Конспект открытого занятия в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на тему: «Весна»
Цель:
- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, о погодных условиях в весеннее время;
- формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Программное содержание:
Упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа.
Формировать умение подбирать определения к заданным словам.
Совершенствовать структуру предложений в связной речи.
Добиваться чёткого произнесения слов, включая звук «с» продолжать учить различать их в словах.
Приучать детей сидеть правильно, не выкрикивать, слушать товарищей.
Развивать творчество при составлении рассказов.
Предварительная работа: составление рассказов, опираясь на карты-схемы.
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться ни лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»;Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся.— ДОБРОЕ УТРО!!!
-Ну вот, мы с вами поприветствовали друг друга. А теперь поиграем в игру
« У кого кто?»
-А теперь я называю вам животное, а вы мне называете его детёныша во множественном числе:
У медведицы - медвежата;
У лисицы – лисята;
У зайчихи - зайчата ;
У ежихи – ежата;
У белки – бельчата и тд.
Дети садятся на свои места.
- Садимся бесшумно, тихо.
Стук в дверь: передают письмо от Звездочёта, воспитатель его читает:
"Здравствуйте, дети старшей группы д/с "Ромашка".
-Ребята, это про вас? (Да)
"Спешу вам сообщить неприятную новость (пауза). Дело в том, что за праздники я потерял все свои звёзды с волшебного колпака. Какой же я после этого звездочёт? Я знаю, что только вы сможете помочь! Вы согласны? Дело это непростое, надо постараться и звёзды вернутся на мой колпак сразу, как только вы выполните сложные задания. Так вы согласны?
Ещё необходимо выполнять правило:
"Возьмём себе за правило с места не кричать.
Если знаем мы ответ, вмиг поднимем руку и будем отвечать".
Воспитатель достаёт из конверта по одной звёздочке. зачитывая детям задание.
-Итак, первое задание: (звезда №1)
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
-Молодцы (Закрепляет звёздочку на колпаке). Вы догадались ребята, что речь сегодня пойдёт о весне.
Теперь следующее задание: (звезда №2)
-Какие весенние месяца вы знаете? (Март, апрель, май)
-Ещё с одним заданием справились!
Сейчас выполним дидактическое упражнение
«Назови действия, которые приходят весной» (звезда №3)
Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:
Сосульки под солнцем…..(тают).
На деревьях почки….(набухают, лопаются).
Весной птицы гнезда…(вьют, строят).
Весной птицы птенцов…(выводят, выкармливают).
Весной насекомые после зимы…(оживают).
На проталинах первые цветы…(расцветают).
Весной медведь от спячки….(просыпается, пробуждается).
Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается).
Физминутка «Весенняя капель»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)Стали капельки стучать. (кулачки стучат)Капля – раз, капля – два, (руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)А потом быстрей, быстрейПобежали ручейки.Их попробуй, догони! (бег на месте)
Очень хорошо! А эта самая большая главная звезда: звездочёт просит придумать рассказ о весне, но прежде чем мы начнём придумывать рассказ, давайте с вами вспомним: (звезда №4)
(Воспитатель открывает выставленные карточки).
Какая погода бывает весной? (ясная, солнечная, безветренная, тихая, теплая)
-Что происходит весной с деревьями? ( набухают почки, они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки)
-Что происходит со снегом весной? (снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
-Как живут весной птицы и звери? (птицы вьют гнезда, откладывают яйца, звери просыпаются после зимней спячки ).
-Какие красивые, ласковые слова знаете о весне? (Весна - красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д)
А теперь давайте составим рассказ о весне, а в этом нам поможет схема.
ФизминуткаНа лугу растут цветыНебывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)Ветер дует иногда,Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. (Наклоны.)А потом опять встают,И по-прежнему цветут.
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук встречается чаще: (звезда №5)
«Сорока»
Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне,
Всем весело стало в просторном лесу,
А солнце сияло, сияло вовсю.
-А теперь, подумайте и назовите слова со звуками (с).
(Слон, сорока, солнце, лес, сосна и тд.)
Рефлексия.
Что мы сегодня с вами делали на занятии? (Украшали звёздами колпак, выполняли задания: отгадывали загадки о весне, составляли рассказ о весне, выделяя звук в слове).
А вот подарки вам, ребята от звездочета!Чупа – чупсики для вас!Вы ребята, молодцы,Через все прошли преграды,Получайте леденцы!И с гостями попрощайтесь,На прогулку собирайтесь!