Военно – спортивное многоборье объединение «Спартак»

Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр детского творчества»


Утверждено:
методическим советом
протокол от ______________ г. № ___
председатель МС____________О.Н.Андреева

Утверждаю:
Директор МБОУДО «Лянторский ЦДТ»
__________________Л.А. Кицова
Приказ от ___________ г. № _____




Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности

Военно – спортивное многоборье
объединение «Спартак»

(Срок реализации -3 год. Для детей 15-17 лет)
Авторы:
Сыпко А.Г., педагог дополнительного образования,
Климова Н.К., методист









г. Лянтор
2015г.


Пояснительная записка
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации одной из основных обозначена задача воспитания гражданина: «система образования призвана обеспечить. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. ». Патриотическое воспитание является одним из приоритетных в формировании у молодежи гражданственности, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины: «Защита Отечества, - говорится в конституции РФ, - есть священный долг и обязанность каждого гражданина России».
Программа объединения «Спартак» разработана в соответствии с требованиями законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании». Обеспечивает последовательное формирование у обучающихся основных понятий о Вооруженных Силах РФ, их организационной структуре, боевых традициях, воинских символах. Кроме того, в программе изложены основные требования к военной деятельности, порядок прохождения военной службы, права и ответственность военнослужащих. Программа помогает осознать понятие здоровье человека, узнать факторы формирующие и разрушающие его. Программа поможет детям поменяться внутренне и внешне. Подросток станет уверенным и привлекательным для окружающих, обретет самоуважение.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна программы. В программе расширена тематика занятий по основным военно- прикладным дисциплинам, что позволит более качественно подготовить юношей к военной службе.
Актуальность программы. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес. Программа создает условия для подготовки к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, способствует развитию и совершенствованию военно-патриотического воспитания подростков, позволяя им приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у воспитанников мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием гражданственности и патриотизма, развитием потребности в здоровом образе жизни.
Главной формой обучения традиционно является практическое занятие с наличием физических и строевых упражнений. Наряду с практическими занятиями предусмотрены занятия по изучению теоретической части военного дела, краткосрочные упражнения в виде тестов по развитию внимания и наблюдательность. Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа военных операций, сопровождающийся просмотром мультимедийных презентаций, схем боевых действий и операций.
Формирование мотивации и стимулирования познавательной деятельности, направленной на раскрытие физических, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся осуществляется в процессе всего курса обучения, через профориетнационную работу, информацию об учебных заведениях по направлению деятельности, встречу с бывшими выпускниками объединения, обучающимися по профилю, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня как очных, так и заочных.

Цель программы:
Способствовать развитию гражданственности, патриотизма, морально-психологической и физической подготовки подростков к военной службе.
Задачи:
- Создать условия для изучения основ вооруженных сил Российской Федерации;
- Изучить виды стрелкового оружия;
- Познакомить с основами топографии;
- Повысить уровень физической подготовки.
- Развивать волевые и морально-психологические качества
- Воспитывать у подростков чувства патриотизма и гражданского долга, дисциплинированность и исполнительность, уважение к старшим.
Реализация программы предусматривает разнообразные формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод «забегания вперед и возвращения к пройденному», метод контроля и самоконтроля.
Формы организации занятий
групповые учебно-тренировочные занятия;
групповые и индивидуальные теоретические занятия;
участие в соревнованиях.
Методы контроля: текущий, промежуточный.
Промежуточный контроль 2 раза в год в форме тестирования и соревнований (качество знаний по теоретическим дисциплинам, определение уровня технической и физической подготовленности учащихся);
Итоговый контроль (теоретический, практический).
При оценке достижений обучающихся используются следующие критерии:
Высокий уровень – обучающийся владеет навыками выполнения физических упражнений, разборки и сборки стрелкового оружия. Знает основополагающие моменты уставов ВС РФ, состав военнослужащих, воинские звания и знаки отличия. Владеет основами военной топографии. Умеет самостоятельно оказать первую медицинскую помощь.
Достаточный уровень - обучающийся знает и выполняет основные виды физических упражнений. Владеет приеми разборки и сборки стрелкового оружия. Знает состав военнослужащих, воинские звания и знаки отличия. Умеет ориентироваться на местности, может оказать медицинскую помощь.
Недостаточный уровень – обучающийся знает виды физических упражнений и приемы разборки и сборки стрелкового оружия. Знает основы уставов ВС РФ, состав военнослужащих, воинские звания и знаки отличия. Ориентируется на местности. Умеет оказать первую медицинскую помощь.
Прогнозируемый результат.
К концу обучения обучающиеся должны:
иметь представление:
- о составе вооруженных сил;
- о строевой подготовке;
- о моральных и волевых качествах военнослужащих;

знать:
- основы строевой дисциплины;
- приемы и способы стрельбы;
- технику безопасности при стрельбе;
- виды стрелкового оружия;
- тактику общевойсковых подразделений;
- основы военной топографии;
- способы выживания на местности;
- уставы ВС РФ;
- общефизические упражнения;
- правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:
- выполнять строевые команды;
- стрелять из АК, ПВ, пистолета;
- ориентироваться на местности по карте;
- определять координаты объектов;
- ориентироваться на местности без карты;
- выполнять измерения на местности;
- выполнять упражнения общефизической подготовки.
- оказывать первую медицинскую помощь.
Примерный учебно-тематический план


Название раздела, тема занятия
Количество часов



теория
практика
всего


Введение
12
6
18

1.1
Комплектование
10
5
15

1.2
Введение в образовательную программу
2
1
3


Строевая подготовка
12
21
33

2.1
Обязанности командиров и военнослужащих в строю
2
1
3

2.2
Строевая стойка. Дисциплина строя.
2
1
3

2.3
Строй отделения. Воинское приветствие
2
4
6

2.4
Порядок выхода и возвращения в строй
2
4
6

2.5
Движение в колонне
4
11
15


Огневая подготовка
11
22
33

3.1
ТБ при обращении с оружием
2
1
3

3.2
Приёмы и способы стрельбы
2
4
6

3.3
Стрельба из пневматической винтовки
2
4
6

3.4
Стрельба из пистолета
2
4
6

3.5
Стрельба из АК-74
2
4
6

3.6
Разборка и сборка АК-74
1
5
6


4.Тактика общевойсковых подразделений
12
12
24

4.1
Общее понятие о тактике общевойсковых подразделений.
6
3
9

4.2
Обеспечение боевых действий
3
6
9

4.3
Порядок уяснения боевой задачи. Порядок оценки обстановки
3
3
6


5.Военная топография
16
32
48

5.1
Местность, как элемент боевой обстановки
3
3
6

5.2
Измерения на местности
3
6
9

5.3
Ориентирование и целеуказание на местности без карты
3
6
9

5.4
Измерения по карте
3
6
9

5.5
Определение координат объектов
3
6
9

5.7
Ориентирование на местности по карте
1
5
6


6. Тактико-специальная подготовка
14
28
42

6.1
Правила выбора места для бивака
3
6
9

6.2
Способы разведения костра
3
6
9

6.3
Способы приготовления пищи на костре
3
6
9

6.4
Способы оборудования ночлега
5
10
15


7. Общевоинские уставы
20
4
24

7.1
Общие обязанности военнослужащих
5
1
6

7.2
Суточный наряд роты
5
1
6

7.3
Организация и несение караульной службы
5
1
6

7.4
Состав военнослужащих и воинские звания
5
1
6


Физическая подготовка
3
33
36

8.1
Общефизическая подготовка
1
11
12

8.2
Специальные упражнения на развития скоростно-силовых качеств
1
11
12

8.3
Самостраховка при падениях
1
11
12


9. Медицинская подготовка
1 0
20
30

9.1
Общие принципы оказания первой помощи
2
4
6

9.2
Закрытые механические травмы
2
4
6

9.3
Открытые механические травмы
2
4
6

9.4
Транспортировка пострадавшего
4
8
12


Всего
99
243
342



Содержание программы

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1: Введение в образовательную программу.
Теория: Комплектование. Знакомство с обучающимися объединения. Правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении. Задачи объединения в учебном году. Техника безопасности на занятиях.
Практика: Тестирование, мониторинг уровня физического развития.

Раздел 2. Строевая подготовка
Тема 1 Обязанности командиров и военнослужащих перед построением, в строю
Теория: Обязанности командиров и военнослужащих перед построением, в строю.
Практика: Построение с выполнением уставных обязанностей.

Тема 2 Строевая стойка. Дисциплина строя.
Теория: Строевая стойка. Дисциплина строя. Управление строем.
Практика: Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг. Отмашка.


Тема 3 Строй отделения. Воинское приветствие.
Теория: Строй отделения. Выполнение воинского приветствия.
Практика: Построение отделения. Выполнение воинского приветствия.

Тема 3 Порядок выхода и возвращения в строй
Теория: Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него. Порядок подхода к начальнику и отдание воинской чести. Порядок возвращения в строй.
Практика: Построение. Выполнение команды "Выйти из строя!". Выполнение команды "... шаг вперед, шагом марш!".


Тема 4 Движение в колонне
Теория: Правила движения в колонне. Движение в колонне по 2 и 3. История торжественных маршей. Особенности движения торжественным маршем.
Практика: Движение в колонне (одновременный шаг). 3ахождения при движении к колонне. Движение торжественным маршем.

Раздел 3. Огневая подготовка

Тема 1 Техника безопасности при обращении с оружием
Теория: Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, во время несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.
Практика: Подготовка оружия к стрельбе.

Тема 2 Приемы и способы стрельбы
Теория: Теория выстрела: устройство патрона, снаряжение магазина, порядок прицеливания и корректировки огня, производство выстрела. Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ, специальное оружие. Действия на огневом рубеже: получение и осмотр боеприпасов, получение команды «К бою!» и доклад об этом, выполнение команды «Огонь!», действия по команде «Прекратить, огонь!», действия по команде «Оружие к осмотру!». Практика: Выполнение команд: «К бою!», «Огонь», «Прекратить, огонь!», «Оружие к осмотру!»

Тема 3 Стрельба из пневматической винтовки
Теория: Назначение и боевые свойства пневматической винтовки. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей.
Практика: Выбор установки прицела и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.

Тема 4 Стрельба из пистолета
Теория: Назначение и боевые свойства пистолета. Пистолет Макарова: назначение тактико-технические характеристики. Принципы работы пистолета. Устранение основных неисправностей.
Практика: Выбор установки прицела и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.


Тема 5 Стрельба из АК-74
Теория: Автомат Калашникова во всех его модификациях, история создания. Серия автоматов АК-100. Ручной пулемет Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК). Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Практика: Выбор установки прицела и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.


Тема 5 Разборка и сборка АК-74М
Теория: Правила разборки и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.
Практика: Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка АК.


Раздел 4. Тактика общевойсковых подразделений

Тема 1 Общее понятие о тактике общевойсковых подразделений
Теория: Знакомство с понятиями: бой, наступательный бой, атака, встречный бой, оборона. Отход, маневр, охват, обход, маневр огнём, взаимодействие войск. Особенности общевойсковых подразделений: мотострелковое отделение, мотострелковый взвод, мотострелковая рота, танковая рота, минометная батарея. Управление подразделениями.
Практика: Технико-тактическая игры. «Пейнтбол».


Тема 2 Обеспечения боевых действий
Теория: Знакомство с понятиями: охранение, управление подразделением, система огня и управление огнем, походный порядок, предбоевой порядок, боевой порядок.
Практика: Технико-тактическая игра. Пейнтбол.

Тема 3 Порядок уяснения получения боевой задачи и оценки установки
Теория: Боевая задача. Уяснение боевой задачи. Оценка обстановки.
Практика: Определение боевой задачи. Способы ее выполнения. Технико-тактическая игра «Пейнтбол».


Раздел 5. Военная топография

Тема 1 Местность, как элемент боевой обстановки
Теория: Рельеф местности и боевые действия. Маскирующие свойства местности.
Практика: Использование маскирующих свойств местности.

Тема 2 Измерения на местности
Теория: Способы определения расстояния, высоты, площади на местности. Высота точки.
Практика: Построение на местности прямой заданной длины, круговую кривую данного радиуса. Отбивка на местности площади определенной величины и формы и т д.

Тема 3 Ориентирование и целеуказание на местности без карты
Теория: Способы ориентирования на местности. Природные ориентиры: рельеф, линия горизонта, солнце, растения и т.п. Точечные площадные ориентиры.
Практика: Ориентирование на местности без карты.

Тема 4 Измерения по карте
Теория: Топографическая карта. Условные обозначения. Масштаб. Измерение расстояния по карте. Приборы для измерения расстояния по карте.
Практика: Работа с картой. Измерение расстояния по карте

Тема 5 Определение координат объектов
Теория: Обозначения координат на карте. Определение координат.
Практика: Работа с картой. Определение координат объектов.


Тема 6 Ориентирование на местности по карте
Теория: Положение карты. Ориентирование карты: по местности, компасу, направлениям на ориентир. Определение по карте своего местоположения. Сличение карты с местностью. Общее и детальное ориентирование.
Практика: Ориентирование на местности по карте


Раздел 7. Тактико-специальная подготовка

Тема 1 Правила выбора места для бивака
Теория: Правила выбора места для бивака. Использование рельефа местности при разбивке бивака. Маскировка бивака. Охрана и оборона в случае внезапного нападения. Пути отхода.
Практика: Выбор места для бивака.

Тема 2 Способы разведения костра
Теория: Способы разведения костра. Выбор места для костра. Выбор топлива. Способы укладки дров для костра. Размещение котелков над огнем.
Практика: Разведение костров различными способами.

Тема 3 Способы приготовления пищи на костре
Теория: Особенности приготовление пищи на костре. Набор посуды и продуктов для приготовления пищи. Вода для приготовления пищи.
Практика: Подготовка воды и продуктов к приготовлению. Приготовление пиши на костре.

Тема 4 Способы оборудования ночлега
Теория: Ночлег. Способы оборудования ночлега. Установка палатки. Оборудование спального места с помощью спального мешка и подручных средств. Режим тишины.
Практика: Оборудование ночлега.



Раздел 8. Общевоинские уставы

Тема 1 Общие обязанности военнослужащих
Теория: Общевойсковые уставы ВС РФ: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, строевой устав. Общие обязанности военнослужащих закрепленные Уставом. Порядок отдачи и выполнения приказаний.
Практика: Изучение уставов.

Тема 2 Суточный наряд роты
Теория: Суточный наряд роты. Внутренний наряд. Несение патрульной службы. Особенности внутреннего наряда при расположении лагеря: состав наряда, обязанности дежурного и дневального, внутренний порядок в лагере, особенности внутреннего порядка в лагере, вызов дежурных на линию.
Практика: Патрульная служба.

Тема 3 Организация и несение караульной службы
Теория: Состав караула, обязанности часового, разводящего, начальника караула и его помощника, развод и смена караулов, порядок смены часовых.
Практика: Развод и смена караулов, смена часовых.

Тема 4 Состав военнослужащих и воинские звания
Теория: Воинские звания. Знаки различия. Воинская должность. Воинские подразделения: отделение, взвод, рота, батальон, полк, бригада, дивизия и т.д.
Практика: Изучение знаков различия, воинских званий и должностей.


Раздел 9. Физическая подготовка

Тема 1 Общефизическая подготовка
Теория: Значение физической подготовки. Виды общеразвивающих упражнений на развития гибкости, ловкости, равновесия, координации
Практика: Выполнение физических упражнений.

Тема 2 Специальные упражнения на развития скоростно-силовых качеств
Теория: Специальные упражнения, их значение в физическом и интеллектуальном развитии. Техника выполнения специальных упражнений.
Практика: Выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.


Тема 3 Самостраховка при падениях
Теория: Самостраховка залог безопасности выполнения физических упражнений. Способы страховки и самостраховки.
Практика: Упражнения для страховки и самостраховки.

Раздел 9. Медицинская подготовка

Тема 1 Общие принципы оказания первой помощи
Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Определения состояния пострадавшего по внешним признакам. Психология оказания первой помощи. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Внутреннее кровотечение. Виды переломов. Вывихи, растяжения. Лекарственные и перевязочные средства. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Виды носилок, назначение и применение по ситуации.
Практика: Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя для иммобилизации переломов костей.

Тема 2 Закрытие механические травмы
Теория: Виды закрытых механических ран: ушибы, вывихи, гематомы, растяжения. Признаки закрытой механической раны. Особенности оказания первой медицинской помощи при закрытой механической травме
Практика: Первая медицинская помощь при закрытых механических травмах

Тема 3 Открытые механические травмы
Теория: Виды открытых механических ран. Признаки открытой механической раны. Особенности оказания первой медицинской помощи при открытой механической травме.
Практика: Первая медицинская помощь: наложение повязок, жгута.

Тема 4 Транспортировка пострадавшего
Теория: Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта. Виды подручных материалов. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
Практика: Транспортировка пострадавших. Использование подручных средств для транспортировки пострадавших.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для полного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео - и анимационные фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.


Литература.
Нормативно-правовые акты и документы
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ.
Концепция модернизации российского образования.
Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.
6. Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.
7. Колядов А.А. В помощь туристу. - М., 1985.
8. Ориентирование и топография. Пособие для курсантов ВУЗов. - М.: Воениздат, 1990.
Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М., 1985.
Стрелковый спорт и методика преподавания. - М., ФиС, 1986.
Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993.
Законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»
Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: состояние, проблемы, перспективы развития/ Материалы научно-практической конференции: Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке. – М.: ЦРСДОД, 2000.














Заголовок 16ђ Заголовок 2ђ Заголовок 415