Методическая разработка открытого лекционного занятия по ПМ 02 МДК 02.01.ТЕРАПИЯ doc
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«АРЗАМАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЛУКОЯНОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Рассмотрено и одобрено
На заседании
ЦМК специальных дисциплин
Протокол № __
«___» _____________ 2016
Председатель ЦМК _______
Методическая разработка
открытого лекционного занятия
Тема: Сестринский уход при бронхиальной астме.
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01 «Оказание сестринской помощи при различных заболеваниях и состояниях»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело, III курс
ФОРМА ЗАНЯТИЯ Теоретическое
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Учебный кабинет
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ 90минут
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Авторы: Галова Мария Александровна
Галов Василий Викторович
Лукоянов, 2016 г.
Методическая разработка открытого лекционного занятия
«Сестринский уход при бронхиальной астме».
Аннотация.
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями и программой Федерального Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
В методической разработке рассматриваются следующие моменты: актуальность темы, цель занятия, подробная технологическая карта проведения занятия; приложения (конспект лекции, презентация лекции, составление синквейна, вопросы для закрепления с ответами, домашнее дифференцированное задание).
Актуальность темы.
Актуальность проблемы бронхиальной астмы обусловлена ее социально-экономической составляющей, так как, являясь хроническим заболеванием, данная болезнь значительно снижает качество жизни и приводит к потере работоспособности. В современных условиях целью лечения является достижение контроля бронхиальной астмы и улучшение качества жизни пациентов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения уже от 4 до 27 % населения всего мира страдают этим заболеванием. И с каждым годом число таковых растет. За последние 15 лет больных бронхиальных астмой стало в 2 раза больше.
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «СУПРЗиС пациентов терапевтического профиля», соответствующей требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Методическая разработка составлена для проведения лекционного занятия по теме: «Сестринский уход при бронхиальной астме», с обучающимися групп з курса АМК по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (321, 323 м/с гр.).
Дидактические цели занятия.
Познавательная:
обобщить и углубить знания по теме «Сестринский уход при бронхиальной астме»;
выявление способностей коммуникативного межличностного взаимодействия;
анализировать способы и средства предотвращающие стадии ремиссии и осложнений.
Развивающая:
развивать навыки работы в парах;
содействовать развитию умений осуществлять самооценку в учебной деятельности;
развивать профессиональные знания, умения, навыки.
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (при составлении синквейнов).
обладать навыками работы в группе при составлении синквейна.
уметь выполнять различного рода деятельности.
уметь планировать и анализировать свою учебную деятельность.
Воспитательная:
воспитывать осознанное отношение к изучаемому;
воспитывать милосердие, чувство ответственности, требовательность к себе, коллегам, товарищам;
воспитывать в себе умения и навыка процесса слушания.
По окончании занятия
Студент должен знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме;
Студент должен уметь:
обосновать применение средств медицинской реабилитации;
провести комплекс лечебной гимнастики, массажа;
пользоваться профессиональной терминологией.
В процессе освоения данной темы студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
Профессиональные (предметные) компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействия с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Мотивация: развитие познавательной самостоятельности, развитие логического и диалектического мышления студентов с целью применения полученных навыков на практике.
Педагогическая технология.
1. Применение лекции - визуализации связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков (слайдов). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы визуального мышления, в лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулировании мышления и достижении профессиональных целей. Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности. Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. 2. Применение составления синквейна (на стадии рефлексии- подведения итогов занятия). Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл, с помощью которой учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме. Составляя синквейн, учащийся может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна. Такой же схемой организации образовательной деятельности является для него структура всего синквейна. Важно, что обучение материала и его закрепление происходит в ходе выполнения задания – составления синквейна. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Сочетание разных систем и умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся: - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Технологическая карта занятия.
Этапы занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методическое обоснование
Организация начала занятия
12 мин.
Приветствует студентов и гостей, проверяет готовность групп и аудитории к занятию.
Сообщает тему занятия, актуализирует значение темы, нацеливает студентов на основные ее проблемы, наводит студентов на определения целей занятия.
Сообщает план занятия.
Приветствие преподавателя и гостей. Старосты групп заполняют список отсутствующих.
Внимательно слушают, эмоционально настраиваются на тему.
Формулируют цели предстоящей работы.
Записывают тему и план занятия в тетрадях.
Воспитываются нравственные качества студентов, создается деловой настрой на учебную деятельность.
Интерактивный опрос
10 мин
Задаёт студентам вопросы
Координирует действия, направляя на правильный ответ.
Приложение №1.
Самостоятельно выполняют работу
Отвечают на вопросы преподавателя
Слушают комментарии и дополнения своего ответа. Выбирают актуально проводимые мероприятия из предложенного перечня и обосновывают выбор.
Нацеливание студентов на осознание и осмысление новой темы.
Изложение нового материала.
Определение и классификация бронхиальной астмы (БА).
Этиология и патогенез БА.
Клиническая картина БА.
Лабораторно-инструментальные исследования БА.
Особенности лечения и сестринского ухода при БА.
5.Заключение.
55 мин.
Преподаватель раскрывает данные вопросы лекции, увязывает их с предыдущими темами, задает студентам вопросы на повторение пройденного материала (чтение лекции сочетается с беседой в форме вопросов). См. приложение 1.
Смотрят презентацию, внимательно слушают, участвуют в дискуссии, делают конспект.
Прививается любовь к данному предмету, развивается потребность в более глубоком изучении данной темы, развивается абстрактное, логическое мышление, творческое воображение, умение слушать и слышать, сопереживать.
Рефлексия- подведение итогов занятия
10 мин.
Предлагает одной части студентов написать синквейны на темы:
астма
приступ
абсцесс
флегмона.
Образцы синквейнов и примерные синквейны по предложенным темам см. прилодение 3.
Другой части студентов- ответить на поставленные вопросы. См. приложение 4.
Одна часть студентов пишут синквейны на предложенные темы, с последующим их озвучиванием; другая часть отвечает на вопросы преподавателя.
Помочь студентам самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь им реализовать его личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Домашнее задание
3 мин.
Сообщает домашнее задание: Всем студентам: составить конспект по уже вам известной схеме следующих заболеваний:
лимфаденит,
лимфангит,
тромбофлебит,
рожистое воспаление.
Слушают, анализируют, записывают, домашнее задание, задают уточняющие вопросы
Прививаются творческие навыки, самостоятельность мышления
Приложение 1.
Интерактивный опрос
1. Знаете ли вы заболевания органов дыхания и что можете о них рассказать?
2. Влияет ли генетическая предрасположенность к возникновению заболеваний органов дыхания?
3. Способствует ли курение к обострению заболеваний органов дыхания?
4. В каком возрасте могут развиться заболевания органов дыхания и какие встречаются чаще всего?
5. БА относится к группе острых или хронических заболеваний?
Приложение №2. (лекция)
Бронхиальная астма.
Относится к хронической обструктивной болезни (ХОБЛ).
Бронхиальная астма (БА) заболевание, характеризующееся хроническим воспалением в воздухоносных путях, приводящим к повышенной гиперреактивности в ответ на различные стимулы и повторяющимися приступами бронхиальной обструкции, которые обратимы спонтанно или под влиянием соответствующего лечения.
БА широко распространенное заболевание человека. В последние годы отмечается особо бурный рост заболеваемости БА во всех странах, в том числе в России.
Этиология. Причины БА точно не известны. Но различают факторы риска возникновения БА, которые разграничиваются на предрасполагающие, причинные и способствующие ее возникновению.
*Предрасполагающие факторы (генетические обусловленные) включают атопию и наследственность. Они определяют склонность организма к болезни. Под атопией понимается генетически Обусловленная гиперпродукция иммуноглобулинов Е (реагины). Нередко клинически атопия проявляется вазомоторным ринитом, конъюнктивитом, аллергическим дерматитом.
*Причинные факторы, или «индукторы», которые сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания. Они включают: домашние аллергены (домашняя пыль, шерсть и перхоть животных, тараканий аллерген, грибковый аллерген), внешние аллергены (пыльца растений), некоторые медикаменты (например, аспирин и другие НПВП), а также химические сенсибилизаторы на рабочем месте (канифоль, соли платины, никеля, кобальта, хлорамин, формальдегид и др.).
* Усугубляющие (способствующие) факторы, увеличивающие вероятность развития астмы при воздействии индукторов: респираторные вирусные инфекции, активное и пассивное курение, загрязнение воздуха, низкий вес при рождении, паразитарные инфекции.
Факторы риска, которые обостряют течение БА, усиливая процесс воспаления, называют «триггерами» (провокаторами). В сенсибилизированном организме .роль триггеров могут играть указанные выше индукторы БА, а также респираторные вирусные инфекции, пищевые продукты, физическая нагрузка, погодные условия, обострение ринита и синусита. Нередко в качестве триггеров выступают лекарственные препараты, особенно бета-блокаторы (пропранолол, анаприлин, атенолол и др.), применение которых при астме противопоказано, так как они могут спровоцировать не только приступы удушья, но и астматический статус. В качестве триггеров могут оказаться предменструальный период и беременность.
Патогенез. По современной концепции патогенез БА представляется как особый воспалительный процесс в бронхиальной стенке, который вызывает развитие бронхиальной обструкции и гиперреактивности (повышенная чувствительность бронхиального дерева к стимулам, индифферентным для здоровых лиц). Из числа многих клеток, принимающих участие в процессе воспаления и развития гиперреактивности бронхов, решающая роль, принадлежит тучным клеткам, эозинофйлам и Т-лимфоцитам.
В патогенезе бронхиальной астмы принято выделять три стадии патологического процесса (А. Д. Адо): иммунологическую происходит сенсибилизация, выработка антител и встреча антигена с антителом; патохимическую, характеризующуюся выделением из тучных клеток биологически активных веществ медиаторов аллергического воспаления гистамина, серотонина, ацетилхолина и др.
Активность медиаторов аллергического воспаления обусловливает третью стадию иммунологической реакции патофизиологическую. Воспалительный процесс формирует четыре механизма бронхиальной обструкции:
1) острая бронхоконстрикция (вследствие спазма гладких мышц);
2) подострая (вследствие отека слизистой дыхательных путей);
3) хроническое формирование слизистых пробок, которые обтурируют периферические бронхи;
4) необратимая перестройка бронхиальной стенки.
Морфологически обнаруживают признаки эмфиземы, обтурациюбронхов слизистыми или слизисто-гнойными пробкам, тотальный брон-хоспазм.
Клиническая картина. В развитии приступа удушья при БА условно выделяют три периода (предвестников, разгара, обратного развития).
В период предвестников приступа удушья возможны различные по характеру и интенсивности симптомы: вазомоторные реакции со стороны слизистой оболочки носа, чихание, сухость в носовой полости, приступообразный кашель, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание, зуд верхней части грудной клетки и шеи.
Появление удушья начало второго периода (разгар). Удушье имеет экспираторный характер, с чувством сжатия за грудиной. Однако, удушье может возникать и внезапно без предвестников, нередко среди ночи, достигая большой выраженности.
Осмотр. Пациент принимает вынужденное положение. Вдох делается коротким, выдох медленным, судорожным (в 34 раза длиннее вдоха). Выдох сопровождается громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии (дистанционные хрипы). Лицо бледное, при тяжелом приступе одутловатое с синюшным оттенком и покрыто холодным потом, отражает страх и беспокойство. В дыхании принимают участие мышцы плечевого пояса, спины и брюшного пресса. Пациент с трудом отвечает на вопросы.
Перкуторно над легкими коробочный звук. Нижние границы легких опущены, подвижность их краев отсутствует. Аускультация выявляет ослабленное везикулярное дыхание, во время выдоха множество разно-тональных сухих свистящих хрипов.
Пульс слабого наполнения, учащен. Тоны сердца учащены, приглушены, акцент II тона на легочной артерии. Абсолютная тупость сердца из-за острого вздутия легких не определяется.
При осложненном течении болезни типичный приступ удушья может переходить в астматический статус с развитием комы, асфиксии, слабости миокарда и смерти.
Третий период (обратное развитие приступа) может протекать быстро (при легком течении), но может затягиваться на длительное время. К моменту стихания приступа мокрота разжижается, лучше откашливается, количество высоких сухих хрипов над легкими, определяемых при аускультации, уменьшается; появляются низкие жужжащие и нередко влажные незвучные разнокалиберные хрипы.
Лабораторные и инструментальные исследования
OAK: во время приступа удушья отмечаются умеренный лимфоцитоз и эозинофилия. Анализ мокроты: находят много эозинофилов и часто - спирали Куршмана.
При рентгеноскопии органов грудной клетки во время удушья определяется повышенная прозрачность легочных полей и ограничение подвижности диафрагмы. Большая роль в диагностике БА в настоящее время отводится исследованию функции внешнего дыхания. Широкое распространение получила пикфлоуметрия измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью портативного прибора пикфлоуметра. Это удобный и простой в эксплуатации прибор, позволяющий осуществлять мониторинг астмы в стационарах, поликлиниках и домашних условиях. Каждому больному БА показана ежедневная пикфлоуметрия. Измерения проводят не менее 2 раз в день (утром и вечером). Результаты измерений заносятся в специальный график. Суточный разброс показателей ПСВ более чем на 20% является диагностическим признаком БА, а величина отклонений прямо пропорциональна тяжести заболевания.
Кожные тесты с аллергенами являются основным инструментом для диагностики аллергии у больных БА. Важное значение имеет также определение специфических Ig Е в сыворотке крови. Однако этот тест не заменяет кожные пробы и является более дорогостоящим.
Бронхиальную астму нередко неправильно диагностируют и, как следствие этого, назначают неправильное лечение. Особенно трудно диагностировать БА у пожилых людей, а также при кашлевом варианте астмы.
Бронхиальная астма у пожилых
Клинический опыт свидетельствует о том, что в период развития климактерического синдрома течение БА приобретает особенно агрессивный характер. Для этого клинического варианта болезни характерны высокая эозинофилия, плохая переносимость антиастматических препаратов и быстрое развитие побочных реакций на кортикостероиды. В связи с этим необходимы тщательный сбор анамнеза, обследование, направленное на исключение других заболеваний, сопровождающихся бронхо-обструктивным синдромом и прежде всего ИБС с левожелудочковой недостаточностью, ЭКГ, эхокардиоскопия и др., которые обычно проясняют картину бронхиальной астмы.
Кашлевой вариант БА
Кашель является основным, а иногда единственным симптомом этого варианта астмы. Кашель часто возникает ночью и, как правило, не сопровождается свистящими хрипами. При постановке диагноза необходимо исключить патологические процессы, дающие сходную симптоматику (прием ингибиторов АПФ, хронический риносинусит).
Подтвердить диагноз бронхиальной астмы помогает аллергологическое обследование, суточный мониторинг ПСВ, а также провокационный тест с гистамином или ацетилхолином.
Астма физического усилия характеризуется появлением приступов удушья под влиянием субмаксимальной физической нагрузки, причем, приступы удушья возникают в течение 10 минут после окончания нагрузки. Отмечена более частая связь приступа БА с определенными видами упражнений: бег, игра в футбол, баскетбол, подъем тяжестей. Хорошо переносится плавание. Диагностируется астма физического усилия провокационной пробой с физической нагрузкой.
«Аспириновая» астма
Аспирин и другие нестероидные противовоспалительные препараты (анальгин, метиндол, ибупрофен и др.) вызывают воспаление слизистой бронхов и относятся к индукторам БА (неаллергическая идиосинкразическая астма). У большинства пациентов первые симптомы заболевания появляются в 20-30 лет. Вначале определяется вазомоторный ринит, затем обнаруживаются полипозные разрастания слизистой носа, а впоследствии присоединяется БА и непереносимость аспирина. Непереносимость проявляется типичной картиной: в течение часа после приема аспирина развивается приступ астмы, часто сопровождающийся ринитом, конъюнктивитом, покраснением лица и шеи. Иногда эти приступы носят крайне тяжелый характер (особенно после парентерального введения НПВП), вплоть до смертельного исхода.
Больные «аспириновой астмой» могут реагировать также на салицилаты, содержащиеся в пищевых продуктах (огурцы, томаты, клубника, малина), ряд витаминов.
При астме, индуцированной аспирином, больной должен избегать контактов с известными триггерами: исключение лекарственных средств, содержащих аспирин и НПВП: цитрамон, асфен, аскофен, теофедрин, новоцефальгин, вольтарен, бруфен; исключение пищевых веществ, содержащих тартразин (пищевая, желтая добавка, обладающая перекрестной аллергией к аспирину): желтые пирожные, конфеты желтого цвета, содовая вода, желтое мороженое и др.; исключение лекарственных веществ, содержащих тартразин индерал, поливитамины и др.; исключение продуктов, содержащих естественные и добавленные салицилаты.
Лечение таких пациентов, помимо основной терапии астмы, должно включать лечение обструкции носовых ходов.
Классификация. БА может быть классифицирована по этиологии и степени тяжести. Большинство исследователей выделяют БА атопическую (экзогенная, аллергическая, иммунологическая), неатопическую (эндогенная, неиммунологическая) и смешанную. Развитие атонической БА связано с установленным внешним аллергеном. Под неатопическим вариантом подразумевают заболевание, не имеющее механизма аллергической сенсибилизации. При этой форме болезни пусковыми агентами могут выступать респираторные инфекции, эндокринные и нервно-психические расстройства, аэрополлютанты неаллергической природы, а также не установленные внутренние факторы.
Классификация бронхиальной астмы (5-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания, г. Москва, 1995 г.)
I. Форма бронхиальной астмы: А. Атопическая; Б. Неатопическая.Отдельные клинические варианты неатопической БА: аспириновая
астма; астма физического усилия; В. Смешанная.
II. Тяжесть течения заболевания: легкое интермиттирующее течение;легкое персистирующее течение; течение средней тяжести; тяжелое те-чение.
Бронхиальная астма легкого интермиттирующего (эпизодического) течения:
симптомы астмы возникают реже 1 раза в неделю;
короткие обострения (от нескольких часов до нескольких дней);
ночные симптомы 2 раза в месяц или реже;
отсутствие симптомов и нормальная функция легких между обострениями;
ПСВ > 80% от должного и суточные колебания ПСВ < 20%.
Бронхиальная астма легкого персистирующего течения:
симптомы астмы возникают более 1 раза в неделю, но не более 1 раза вдень;
обострения заболевания могут нарушить физическую активность и сон;
ночные симптомы возникают чаще 2 раз в месяц;
А ПСВ > 80% от должного, суточные колебания ПСВ 2030%.
Бронхиальная астма средней тяжести:
ежедневные симптомы;
обострения нарушают работоспособность, физическую активность и сон;
ночные симптомы возникают чаще 1 раза в неделю; л/ ежедневный прием Р2-агонистов короткого действия;
ПСВ 60-80% от должного, суточные колебания ПСВ> 30%
Бронхиальная астма тяжелого течения:
постоянные симптомы в течение дня;
частые обострения;
частые ночные симптомы;
физическая активность значительно ограничена;
ПСВ < 60% от должного, суточные колебания ПСВ > 30%.
Лечение бронхиальной астмы
Следует различать лечение БА как заболевания (базисная или противовоспалительная терапия) и лечение приступа удушья (симптоматическая терапия).
Противовоспалительные средства: кортикостероиды; нестероидные средства; антилейкотриеновые препараты.
Кортикостероиды являются эффективным средством для лечения симптомов БА (уменьшают отек и гиперсекрецию слизи).
Ингаляционные кортикостероиды (ИК) рекомендуются с профилак-тической целью у больных БА персистирующего течения, начиная слегкой степени тяжести. Умеренные дозы ИК не вызывают системныхэффектов. Уменьшение симптомов астмы достигается к 3-7 дню тера-пии. ,
Бекотид (беклометазон), Будесонид, Флунизолид (ингакорт), Фликсо-тид (флютиказона пропионат).
В качестве побочного действия ИК выступает развитие фарингита, дисфонии, кандидомикоза слизистой рта (нужно полоскать рот водой после каждой ингаляции).
Пероралъные стероиды. При обострении БА показана терапия короткими курсами системных стероидов. Начальная суточная доза преднизо-лона внутрь обычно составляет 30-40 мг в течение нескольких дней с постепенным снижением дозировки в случае купирования обострения заболевания.
В случае персистирующего обострения БА, когда эффект других антиастматических средств относительно мал, становится необходимым постоянный прием системных стероидов.' В таких случаях должно быть продолжено применение высоких доз И К, а оральные стероиды сведены к минимуму. Системные стероиды должны назначаться преимущественно в утренние часы. При глюкокортикоидной зависимости у больных бронхиальной астмой возникают побочные эффекты и осложнения: кушенгоидный синдром (лунообразное лицо, отложение жира в области живота, шейного отдела позвоночника.труди), эмоциональная лабильность, иногда психозы, багрово-фиолетовые стрии кожи, атрофия мышц, остеопороз, гиперсекреция желудочного сока с развитием язв желудка и 12-перстной кишки, стероидный сахарный диабет, артериальная гипер-тензия, задержка натрия.с развитием отеков, катаракта, активизация туберкулеза и др.
Нестероидные средства. Кромогликат (интал) и недокромил (тай-лед) в патохимическую фазу патогенеза БА предупреждают дегрануля-цию тучных клеток. Недокромил в 4-10 раз превосходит кромогликат по способности предотвращать развитие астматических приступов. Однако, эти препараты неэффективны для лечения тяжелой БА.
Симптоматическая терапия. Бронходилататоры подразделяются на несколько групп: В2 -агонисты; холинолитики; теофиллины; комбинированные бронходилататоры.
В2-агонисты:
Сальбутамол(вентолин) дозированный ингалятор (12 вдоха). При отсутствии эффекта через 5 минут можно сделать еще 1-2 вдоха. Брон-хорасширяющий эффект наступает через 1 -5 минут, максимум эффекта через 30 минут, продолжительность действия 2-3 часа.
Беротек (аэрозоль) начало действия через 1 5 минут, максимум через 45 минут, продолжительность до 7-8 часов.
Сальметерол, формотерол, сальтос являются В2-агонистами пролонгированного действия и назначаются для базисной терапии. Они не предназначены для купирования астматических приступов.
Холинолитики. Ипратропиум бромид (атровент) может использовать-' ся для лечения астмы у пациентов, которые уже нуждаются в высоких дозах ингаляционных кортикостероидов. Более эффективен в лечении бронхоконстрикцйи, связанной с хроническим бронхитом, и у пациентов, не отвечающих на терапию р2-агонистами. Ингаляции атровента достигают максимального эффекта через 30-60 минут, продолжительность действия от 4 до 8 часов.
Комбинированные бронходилататоры.
Беродуал (сочетание беротека и атровента) аэрозоль, назначают по 1-2 вдоха 3-4 раза в сутки.
Дитек, Интал-Плюс сочетание В2-агониста и интала. Купируют приступы легкой и средней тяжести.
Препараты сальбутамол, беротек, атровент, беродуал выпускаются также и в растворах для небулайзерной терапии.
Небулайзер устройство для преобразования жидкости в аэрозоль. Благодаря его использованию в дыхательных путях создается высокая концентрация лекарственного препарата и быстро наступает терапевтический эффект.
Теофиллины. Теофиллин является бронходилататором, используемым при Обратимой бронхиальной обструкции. Он обладает относительно более слабым бронхолитическим действием по сравнению с ингаляционными холинолитиками и Р2-агонистами. Дополнительный интерес к теофиллину обусловлен его многообразной небронхолитической активностью препарат уменьшает мышечное утомление дыхательной мускулатуры, активизирует функцию мерцательного эпителия, стимулирует дыхание.
Аминофиллин (эуфиллин) смесь теофиллина и этилендиамина. Эуфиллин вводится внутривенно очень медленно, играет важную роль при купировании тяжелых приступов БА.
Пролонгированные препараты теофиллина (теопэк, теотард, ретафил и др.) обычно способны поддерживать его адекватные концентрации в плазме до 12 часов. При назначении единичной дозы препарата на ночь он играет важную роль для контроля ночной астмы.
Немедикаментозное лечение бронхиальной астмы. При легкой и средней тяжести течения БА в случае выявления с помощью специальной аллергологической диагностики аллергена может назначаться специфическая иммунотерапия (СИТ).
Для СИТ используются различные аллергены. Начинают введение аллергена с очень малой дозы, в дальнейшем ее постепенно увеличивают. При пыльцевой БА специфическая иммунотерапия дает эффект в 70%, при бытовой в 90%.
Некоторым больным можно рекомендовать разгрузочно-диетическую терапию.
Для иммуномодулирующей цели могут применяться эфферентные методы лечения. Гемосорбция (прохождение крови через сорбент) способствует удалению токсинов, активизирует функцию лимфоцитов. Плазмафорез удаление плазмы крови больного (вместе удаляются реагины и аллергены). Метод применяется при тяжелых формах БА. Лимфоцитофорез удаление из крови цитотоксических лимфоцитов пут тем гравитации крови. Облучение крови лазером или ультрафиолетом снижает потребность в глюкокортикоидах.
При БА широко применяются физиотерапевтические процедуры и прежде всего аэрозольная терапия. Из немедикаментозных методов терапии БА все шире используют дыхательную гимнастику (диафрагмаль-ное дыхание), дозированную ходьбу, иглорефлексотерапию, искусственную регуляцию дыхания (с аппаратом регуляции дыхания в виде свистка с изменением сопротивления на выдохе).
Профилактика бронхиальной астмы
Первичная профилактика включает в себя проведение мероприятий, направленных на устранение факторов развития заболевания, таких как курение, загрязнениеатмосферы, аддергизация. В задачи первичной профилактики входит выявление лиц с признаками угрозы возникновения БА (отягощенная наследственность по БА и аллергическим заболеваниям, наличие внелегочных аллергических заболеваний). Лица, угрожаемые в отношении развития БА, должны состоять на диспансерном учете. Немаловажной мерой первичной профилактики является запрещение лицам с угрозой развития заболевания контактов с животными (кошки, собаки, хомяки и т.д.), птицами и сухим кормом для рыб.
Большое значение следует придавать предупреждению неблагоприятных воздействий инфекционных аллергенов: борьба за снижение заболеваемости вирусными заболеваниями, тщательная санация очагов инфекции вдыхательных путях.
К мерам вторичной профилактики следует относить все мероприятия, проводимые в межприступный период и направленные на предупреждение обострения заболевания. Для больных атопическим вариантом БА основным должно быть устранение или максимальное ограничение контакта с аллергенами, к которым пациент чувствителен.
Пациенты с повышенной чувствительностью к пыльцевым аллергенам во время сезона пыления должны ограничить пребывание в загородных условиях, исключить из пищи продукты, содержащие провоцирующие растительные антигены. Мерой профилактики против обострений пылевой и клещевой БА является поддержание чистоты в жилом помещении. Обязательными должны быть тщательная очистка матрацев, замена пуховых и перьевых постельных принадлежностей на поролоновые. В жилом помещении не должно быть ковров, чучел птиц, животных. Обязательно исключение контакта с животными. Уборку помещения производить ежедневно, при этом необходимо пользоваться увлажненной хирургической маской. Лица, страдающие БА, нуждаются в рациональном трудоустройстве.
Положителен опыт организации в некоторых городах сестринских астма-щкол. Работают в них фельдшера или медицинские сестры, которые общаются с пациентами чаще, чем врачи. Для успешного лечения БА необходимо сочетание двух факторов: правильно назначенного лечения и осознанного активного отношения пациента к своей болезни. Можно отметить шесть пунктов по ведению больных БА:
информация пациента о болезни;
обучение пациентов навыкам самоконтроля;
обучение пикфлоуметрии и ее оценке, пользовнию ингалятором;
информация о противоаллергическом режиме и тригерных факторах;
научить пациента разбираться в группах лекарственных препаратов и правильно их применять;
научитьпациента распознавать ранние симптомы приступа, правилам дыхательной гимнастики, принципам диетотерапии. Астма-школы могут быть амбулаторными и стационарными.
Приложение№3
Презентация
Приложение №4
Вопросы для рефлексии (с ответами).
Примерные синквейны по заданным темам.
Астма.
Удушающий, угнетающий.
Вздыхать, напрягать, кашлять.
Здоровое дыхание – сводное существование.
Удушье.
Никотин.
Усугубляющий, способствующий.
Нагнетать, провоцировать, противостоять.
Курить – здоровью вредить!
Угроза.
Приступ.
Устрашающий, главенствующий.
Начинать, ускорять, противодействовать.
Вспомнить всю свою жизнь и пережить заново.
Страх.
13PAGE \* MERGEFORMAT142415
©ђЗаголовок 515