ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Соловиева Алена Александровна ЛФ ФМФ 16-01 БИ, ЛПИ – филиал СФУ Научный руководитель — к.э.н, доцент Безруких Ю.А.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Соловиева Алена Александровна
ЛФ ФМФ 16-01 БИ, ЛПИ – филиал СФУ
Научный руководитель - к.э.н, доцент Безруких Ю.А.
Cущественной особенностью идеологии периода, который мы рассматривали, в том числе и в области хозяйственной жизни, является ее богословский характер. По этой причине средневековым экономическим учениям присуще причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.
В экономической литературе упоминаются идеологи и наиболее значимые представители средневековой экономической мысли такие как арабский мыслитель Ибн-Хальдун и лидер школы канонизма Фома Аквинский. Далаее мы рассмотрим их труды.
Экономичеcкая мысль арабских стран в период средневековья развивалась под влиянием ислама, изложенного в Каране –священной книге мусульман. В нем помещены указания о имущественных отношениях, которые отмечают божественное происхождения социального неравенства в обществе; освещены частная собственность, принципы ее неприкосновенности и жестокое наказание за посягательство на нее. Основываясь на этом божественном руководcтве, писал свои работы мыслитель Ибн-Хальдун. Он является одним из известных людей в экономической деятельности, работы которого актуальны и сегодня в Восточных странах. В своем историческом труде «Мукаддима» (Введение в историю) Ибн Хальдун анализирует причины подъёма и упадка стран и народов. Он cделал акцент на уменьшении государственных издержек на наемную армию и был против налогообложения и тарифов, которые препятствовали торговле и производству. Он cчитал, что в странах, где государство участвует в торговле и производстве, ожидается понижение экономического излишка и упадок.
А на Западе в это время влияние оказывала католическая церковь. Она обладала богатством и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с точки зрения канонов церкви.
Одним из представителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский. Он с самой молодости вращался среди католических монахов. Сочинение Фомы Аквинского «Сумма богословий» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом. Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия: крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда. Фома Аквинский видел основу хозяйства в частной собственности, и полагал что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Поэтому собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.
Фома Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни, поэтому враждебно относился к торговле и ростовщичеству. Важное место в его учении занимает теория «справедливой цены», в трактовке которой Фомой Аквинским прослеживается двойственность. С одной стороны, «справедливыми ценами» он считает правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Поэтому, с его точки зрения, справедливой считается не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар. Что касается прибыли и процента, то отношение к ним у него двойственное: с одной стороны Фома Аквинский порицает торговлю и ростовщичество, с другой — оправдывает получение прибыли и процента. Прибыль, получаемую купцами, следует рассматривать, по его мнению, как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Такая же двойственность видна в трактовке процента. С одной стороны, взимание процента он считает делом греховным, с другой стороны, отдавая дань времени, идет на компромисс и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты долга.
Таким образом, экономическая мысль средневековья уточнила содержание многих экономических понятий древнего мира, развила логику научного понимания экономических процессов, но в целом она все равно оставалась под контролем религиозных норм.