажки исчезнут так же внезапно, как и появились.
Тут он зааплодировал, но в совершенном одиночестве, и на лице при этом у него играла уверенная улыбка, но в глазах этой уверенности отнюдь не было, и скорее в них выражалась мольба. Публике речь Бенгальского не понравилась. Наступило полное молчание, которое было прервано клетчатым Фаготом.
- Это опять-таки случай так называемого вранья, - объяснил громко козлиным тенором, - бумажки граждане настоящие!
- Браво? — отрывисто рявкнул бас где-то в высоте.
... люди как люди. Любят деньги, но ведь это было всегда ... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги, из бронзы или из золота. Ну легкомысленные, обыкновенные люди в общем, напоминают прежних...
Основные понятия:1. Деньги
2. Денежная масса
3. Виды денег
4. Эмиссия
5. Функция денег
6. Ликвидность
7. Инфляция
8. Защита денежных знаков
9. Центральный банк
Задание:
1. Почему «легкомысленное» человечество любит деньги и из кожи, и из бумаги, и из бронзы, и из золота? Почему денежный дождь вызвал сильное возбуждение в театре?
2. Если бы вы оказались в театре. Вы бы стали смотреть сквозь эту бумагу на свет?
3. Что бы произошло, если бы каждому гражданину страны Воланд дал по одному миллиону червонцев?
Приложение №2
Критерии для оценивания работы учащихся в группе
ФИО Критерии Итого
Активно
участвовал(а) в обсуждении
(1 балл) Не отвлекался сам и не отвлекал группу от темы обсуждения,
выполнения
задания, говорил
по существу
(1 балл) Был внимателен, вежлив,
слушал других, не перебивал не дослушав
(1 балл) Старался объяснить, обосновать версии
(1 балл) Говорил внятно, свободно, успешно отвечал на вопросы слушателей
(1 балл)