Приложение к уроку английского языка в рамках темы Выбор профессии по УМК «Enjoy English», 8 класс под редакцией авторов Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н.
Порядок проведения дебатов
Порядок выступ-ленийСпикер Время выступ-ления
1 Первый спикер утверждающей команды. (Р1) 4 мин. – Представляет утверждающую команду;
– формулирует тему дебатов;
– объясняет ключевые понятия;
– заявляет позицию своей команды;
– представляет все аргументы команды;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии.
2 Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов). 1,5 мин. ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1;
Р1 отвечает.
3 Третий спикер отрицающей команды (О1) 4 мин. – представляет команду;
– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;
– принимает определение, предложенное утверждающей командой;
– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.
4 Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов). 1,5 мин. Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;
О1 отвечает.
5 Второй спикер утверждающей команды (Р2). 3 мин. – опровергает аргументы, выдвинутые О1;
– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).
6 Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов) 1,5 мин. О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;
Р2 отвечает на вопросы.
7 Второй спикер отрицающей команды (О2) 3 мин. – опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;
– восстанавливает аргументы своей команды;
– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).
8 Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов). 1,5 мин Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;
О2 отвечает.
9 Третий спикер утверждающей команды (Р3) 3 мин. – акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
– не приводит новых аргументов;
– делает эффектное заключение.
10 Третий спикер отрицающей команды (О3). 3 мин. – акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;
– делает эффектное заключение.
за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec)
дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;
команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;
остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.
Продуктивны на уроках английского языка следующие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты и др.
Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом.
При проведении «скоростных», или мини-дебатов «один на один», каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются
группой.
Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают студентов к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребляемых можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions и ряд других. Дебаты также формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей – представление команды и самого себя – вступление (обоснование актуальности темы – определение понятий - темы – выдвижение критерия – аргументация – заключение – благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений.