Эссе для Конкурса Учитель года 2017 г. Азова
Эссе «Учитель соприкасается с вечностью»… Г. Б. Адамс
«Все проходит, пройдет и это»… Эту фразу царя Соломона каждый понимает по-своему.
История человечества не раз доказывала, что в мире очень быстро все меняется: правители, власть, государственный строй. Исчезали цивилизации, менялся политический строй, взгляды. Но что оставалось? Что прошло через десятки столетий? Лишь те истинные человеческие ценности, которые передаются из поколения в поколение.
Всегда были, есть и будут люди, которые передают потомкам эти ценности, накопленные прошлыми поколениями. Это – Учителя. Я считаю, что именно учитель является той путеводной звездой в жизни ребенка, которая озарит его жизненный путь, покажет красоту мироздания, поможет познать самого себя и придаст уверенность в собственных силах. Учитель не должен и не может «лепить» из учеников гениев, его предназначение – быть старшим и мудрым другом. На своем жизненном опыте я убедилась, что учитель должен быть рядом, но не впереди, он должен помогать ученику, раскрывать творческий потенциал ребенка и как врач руководствоваться принципом «не навреди».
«О, времена, о, нравы!», - говорил Марк Цицерон.
Не секрет, что каждое время диктует новые правила, свои требования. Сегодня действительность мотивирует ребенка на успех. Для чего же необходим этот успех? Для материального благополучия и потребительского отношения к жизни? Собственного тщеславия и власти? Разве это является ценностями настоящего Человека?
Многие философы, ученые и писатели говорили в своих произведениях о вечных истинах – духовных ценностях человека, человеческих добродетелях. Это честность, милосердие, терпимость, душевная щедрость, самоотречение, самопожертвование. Таковы эталоны личности у Ф.Достоевского, Л.Толстого, Н. Лескова, И.Шмелева, А.Островского и других известных русских классиков.
На моё становление как личности и моё понимание основ нравственности во многом повлияла русская классическая литература. А любовь к чтению, навыки размышления о прочитанном, конечно, привили мне мои учителя.
Не секрет, что нынешние дети – это, в большинстве, не читающие дети, и мне жаль, что они лишают себя встречи с уникальными примерами духовно - нравственных личностей, которыми являются многие персонажи литературных произведений. Однако у наших современных детей есть еще возможность познать истинные человеческие ценности через общение с учителями.
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль). Именно учитель способен собственным примером показать детям человеческие добродетели, раскрыть ценностные качества личности.
С ранних школьных лет мне посчастливилось встретить такого человека. Это моя первая учительница: строгая и справедливая, очень мудрая. Она могла убеждать тихо, но настойчиво, а её глаза при этом излучали любовь и доброту. Никто из нас, первоклашек, не слышал в свой адрес грубых слов, но много ласковых и, по-матерински, нежных.
Я считаю, что самое главное в любом учителе — это терпение и понимание. Педагог должен быть одновременно добрым и строгим. Я знаю очень много примеров таких учителей среди моих коллег в моём школьном коллективе.
Для меня быть учителем — это значит, достучаться до каждого ученика, заслужить его доверие. А разве ребенок добровольно пойдет за тем, кто его не любит? Разве будет ребенок такому взрослому доверять? Поэтому я стараюсь видеть в детях только хорошее. Убеждена, что глупых детей не бывает, не бывает плохих детей, есть только хорошие или плохие обстоятельства в их жизни. Наверное, учитель — это мама или папа в квадрате. Поэтому, когда мне трудно в общении с моими учениками, я всегда думаю о том, как бы я поступила с моим родным ребенком? И это помогает!
Педагог должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных ситуаций, подбирать правильные слова в каждом конкретном случае, направлять учеников на правильный путь решения проблемы. Я - учитель, а это значит, что я – и адвокат, и психолог, и третейский судья в одном лице.
Я совершенно согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Конечно, каждый педагог – это образованный человек, который обладает большим багажом научных знаний, которые хочет и обязан передать подрастающему поколению. Это бесспорно! Но не стоит переоценивать значение научных знаний. Задача науки – открыть ребенку способы познания мира, дать ему некий «инструмент» в форме понятий, законов и правил. Однако, главным в школьном обучении должен быть человек, воспитание личности цельной, гуманной и духовно – нравственной.
Учитель — это сложная и ответственная профессия, ведь как сказал Генри Адамс: «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние».