Рабочая программа Туристско-краеведческого объединения «Юные туристы». Срок реализации 3 года.
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования для детей
центр внешкольной работы «Аквамарин»
Утверждаю
Директор МКУ ДОД ЦВР
«Аквамарин»
___________Стеблев А.Б.
«___» _________ 2013г.
Принято на заседании
Методического совета
Протокол №___
От «___» _________ 2013г.
Рабочая программа
Туристско-краеведческого объединения
«Юные туристы».
Срок реализации 3 года.
Составитель:
учитель географии
первой квалификационной
категории
МКОУ СОШ № 2
Коптяева О.А.
г. Пласт
2013г.
Оглавление:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение стр. 3
Новизна и актуальность программыстр. 3-4
Характеристика программыстр. 4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель и задачи программы...стр. 5
2.2 Содержание программы..стр. 6-19
2.3 Учебно – тематический план. стр. 20- 25
2.4 Ожидаемый результат.стр. 26-27
2.5 Литература. стр. 28
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание
его истории – основа, на которой
только и может осуществляться
рост духовной культуры всего
общества»
Д.С. Лихачев
1.1 Введение.
В наше время подросток зачастую лишён возможности самореализации. Большие нагрузки в школе, агрессивное психологическое давление со стороны средств массовой информации, зачастую формируют у подростков эгоистичное, потребительское отношение к миру, делают его беззащитным перед реальной жизнью.
Одно из эффективнейших средств для того, чтобы закалить свой характер приобрести моральные и нравственные жизненные ценности и ориентиры - это занятия туризмом и краеведением.
Главное предназначение данной программы – прививать у детей любовь и уважение к родному краю, интерес к изучению истории, а так – же навыки спортивного туризма, умение выжить в любых экстремальных условиях, физическое самосовершенствование. На занятиях большое внимание уделяется сплочённости коллектива выработки чувства коллективизма, взаимовыручки.
Программа объединения «Юные туристы» имеет туристско–краеведческую направленность.
Предполагает интеграцию со следующими образовательными областями:
- естествознание;
- история;
- социальная практика.
Новизна и актуальность программы.
Программа разрабатывалась в соответствии со спецификой края, социально - психологическими потребностями обучающихся объединения «Юные туристы». Она является одним из звеньев образовательно-воспитательной системы МКОУ СОШ № 2 и рассчитана, прежде всего, на создание условий для формирования устойчивого желания обучающихся этого объединения вести здоровый образ жизни, стремления к саморазвитию и самореализации.
Во внеурочной деятельности, ведущую роль играют отношения творческого содружества обучающихся и педагогов, то есть образование идет через воспитание. Такая система отношений обучающегося и тренера позволяет преодолеть регрессивный тип воспитательных отношений, повышая тем самым личностный потенциал обучающихся.
Во главе единого образовательного пространства, которое в данном объединении ребят «Юные туристы» направлено, прежде всего, на формирование качеств личности, учитывается:
- желание обучающегося;
- его базовая подготовленность;
- мотивационная устойчивость;
- особенности психофизического развития.
Таким образом, программа не только значима и актуальна, она еще и перспективна и востребована в условиях нашего города. Она позволяет, с одной стороны через смену рода деятельности, оградить детей от замкнутости круга общения, уйти от неблагоприятной среды; с другой, - повышает возможность сформировать, коммуникативно-личностные качества необходимые для адаптации в социуме, укрепить здоровье, прививает стремление вести здоровый образ жизни.
Характеристика программы
В реализации данной дополнительной туристко – краеведческой программе участвуют дети в возрасте от 10 до 17 лет. Реализация данной программы рассчитана на 3 года, дети набираются по желанию. В неделю проходит два занятия с изучением теории и реализации её на практике.
По видам деятельности – туристско-краеведческая.
По образовательным областям – интегрированная.
По уровню содержания – общекультурная.
По формам реализации – групповая, индивидуальная.
По способу реализации – эвристическая.
По форме составления – адаптированная.
По возрасту – для подросткового и юношеского возраста.
По полу – смешанная.
По функциональному назначению – образовательная.
По продолжительности реализации – 3 года.
2.Основное содержание программы.
2.1 Цели и задачи.
Цель:
сформировать полноценную психически, всесторонне развитую и физически здоровую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными туристическими понятиями и терминам;
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками;
- обучить основам топографии и картографии;
- сформировать первоначальные навыки пешего туризма, ориентирования на местности и работы с картой.
Воспитательные:
- заложить основы осознанного стремления к здоровому и активному образу жизни;
- воспитание уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира;
- сформировать основы устойчивого коллектива подростков.
Развивающие:
- развитие познавательных, физических, нравственных способностей;
- развитие навыков общения;
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению;
- расширение и обогащение социально – коммуникативного опыта;
- формирование опыта исследовательской работы.
2.2 Содержание программы:
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает полюбить свою родину.
Туризм - это эффективное средство физического оздоровления, воспитания и нравственного становления подростков. Занятие туризмом имеет немаловажное значение для развития и формирования здорового образа жизни, так как активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья; ходьба с грузом и дополнительной физической нагрузкой укрепляет сердечно – сосудистую систему. Кроме того, туризм имеет огромное воспитательное значение: он тренирует наблюдательность, волевые качества, знакомит с историей родного края; походная жизнь формирует такие практические навыки, как наблюдательность, самостоятельность – все это вводит подростков в мир коммуникативной культуры.
Во время путешествия туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, родного края. С их богатствами, красотой природы, памятниками культуры, выполняют общественно – полезную работу, проводят наблюдения за природой, охраняют её. В самостоятельных путешествиях группа находится на самообслуживании, которое обеспечивает хороший отдых, физическое воспитание, спортивное совершенствование, расширяет кругозор, усваивают основы по технике пешеходного туризма, получают начальные знания по ориентированию, топографии, краеведению. Самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях маршрута способствует приобретению необходимого социального опыта, опыта личностных и общественных отношений, формирует качества демократического самоутверждения. Воспитание, обучение и развитие - происходит в процессе организации коллективной походной жизни. На туристском маршруте и активной деятельности обучающихся, в естественных природных условиях.
Занятия в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Туристко - краеведческая направленность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Программа кружка «Юные туристы» рассчитана на подготовку юных туристов - краеведов. Задача этого объединения – дать школьникам возможность приобрести развитое самосознание, сохранить самобытность, культуру своего народа, гордиться его духовным потенциалом. Также приобрести знания основ по технике пешеходного туризма, по ориентированию – умение читать карту, составлять маршрут походов, дать начальные знания по оказанию до врачебной помощи, навыки по организации туристического быта, прививать навыки бережного отношения к зелёным друзьям и младшим братьям.
Учебная работа складывается из двух разделов:
Получение теоретических знаний, первоначальных умений.
Практические знания, в ходе которых кружковцы учатся составлять схемы маршрутов похода, читают карту и выбирают маршрут, разбивают бивуак, разжигают костёр, учатся делать перевязки и т.п.
Во время занятий ребята готовят сообщения о истории и природе района, работают с литературой и картографическими материалами. Во время проведения походов, экскурсий туристы ведут наблюдения за погодой, изучают историю города (района, области), культуру, географ. положение, особенности растительного покрова, выявляют причины изменения почвенного состава. После проведения экскурсий и походов на занятии обсуждаются результаты. Коллективный разбор способствует осмыслению полученной информации, проявлению инициативы. Эти занятия учат туристов не только самостоятельности в принятии решений, но и учат чувству долга перед природой, бережному отношению, пониманию окружающей среды, закаляют волю.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Календарно – тематический план составлен исходя из учебной нагрузки 6 часов в неделю.
Программа рассчитана на обучающихся 12 - 17 лет. Специальной подготовленности детей при поступлении в туристско – краеведческое объединение «Юные туристы» не требуется. Учебные группы по своему составу смешанные, разновозрастные, что даёт возможность новичкам перенимать опыт не только руководителя, но и старших товарищей. Происходит привыкание, «притирка» коллектива, что очень важно, т.к. в походы и на соревнования они выходят одной командой. Дозировка физической нагрузки учитывается в соответствии с физиологическими особенностями обучающихся (девочек и мальчиков) при планировании и проведении практических занятий и походов.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
( Практические (походы, соревнования).
( Коммуникативные (игры, беседы, дискуссии).
( Сенсорные (лекции, тренинги, просмотр фильмов).
( Комбинированные (экскурсии, практические занятия и т. д.).
ФОРМЫ РАБОТЫ:
( Индивидуальная.
( Групповая.
( Коллективная.
ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
(Принцип личностного подхода (личность ребёнка является непреложной ценностью).
(Принцип взаимоуважения (всё общение ребёнка со сверстниками и педагогом строится на основе взаимоуважения).
(Принцип адекватности возрасту (методы, приёмы, формы и средства обучения должны соответствовать возрасту ребёнка).
(Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны ребёнку).
(Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребёнка).
(Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность).
(Принцип обратной связи (педагог должен интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).
МЕТОДЫ:
( Диагностические,
( Организационные,
( Мобилизационно-побудительные,
( Коммуникативный,
( Методы формирующего воздействия
( Координации и коррекции,
( Совершенствования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
Введение.
Теория:
Рассказ о работе кружка, его традициях и методах работы. О туризме как средстве активного отдыха и о истории родного края. Знакомство.
Форма: кружковая. Метод: беседа. Оборудование: Фотографии, карты.
Туристские возможности края.
Теория:
Географическое описание родного края. Наиболее интересные природные и исторические достопримечательности. Возможности их посещения.
Форма: кружковая. Метод: лекция. Оборудование: Карты края, фотографии, иллюстрации.
История и природа родного края.
Теория: Климат, флора и фауна, рельеф, реки и озёра. История края. Населённые пункты и памятники истории. Краеведческая работа в походе.
Практика:
Ведение путевых записей: личный и групповой дневники, описание пути движения. Сбор экспонатов по истории края.
Форма: групповые и коллективные занятия. Метод: беседы, практические занятия. Оборудование: карты, фотографии, дневники походов.
Туристское снаряжение.
Теория:
Групповое, личное и специальное снаряжение. Главные требования к предметам снаряжения: лёгкость, прочность, удобство в пользовании. Перечень основного личного и группового снаряжения.
Практика:
Устройство палатки, тренировка по её установке. Укладка рюкзака.
Форма: групповые и индивидуальные занятия. Метод: беседы, урок – практика. Игры – соревнования по укладке рюкзаков и разбивке палатки.
Оборудование: групповое туристское снаряжение: палатка, рюкзак, спальники и т.д.
Туристские узлы.
Практика:
Применение узлов, их виды и назначение. Основные виды узлов.
Форма: групповая.
Метод: игровой, соревновательный.
Топография.
Теория:
Знакомство с топографическими знаками и картами. Масштаб, виды масштаба.
Практика: Измерение расстояний по карте. Измерение направлений (азимутов) по карте. Транспортир. Зарисовка топографических знаков. Чтение карты по квадратам и направлениям.
Форма: индивидуальные и групповые занятия. Метод: Практические работы, топографические викторины. Оборудование: топографические карты районов области, транспортир, линейка, компас.
Подготовка похода.
Теория:
Правила проведения походов. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута. Спортивное и краеведческое содержание похода. Виды естественных препятствий и способы их преодоления. Нормы переходов. Движение по ровной и пересечённой местности, Преодоление болот, движение по склонам разной крутизны.
Практика:
Подбор и ремонт снаряжения. Оформление походной документации. Расчёт питания и смета похода.
Форма: индивидуально – групповая.
Метод: беседы с элементами практики.
Оборудование: Карты и литература о предполагаемом районе похода. Бланки походных документов.
Техника безопасности.
Теория:
Меры предосторожности на маршруте.
Поведение в лесу, на воде, во время грозы, в населённых пунктах.
Форма: беседы.
Метод: игровой, с моделированием ситуаций.
Оборудование: Системы самостраховки, бумага и карандаш.
Туристский бивак.
Теория:
Привал и бивак в походе. Требования к месту привала и бивака. Планировка. Охрана природы. Противопожарные меры.
Практика:
Типы костров и их применение. Заготовка топлива. Сушка одежды и обуви.
Форма: Коллективная.
Метод: Беседы с моделированием ситуаций, практика.
Оборудование: Схемы костров, инструкции по охране природы и технике безопасности.
Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.
Теория:
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью. Требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Самоконтроль.
Практика:
Содержание аптечки и первая доврачебная помощь. Транспортировка пострадавшего.
Форма: групповая.
Метод: лекции, беседы, практика.
Оборудование: Аптечка, медицинские справочники.
Проведение похода.
Практика: Один однодневных похода, один двухдневный поход.
Отработка на практике всех полученных знаний. Осуществляется согласно плану занятий в удобное время. Группа от 6 до 15 человек.
Форма: коллективная. Метод: практический. Оборудование: групповое снаряжение, карты, ремнабор, аптечка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Второй год обучения:
1.География и природа Челябинской области, Пластовского района.
Теория:
Географическое положение, границы, рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки и озёра, растительный и животный мир. Природные комплексы.
Практика:
Работа с картой. Составление карты-мозаики районов области. Цель: Зрительное запоминание расположения каждого из районов, крупнейших рек и озёр.
Форма: коллективная.
Метод: беседы и групповые практические занятия, с элементами игры.
Оборудование: карта-мозаика, бумага, карандаши.
2.Памятники истории и культуры Челябинской области, Пластовского района.
Теория:
Памятники природы. Архитектурные сооружения. Исторические и памятные места. Наш край в годы ВОВ и годы Октябрьской революции.
Практика:
Исторические памятники на территории нашего района. Выявление и составление описания какого-либо из объектов, имеющих историческую или культурную ценность.
Форма: коллективная.
Метод: беседы, практические занятия.
Оборудование: карта Челябинской области и Пластовского района, бумага, карандаши, фотоаппарат.
3.Знаменитые земляки.
Теория:
Исторические личности на территории Пластовского района. Уроженцы Пластовского района - Герои Советского Союза и России. Деятели культуры. Герои труда.
Практика:
Встречи и записи воспоминаний наших земляков. Написание доклада о ком-либо из них.
Форма: коллективная и групповая.
Метод: беседы, практические занятия, индивидуальная работа.
Оборудование: литература по теме, бумага, ручки.
4. Населёние Пластовского района.
Теория:
Демографическая ситуация в районе. Этнический и национальный, религиозный состав района. Обычаи, традиции, праздники. Старейшие поселения района.
Практика:
История возникновения и заселения сёл и деревень Пластовского района. Сбор материалов и описание истории какого-либо из населённых пунктов района.
Форма: коллективная, групповая.
Метод: беседы, индивидуальная работа.
Оборудование: карта Пластовского района, книги и альбомы по теме, бумага, карандаши, ручки, альбомы, фотоаппарат.
5. Современное состояние Пластовского района.
Теория:
Современное и будущее нашего района. Предприятия нашего района. Экологическая обстановка на территории района. Влияние на окружающую среду и здоровье населения деятельности предприятий.
Практика:
Экскурсия в городской музей, на одно из предприятий города. Работа над проектами.
6. Тактика и техника туризма.
Картография. Топография.
Теория:
Карта, картография, масштаб. Возникновение и развитие картографии. Современное состояние картографии, современные виды карт. Основные приемы работы с физической картой. Знакомство с топографическими знаками и картами. Масштаб, виды масштаба.
Практика: Измерение расстояний по карте. Измерение направлений (азимутов) по карте. Транспортир. Зарисовка топографических знаков. Чтение карты по квадратам и направлениям. Форма: индивидуальные и групповые занятия. Метод: Практические работы, топографические викторины. Оборудование: топографические карты районов области, транспортир, линейка, компас.
Ориентирование.
Теория: Виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Определение крутизны склона. Работа с компасом и картой.
Практика:
Азимуты. Виды ориентирования: по маркированной трассе, по азимуту, по карте и компасу.
Форма: групповая.
Метод: лекция. Практические занятия по картам. Мини – соревнования по видам ориентирования.
Оборудование: карты, компас.
Техника пешего туризма.
Теория:
Основные правила безопасного преодоления различных преград.
Практика:
Навесная и параллельная переправы. Страховка, самостраховка. Правила прохода через чащу, завал, болота. Спуск и подъем по склону с вертикальными и наклонными перилами, с самостраховкой и спортивным способом. Правила преодоления водных преград различными способами: вброд - со страховкой карабином за перила, вброд - «двойкой» или «тройкой». Преодоление сложных участков по навесной переправе и по параллельно натянутым перилам.
Форма: групповая, индивидуальная
Метод: практический. Оборудование: личное снаряжение.
Экстремальные ситуации.
Теория:
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок действия в случае их возникновения. Роль психологического климата в группе в обеспечении безопасности участников похода.
Форма: коллективная.
Метод: беседы и групповые практические занятия, с элементами игры.
Привалы и ночлеги в экстремальных ситуациях.
Теория:
Холодные сидячие ночевки. Использование подручных материалов для организации бивака в экстремальной ситуации. Питание в экстремальной ситуации.
Практика:
Изготовлении бивака из подручных материалов.
Форма: групповая.
Метод: лекции, беседы, практика.
Медицинская подготовка. Бивак. Гигиена туриста.
Теория:
Первая помощь при ожогах, обморожении, головных болях, кровотечении, простуде, солнечном и тепловом ударе, отравлении, укусах насекомых и змей, мозолях, переломах и т.д. Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков и их влияние на организм человека. Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста.
Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений.
Правила выбора места для бивака, его внутреннее устройство. Требования гигиены к устройству бивака. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью. Требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Самоконтроль.
Практика:
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Меры предупреждения травм. Остановка кровотечений. Искусственное дыхание. Спасение утонувшего. Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и. свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях.
Форма: групповая.
Метод: лекции, беседы, практика.
Оборудование: Аптечка, медицинские справочники.
Проведение походов.
Практика: Отработка на практике всех полученных знаний. Осуществляется согласно плану занятий в удобное время.
Форма: коллективная.
Метод: практический.
Оборудование: групповое снаряжение, карты, ремнабор, аптечка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ТРЕТЬЕГО ГОД ОБУЧЕНИЯ:
Итоги летних каникул.
Теория:
Разбор итогов походов. Анализ достигнутых успехов и неудач. Поведение группы в целом и каждого участника в отдельности.
Практика:
Разбор собранных коллекций. Оформление итогового отчёта о походе и стенгазеты. Внесение изменений, на основе полученного опыта, в планы проведения походов на будущий год.
Форма: коллективная.
Метод: беседы и индивидуальные занятия.
Оборудование: материалы похода. Походные документы.
Повторение навыков первого и второго годов обучения.
Теория: Краткое повторение курса. Топография, гигиена. История развития и географические особенности родного края.
Практика:
Практические занятия по топографии.
Форма: коллективная.
Метод: беседы, практические занятия.
Оборудование: карты, верёвки, фотографии.
Ориентирование.
Теория: Повторение пройденного. Виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, отметка. Определение крутизны склона. Работа с компасом и картой.
Практика:
Азимуты. Виды ориентирования: по маркированной трассе, по азимуту, по карте и компасу.
Форма: групповая.
Метод: лекция. Практические занятия по картам. Мини – соревнования по видам ориентирования.
Оборудование: карты, компас.
Медицинская подготовка.
Теория:
Питьевой режим в походе. Обеззараживание воды. Первая помощь при ожогах, обморожении, головных болях, кровотечении, простуде, солнечном и тепловом ударе, отравлении, укусах насекомых и змей, мозолях, переломах и т.д.
Практика:
Меры предупреждения травм. Транспортировка пострадавшего. Остановка кровотечений. Искусственное дыхание. Спасение утонувшего.
Форма: коллективная.
Метод: беседы и практические занятия.
Оборудование: аптечка, кровоостанавливающий жгут, шины и др.
Тактика и техника пешеходного туризма.
Теория:
Понятие о тактике и технике туризма. Причины аварийности в походе. Виды и нормы нагрузок. Темп движения. Планирование нитки маршрута и составление плана – графика маршрута. Учёт непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни. Контрольные сроки. Запасные варианты маршрута.
Практика:
Практические занятия по составлению маршрута похода и графика движения на маршруте. Преодоление переправ.
Форма: коллективная.
Метод: беседы, практические занятия.
Оборудование: карты, карандаши, линейки.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Теория:
Требования к месту бивака:
жизнеобеспечение наличие питьевой воды, дров;
безопасность удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;
комфортность продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.
Организация бивака в безлесной зоне, в горах. Установка палатки в различных условиях. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы. Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды. Правила работы дежурных по кухне.
Практика:
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и. свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров работа с пилой и топором.
Форма: коллективная.
Метод: беседы, практические занятия.
Приемы транспортировки пострадавшего.
Теория:
Иммобилизация (обездвижение) пострадавшего подручными и специальными средствами. Основное условие обеспечение полного покоя поврежденной части тела. Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок из шестов.
Практика:
Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего, изготовление носилок.
Форма: групповая.
Метод: лекции, беседы, практика.
Краеведческая работа.
Теория:
Дальнейшее углубление знаний о своём районе. География, рельеф, почвы, полезные ископаемые. Население и культура. Знатные люди края. Исторические и культурные памятники, музеи. Интересные уголки природы.
Практика:
Определение краеведческих заданий для группы. Работа с музейными коллекциями, экскурсии ближние и дальние
Форма: коллективная, групповая.
Метод: беседы и индивидуальные занятия.
Оборудование: собранные исторические коллекции.
Подготовка и проведение походов.
Теория:
Групповое обсуждение вариантов проведения походов. Конкурс на лучший вариант. Определение целей и задач похода.
Практика: Отработка на практике всех полученных знаний. Осуществляется согласно плану занятий в удобное время.
Форма: коллективная.
Метод: практический.
Оборудование: групповое снаряжение, карты, ремнабор, аптечка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Первый год обучения
№
у/н-я.
ТЕМА
Время занятий.
Всего
Теория.
Практ.
1.
Вводное занятие.
3
3
-
2.
Туристские возможности края.
6
3
3
3.
История и природа родного края.
6
3
3
4.
Туристское снаряжение. Рекомендации по подбору личного снаряжения.
6
6
-
5.
Организация и техника движения в походе.
Туристический бивак.
6
4
2
6.
Гигиенические правила туриста.
6
6
-
7.
Подготовка похода.
6
3
3
8.
Техника безопасности. Доврачебная помощь
6
3
3
9.
Однодневный тренировочный поход и разбор его итогов.
10
-
10
10.
Компас. Азимут.
6
3
3
11.
Топографические знаки.
6
3
3
12.
Топографическая карта, измерения расстояний. Азимут.
6
3
3
13.
Привалы и ночлеги, вне населённых пунктах.
3
3
14.
Топография и ориентирование на местности, ориентирование по небесным светилам
И особенностям местных предметов
6
3
3
15.
Организация и подготовка похода. Техника
безопасности.
6
3
3
16.
Двухдневный поход и разбор его итогов.
20
-
20
17.
Обзор районов лыжных походов и путешествий.
3
3
-
18.
Организация и подготовка лыжного похода
6
6
19.
Тактика лыжного путешествия
6
2
4
20.
Техника преодоления естественных препятствий
6
2
4
21..
Питание в зимнем путешествии
3
3
-
22.
Обеспечение безопасности в лыжном путешествии.
6
6
-
23.
Гигиена туриста лыжника. Доврачебная помощь в походе.
6
6
-
24.
Лыжное путешествие.
8
-
8
25.
Разбор итогов похода
3
-
3
26.
Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры.
6
6
-
27.
Организация подготовки к экскурсии в музей.
6
6
-
28.
Экскурсия в Челябинский областной историко-краеведческий музей.
10
-
10
29.
Подведение итогов поездки.
6
-
6
30.
Подготовка к зачетному походу. Техника пешего туризма.
6
3
3
31.
Экстремальные ситуации. Привалы и ночлеги в экстремальных ситуациях. Приемы транспортировки пострадавшего.
6
3
3
32.
Организация и техника движения в походе. Туристический бивак. Снаряжение туриста.
3
3
-
33.
Составление маршрута путешествия.
6
-
6
34-35.
Двухдневный зачетный поход. Подведение итогов.
20
-
20
Итого: 216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Второй год обучения.
№
Тема
Время занятий
всего
теория
практика
Блок:
1.
2.
Родной край – часть России.
География и природа Челябинской
области.
География и природа Пластовского
района.
6
6
6
6
-
-
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Памятники истории и культуры Челябинской области.
История основания города Пласт.
Наш край в годы октябрьской революции.
Наш край в годы ВОВ.
Памятники города, история создания
(экскурсия к памятникам города).
Знаменитые земляки.
6
6
6
6
6
6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
9.
Блок:
10.
11.
12.
13.
14.
Памятники природы Пластовского района.
Население района.
Демографическая ситуация района.
Этнический, национальный, религиозный состав города.
Обычаи, традиции, праздники.
Работа над проектом.
Работа над проектом.
6
3
3
6
6
6
3
3
3
3
-
-
3
3
6
6
Тема:
15.
Современное состояние района.
Современное и будущее нашего города
(экскурсия в городской музей).
6
3
3
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
--
Предприятия нашего города.
Экскурсия на одно из предприятий.
Экологическая обстановка на территории города.
Влияние на окружающую среду и здо-ровья населения, деятельности предп-риятий города.
Работа над проектом.
Работа над проектом (экскурсия).
Работа над проектом.
Защита проектов.
Экскурсия в Челябинск.
6
6
6
6
6
6
6
6
10
3
-
3
3
-
-
-
6
-
3
6
3
3
6
6
6
10
Блок:
24.
Тактика и техника туризма.
Картография. Топография.
6
-
6
25.
Ориентирование.
6
-
6
26.
Техника пешего туризма.
8
-
8
27.
Подготовка к лыжному путешествию.
Однодневный поход на лыжах.
Проведение итогов похода.
6
10
6
3
-
-
3
10
6
28.
29
30
31
32-33-34
35
Подготовка к весеннему двухдневному походу.
Экстремальные ситуации
Привалы и ночлеги в экстремальных ситуациях. Бивак. Гигиена туриста
Весенний поход.
Подведение итогов похода.
6
6
6
20
6
3
3
3
-
6
3
3
3
20
Всего:
216
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Третий год обучения
№
Тема
Время занятий
всего
теория
практика
Повторение навыков первого и второго годов обучения.
2
1
1
2.
Тактика и техника туризма.
4
2
2
3.
Ориентирование.
2
1
1
4.
Организация туристского быта. Привалы
и ночлеги.
2
1
1
5.
Медицинская подготовка.
Приемы транспортировки пострадавшего
4
2
2
6.
Подготовка осеннего похода.
10
---
10
7.
Проведение походов:
Один однодневный
10
2
8
8.
Подведение итогов
4
2
2
9.
4
2
2
10
10
---
10
Всего:
216
Ожидаемый результат
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ
К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Знать в общих чертах историю края.
Разбираться в туристском снаряжении.
Вязать 8 – 10 узлов.
Освоить основные понятия и термины топографии и туризма
Знать топографические знаки и уметь «читать» карту.
Иметь навыки гигиены и безопасности в походе.
Изучить археологическую карту области.
Совершить один однодневный поход.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ
УЧАЩИМИСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Более глубокие знания по истории края.
Умение самостоятельно вести поисковую работу.
Умение самостоятельно произвести прокладку маршрута похода по карте.
Умение свободно вязать 15 – 18 узлов.
Умение оказывать первую медицинскую помощь.
Умение обращаться с компасом.
Совершить однодневный пеший поход.
Участие в районном слёте юных туристов.
Освоить технику преодоления природных препятствий с помощью специального туристического снаряжения со страховкой и самостраховкой
Закрепить и расширить знания в области картографии и топографии
Освоить первоначальные навыки действий в нестандартных ситуациях, включая приемы оказания первой помощи.
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ
УЧАЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Знать личное и групповое туристское снаряжение. Требования к туристскому снаряжению туриста. Уметь подготовить личное снаряжение к походу с учетом сезона, условий похода.
2. Уметь организовать бивак, установить палатку в различных условиях.
3. Знать и уметь хранить кухонные и костровые принадлежности, оборудоватьместо для приема пищи, мытья и хранения посуды.
4. 3нать правила хранения медикаментов, состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Знать лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Правила сбора, обработки, хранения лекарственных растений.
5. Использовать страховку и самостраховку на сложных участках маршрута Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д.). На высоком уровне владеть навыками работы со специальным туристическим снаряжением, освоить первоначальные навыки поисково-спасательных действий.
5. Уметъ: определять масштаб карты по ее номенклатуре; определять номенклатуру соседних листов карты; определять масштаб карты по линейному значению широтной минуты. Определять географические и прямоугольные координаты точек на топографической карте. Знать условные знаки топографических карт: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы, изображение рельефа на топографических.
6. Знать устройство компаса, правила пользования им. Ориентирование карты икомпаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
7. Знать способы и уметь измерять расстояния на карте и на местности.
Измерять кривые линии на карте с помощью обычной нитки, определять расстояние до недоступного предмета, ширину реки, оврага. Уметь прокладывать оптимальный маршрут по картам различной сложности.
8.Ориентироваться по местным предметам. Определять стороны горизонта и приблизительных азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.
9. Знать территорию и границы родного края, рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения, историю края, памятные события, происходившие на его территории, знаменитых земляков, их роль в истории края.
10. 3нать правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Редкие и охраняемые растения и животные.
11.Уметь вязать узлы предусмотренные программой.
Эффективность обучения по данной программе определяется путем систематического контроля за уровнем освоения обучающимися содержания образовательных курсов. Контроль осуществляется в течение всего процесса обучения. Формы контроля различны. Предпочтение отдается скрытым формам: учебные игры, семинары и конференции, викторины, смотры и слеты, походы и экспедиции.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Средства для реализации программы.
Для того чтобы в полной мере выполнить все поставленные задачи, необходимы учебно-методические и материально – технические средства.
К учебно – методическим средствам относятся:
1.Раздаточный дидактический материал по различным темам программы.
2. Сценарии проведения игровых программ по темам.
3. Положения о проведении соревнований и слётов юных туристов.
4. Фотоматериалы о проведённых походах, экспедициях, соревнованиях.
5. Учёт результативности занятий каждого кружковца.
6. Технические и материальные средства:
1. Наличие необходимого количества туристского снаряжения.
2. Изготовление наглядных пособий.
3. Изготовление необходимого дополнительного оборудования для проведения полевых лагерей руками самих учащихся.
4. Достаточное финансирование из различных источников.
5. Аудио – видеоаппаратура.
Литература:
Алешин В.Н., Серебренников А.В. Туристическая топография. -М., 1985
Безносиков Е.Я. Туризм и спортивное ориентирование.- М., 1987
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В. Туризм и спортивное ориентирование. -М., 2001
Гонопольский. Туризм и спортивное ориентирование. -М., 1989
Захаров П.П. Инструктору альпинизма. -М., 1982
Каталог перспективных образцов самодельного туристического инвентаря.- М., 1989
Кролф Ф. Спасательные работы в горах. -М., 1975
Петровский К.С. Гигиена питания. -М., 1964
Рыжавский Г.Я. Биваки. -М., 1995
Снаряжение для горного туризма.- М., 1987
Хубер Г. Альпинизм сегодня. -М., 1980
Штюрмер Ю.Я. Опасности в туризме мнимые и действительные. -М., 1983
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815