Методическая разработка Здоровьесберегающие технологии на занятиях детского объединения Спартак
4149090154940
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Шолоховский Центр внешкольной работы
Методическая разработка
«Здоровьесберегающие технологии
на занятиях детского объединения «Спартак»
( в рамках программы МБУ ДО ЦВР «Мир во мне и я для мира»)
Выполнил:
Педагог
физкультурно-спортивной
направленности
Тодавчич Игорь Владимирович
Здоровьесберегающие технологии на занятиях ЗОЖ
Моя деятельность педагога дополнительного образования в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях детского объединения «Спартак» должна включать:
знакомство с результатами медицинских осмотров детей,
их учет в учебно-воспитательной работе,
помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Создание условий
для заинтересованного отношения к занятиям
Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников при организации учебно-воспитательного процесса.
На занятиях необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то педагог должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого занятия:
физкультминуты,
физкультпаузы,
динамические (подвижные) перемены.
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:
предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
Обеспечение необходимых гигиенических условий
в учебных помещениях
Освещение и характеристика воздуха в учебном кабинете, температурный режим-все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами. Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем.
При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и педагог физкультурно-спортивного направления всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности за эффективность физического воспитания с себя на учащихся.
Представление о здоровьесберегающихобразовательных технологиях Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый педагог, талантливые дети и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
К группам здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования и в данном случае на занятиях ЗОЖ детского объединения «Спартак», в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разных методов и форм работы, можно отнести следующее:
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на занятиях ЗОЖ детского объединения «Спартак».
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у ребят любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда в Центре, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ в школе, а за обеспечение безопасных условий пребывания в Центре отвечает директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны:
на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации.
Мы, сотрудники учреждения дополнительного образования, считаем главной целью нашей работы, придать активность досугу ребят, дать им возможность отдохнуть от школьных занятий. И главной наградой для себя считаем улыбки и смех наших воспитанников.
Здоровые дети – это наше будущее, будущее нашей страны!