Статья. СПАРТАК — посол Мира в Якутске (о премьере жемчужины мирового балета- постановке легендарного балетмейстера Ю.Н. Григоровича в Республике Саха)
Автор - Егорова Ирина Васильевна, Почётный работник общего образования РФ (89142636389, yiv61@mail.ru)
«Спартак» - посол Мира в Якутске
21 ноября 2014 года в столице Республики Саха (Якутия) на сцене Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллона состоялась премьера жемчужины мирового балета «Спартак». Это уже третья постановка великого хореографа Юрия Николаевича Григоровича в Якутске.
1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) «Спартак» Юрия Григоровича - самый прославленный балет Большого театра. Основная идея спектакля – борьба за свободу. По жанровым признакам «Спартак» − это исторический роман на балетной сцене.
Сюжетная канва балетного спектакля не может полностью следовать историческим событиям. Театральная постановка имеет свои законы: она должна уложиться в несколько часов и показать зрителю законченное действие в его драматургическом развитии. Поэтому не стоит искать в балете точного изложения действительных фактов, имевших место много лет назад в Римской империи.
Краткое содержание балета «Спартак»
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом. Захваченные в плен люди обречены на рабство. Среди них — Спартак. Но он не мыслит свою жизнь в рабстве. На рынке продают рабов и Спартака разлучают с его возлюбленной. Красавицу Фригию доставляют к полководцу Крассу, и куртизанку Эгину настораживает его интерес к новой рабыне. В разгар оргии Красс приказывает для развлечения привести гладиаторов: пусть сражаются насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. Победителем оказывается Спартак, но он в отчаянии от того, что был вынужден убить своего товарища. Спартак принимает решение бороться за свободу. Его поддерживают гладиаторы. На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяется группа пастухов — это римский пролетариат, тоже решивший бороться за свободу и независимость.
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса, где он празднует свои победы. Войска Спартака окружают дворец. И вот уже Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь — пусть все узнают о его позоре.
Месть Красса не знает пределов. Он собирает легионы и ведёт на подавление восставших рабов. Спартак готов принять бой. Но Эгина, используя простых куртизанок, пробирается к гладиаторам и, соблазнив их, заманивает в ловушку Красса. В неравном бою с легионерами гибнут Спартак и его верные друзья. Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает любимого, но верит в бессмертие его подвига.
В основе драматического конфликта − противопоставление двух миров: Рима во главе с претором Крассом и рабов во главе с вождём Спартаком. Многообразие сюжетно-тематических линий способствует глубине раскрытия сюжета и основной идеи. «Спартак» поражает монументальностью масштаба, полифонией смыслового наполнения, грандиозностью драматургических противопоставлений, героическим и трагическим пафосом. Поэтому «Спартак» в полной мере заслуживает названия «хореографической симфонии».
Премьера 1968 года в Большом театре СССР в постановке Юрия Григоровича вылилась в подлинный триумф Страны советов. В реестр мировых ценностей «Спартак» вошел под грифом «самый удачный советский балет». Международный успех обеспечила не только потребность человечества в героическом эпосе. Сошлось всё: мелодически богатая музыка, новаторская хореография балетмейстера, наличие звёздных исполнителей, способных потрясти балетный мир.
О музыке
Музыку балета «Спартак» написал композитор Арам Ильич Хачатурян (1903-1978). С именем этого славного сына армянского народа в этом году связано ещё одно знаменательное событие в культурной жизни России: 8 февраля 2014 года Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внесла рукописи композитора Арама Хачатуряна в реестр всемирного документального наследия "Память МИРА". Тем самым международные эксперты поставили нашего соотечественника в один ряд с такими великими композиторами, как Бетховен, Брамс и Шопен.
Героико-романтический балет «Спартак» - это одно из самых ярких произведений композитора. По глубине содержания, развитию драматургии и масштабности постановки он занимает достойное место среди лучших балетов XX века.
Музыкальная драматургия балета «Спартак» основана на сильнейших контрастах, ритмической асимметрии, полиритмии. Сопоставляя и сталкивая контрастные образы, композитор создал яркие музыкально-драматические коллизии. Партитура «Спартака» - это шквал ослепительных красок, многообразное смешение тембров. Воплощая лирические переживания, рисуя картины природы, Хачатурян обращается к чистым тембрам солирующих инструментов или отдельных оркестровых групп. Оркестр в «Спартаке» характеризует героев и является действенным средством музыкальной драматургии.
Композитор говорил, что такой музыки, к которой мы привыкли, в Древнем Риме не было. И он сочинил свой музыкальный Рим, который в день премьеры наши зрители услышали благодаря титаническому труду приглашённого дирижёра-постановщика Алевтины Иоффе. Музыка Хачатуряна ожила под её волшебной палочкой и мощными волнами омывала зал и сцену. Музыкантам в этот вечер удалось передать философию произведения и создать необыкновенно волнующий энергетический фон спектакля.
Алевтина Иоффе так была довольна премьерой, что после спектакля не вышла, а по-балетному легко выпорхнула «на поклоны» и энергично пританцовывала – стройная, молодая, красивая, лучезарная. Под комплиментарное «Браво!» из оркестровой ямы показались одухотворённые лица наших музыкантов. Они радостно приветствовали зал смычками. Такое только на премьере увидишь! Несомненно, дирижёр Алевтина Иоффе своим мастерством украсила якутскую постановку спектакля. Удивительно харизматичная и талантливая Личность. Моцартовская душа. Лауреат Международного конкурса.
105410-1275080
Хачатурян
Арам Юрий Григорович Вирсаладзе СимонКомпозитор
1903-1978 Хореограф-постановщик Художник
1908-1989
Об истоках
«Спартак» в редакции Юрия Григоровича — третья версия балета на сцене Большого театра. Две предшествующие: Леонида Якобсона (1956) и Игоря Моисеева (1958) - не имели долгой сценической жизни. Версия, предложенная Юрием Григоровичем (1968) потрясла основы балетного театра того времени, перечеркнула устоявшиеся стереотипы, перевернула представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета.
Григорович начал работу с переосмысления сценарной и музыкальной драматургии. Известно, что в течение двух месяцев он ежедневно по три часа в день слушал музыку «Спартака», проникал в её суть, экспериментируя, пытаясь отыскать в ней хореографический образ героической трагедии во всей его силе и выразительности. Задача была блистательно решена хореографом. Родился новый балет, поистине монументальный, с резкими контрастами света и тени, борением человеческих страстей, острыми конфликтами характеров.
С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы. Подобных персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся мужские образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой замечательные женские сценические портреты - сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий - лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову. Для каждого из четырёх героев балетмейстер придумал развёрнутую танцевальную характеристику.
«Спартак» Большого театра, прежде всего — страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием современных аллюзий. Это балет-прозрение, балет-предвидение. За свою 40-летнюю историю балет не претерпел изменений и по-прежнему повествует о вере, силе духа и любви.
О послах Терпсихоры
Театр - искусство синтетическое, соединяющее в себе драматургию, художественное и музыкальное оформление и, конечно же, игру актёров. Балетный театр в ещё большей мере есть соединение музыки, хореографии, работы художника и искусства танцовщиков.
Задолго до премьеры в Якутск прибыли послы Терпсихоры - ассистенты Ю.Н. Григоровича: заслуженный артист России Олег Рачковский и Ольга Васюченко, которые попеременно возглавляли репетиционный процесс в балетном зале. В творческом содружестве с ответственным балетмейстером проекта заслуженной артисткой РС (Я) Марией Сайдыкуловой им удалось блестяще справиться с новой постановкой «Спартака». Маэстро незримо присутствовал на репетициях, получая ежедневные доклады об их ходе.
Премьера показала, что артисты якутского балета (спектакль танцуют два состава) не снизили планку, заданную легендарными артистами Большого театра. Спартак, Красс, Фригия и Эгина предстают персонажами, всё так же раздираемыми страстями, любящими и ненавидящими, мстительными и благородными, уверенными в своей правоте и готовыми идти до конца. Хотя этот балет требует сложнейшей исполнительской техники, но одной её мало. "Спартак" в трактовке Юрия Григоровича отличается большим психологизмом, трагической напряженностью. И хотя о спектакле говорят, что это - образец настоящего мужского танца, женские партии в нём также требуют высокого профессионализма - хореографически сложнейшего балета с непростыми поддержками, полётами и акробатическими трюками. Всё это предполагает наличие в театре высокопрофессионального балетного коллектива, причём не только солистов, но и кордебалета, что не каждому театру под силу. Многомесячные мастер-классы постановщиков принесли замечательный результат – очевиден профессиональный рост всего коллектива.
Директор ГТОиБ Сюльский С.А. с гордостью отметил, что, в отличие от двух предыдущих постановок Григоровича, костюмы и сценографию не стали заказывать в Москву, а изготовили в Якутске, что, конечно же, существенно отразилось на бюджете проекта. Непременным условием Юрия Николаевича было воссоздание костюмов и декораций легендарного Симона Вирсаладзе (1908-1989) – народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР. С этой задачей блестяще справились художественно-производственные цехи нашего театра. По его эскизам сцену ГТОиБ к премьере оформили под руководством Михаила Сапожникова – художника по восстановлению декораций. Костюмеры театра одели наших танцоров с помощью Елены Долгалёвой – художника по восстановлению костюмов. И всё это зрелищное великолепие в самом выгодном свете было представлено на суд зрителей благодаря ювелирной работе Алексея Перевалова – художника по свету.
Команда высококлассных специалистов щедро делились своим профессиональным мастерством с якутскими коллегами, оставив частицу своей души на сцене самого северного в мире балетного театра. Они заслужили добрую память и низкий поклон от всех любителей прекрасного Республики Саха.
О ролях и солистах
«Спартак» - престижный и желанный бренд на всех театральных сценах мира. Его присутствие в афише − безошибочный показатель профессионализма труппы. Для любого артиста сольная партия в этом спектакле - Мечта, путеводная звезда в карьере. Юрий Николаевич Григорович назвал балет «Спартак» «спектаклем для четырёх солистов с кордебалетом».
Тема восстания римских рабов и гладиаторов под предводительством фракийца Спартака раскрыта в балете как схватка двух антагонистических миров. В балете четыре главных героя – две конфликтные пары: Спартак и его возлюбленная Фригия - римский полководец Марк Красс и куртизанка Эгина. Обе пары главных героев – это равноценные противники по силе интеллекта и волевому началу. На сцене возникало скрещение и противопоставление двух дуэтов, двух танцевальных стихий.
Сольные партии
Спартака и Фригии
исполнили
Сарыал Афанасьев
лауреат
Международного конкурса
«Молодой балет мира»
и
Юлия Мяринадипломант
Международного конкурса «Арабеск»
Спартак - предводитель восставших рабов. Герой, не побоявшийся слаженной военной машины Римской империи. Не только исторический персонаж, но и собирательный образ, актуальный во все времена.
В 1968 году Юрий Григорович доверил партию Спартака 28-летнему Владимиру Васильеву. «Я поверил, что Васильев - это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект".
Партия Спартака требует не только высочайшего уровня хореографической техники, но и огромного эмоционального напряжения. Васильев справился с этой задачей блестяще, раскрыв внутренний мир героя - со сменой настроений, психологических состояний, в непрерывном динамическом развитии. Благородство и трагизм Спартака, его мучительное бессилие в 1-й картине, внутренний протест, действенный порыв и призыв к восстанию в 4-й, трогательная нежность истинной любви в сценах с Фригией, благородство победителя и мужество обречённого, готового к борьбе до конца. Артистизм Владимира Васильева позволил создать не только хореографически совершенный, но и драматургически убедительный образ борца за свободу. С его слов, впервые в истории мирового балета танцовщик в спектакле стал равен балерине, до этого он оставался "в тени её пачки".
Премьерный спектакль Григоровича открыл новые грани дарования молодого якутского танцовщика Сарыала Афанасьева. То, что он очень одарён, не вызывало сомнений с первых его дней в театре. Но ранее он превосходно танцевал классику иного плана...
Роль Спартака нарушила привычное представление о творческой индивидуальности Сарыала. Его танец качественно изменился, а характер приобрёл объём и драматизм, силу и мощь. Его Спартак превзошёл все ожидания, соединив виртуозную технику танцовщика и драматический талант актёра. Его танец был и страстно-зажигательным, и мужественно-героическим, и элегически-задумчивым. Прекрасный и неистовый, он электризует пространство своей духовной энергией и подлинной страстностью существования на сценической площадке.
Сарыал Афанасьев достойно преодолел все технические сложности хореографии и создал драматически сильный и выразительный образ смелого, мужественного человека, способного на самые тонкие проявления чувств – любви, нежности, дружбы. Образ героический и лирический, поражающий в самое сердце.
Фотографии Александра Назарова. ЯСИА.
Фригия - возлюбленная Спартака. Концепция этой партии лирическая, открытая и эмоциональная. Сила притягательности образа Фригии заключается в безграничной любви, способной к самопожертвованию. Спартак и его верные друзья погибают в неравном бою с легионерами. Фригия находит тело любимого и оплакивает его. В эпилоге балета сцена Фригии, оплакивающей Спартака, достигает максимального накала скорби и любви. Своим реквиемом она ставит точку в спектакле.
В 1968 году Юрий Григорович партию Фригии создал специально для выдающейся балерины Екатерины Максимовой. Новизна этой партии состояла не только в её трагическом характере, но и в хореографическом рисунке. Григорович ввел множество сложных поддержек и почти акробатических элементов. Максимова не просто танцевала свою партию, она создавала драматический образ. С тех пор главным для исполнительниц роли Фригии является актёрское мастерство, эмоциональная насыщенность образа.
То особое чувство, которое вызывают сценические диалоги Фригии и Спартака, очень точно определил театровед В.М.Гаевский: «В наше время, когда рвутся узы и рушатся связи между людьми, дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева являет собой тот образ устойчивости, по которому тоскует мир и в реальность которого почти утрачена вера. Поэтому-то ими так любуются зрители всех стран».
Роль Фригии в первый день якутской премьеры исполнила Юлия Мярина – дипломант VIII Международного конкурса «Арабеск» (2006), который был основан творческим и супружеским дуэтом Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Небольшого роста, необычайно артистичная, способная не только танцем, но и мимикой выразить самые тонкие лирические и драматические нюансы, Юлия удивительно похожа на легендарную Максимову. Сколько нежности в поющей пластике её Фригии, сколько глубины, проступающей сквозь сдержанную строгость, как беспредельно счастье и неизбывно горе в жестах, мимике, позах.
Если в течение спектакля пластический лейтмотив нежной, страдающей Фригии ещё напоминал стилистику чистой классики, то в финале она горестно «кричит» языком хореографической неоклассики – неистовым, рвущимся из самой глубины души. В сцене реквиема даже распущенные в знак траура волосы танцовщицы имеют эффектное пластическое решение. Сцену «Плач Фригии» в эпилоге спектакля Юлия Мярина сыграла с потрясающей силой – что называется «на разрыв аорты».
Сольные партии
Красса и Эгиныисполнили
заслуженные
артисты РС (Я)
Ренат Хон
и
Надежда Корякина
Красс – римский полководец. Антагонист Спартака по хореографическому действию. Одна из самых разноплановых и характерных мужских балетных партий, требующая развитой танцевальной техники и высочайшего актёрского мастерства. Исполнитель должен выразить сложный образ: государственный деятель, надменный аристократ, властолюбивый полководец, жестокий диктатор, чувственный сластолюбец, бездушный циник, способный на мелкие военные хитрости. Каждая минута пребывания Красса на сцене невероятно насыщена, требует максимальной отдачи физических и эмоциональных сил.
Легендарный исполнитель этой роли Марис Лиепа писал: «Для меня Красс не может существовать однозначно, лишь плакатно отрицательным. Чем сложнее и умнее Красс, тем величественнее и значимее в спектакле фигура Спартака, тем сложнее единоборство героев и ярче драматургическое развитие образов».
Многогранная пластическая характеристика Красса в исполнении Рената Хон - ещё одно открытие премьерного спектакля: фактурное тело и танцевальное красноречие артиста чрезвычайно выразительны. Роль Красса можно признать вершиной танцевально-артистических достижений Рената. Ему удалось воплотить образ тиранов всех времён.
Эгина – куртизанка, наложница Красса. В традициях театра партия Эгины требует балерины, владеющей большим стилем, это величественный и умнейший персонаж - властная, коварная, с мощным эротизмом. Что для неё Красс – цель или средство? Что может женщина и что она значит в жизни воина и политика? В постановке Игоря Моисеева в партии Эгины блистала легендарная Майя Плисецкая. Юрий Григорович приглашал на эту роль Анастасию Волочкову.
Образ куртизанки Эгины в исполнении нашей Надежды Корякиной получился весьма убедительным. Вероломная и чувственная гречанка, через искусность в любви достигающая высот римской власти, Эгина готова на всё ради славы. Она рискует, идет на унижения, но приносит Крассу немалую часть победы. Именно она задумывает и осуществляет план мести за те унижения, которые пережил Красс в лагере Спартака. Вместе с куртизанками она соблазняет повстанцев эротическими танцами и вином, а затем предает их Крассу. Легионеры чествуют Эгину как победительницу.
Несомненно, роль Надежды Корякиной - творческая удача и абсолютное попадание в образ с отрицательным обаянием!
В жизни каждого артиста наступает момент творческой зрелости, когда он ждёт таких ролей, в которых мог бы наиболее полно высказаться, отдать то, что развил в себе годами. Силы, накопленные заслуженными артистами РС (Я) Ренатом Хон и Надеждой Корякиной, с ошеломляющей, в какой-то степени неожиданной полнотой раскрылись в спектакле Юрия Григоровича. Их можно только поздравить с большой творческой победой!
О кордебалете
Музыка Хачатуряна содержит колоссальную по мощи драматургию, создающую крупные мужественные характеры героев. Благодаря сплаву музыки Хачатуряна и хореографии Григоровича на сцене появилось масштабное, насыщенное танцами действие героико-романтического плана. Весь спектакль строится на контрастах: зрелищная стихия массовых сцен сменяется внутренними монологами героев.
«Спартак» пышет энергией и витальной силой, доступной далеко не каждой труппе. Спектакль заставил говорить о новаторстве Григоровича, его смелых поисках в области обновления хореографической лексики, а также о поразительных сценических находках. Возникла совершенно иная роль кордебалета, расширились пределы мужского танца.
Известный советский театральный критик и режиссёр Б. Львов-Анохин в своё время писал: «Этот спектакль представляет собой торжество, триумф героического мужского танца».
А Владимир Васильев отмечал: «Это один из редких спектаклей в балетном репертуаре, где всё сосредоточено на мужском танце… Для меня оказалась очень важна поддержка партнеров и кордебалета. Если это были спартаковцы - то мои братья, которых я веду в бой, если легионеры Красса - ярые противники. Без этого взаимодействия не получилось бы и спектакля».
«Спартак» даёт возможность всей труппе продемонстрировать богатую хореографическую технику. Легионеры и рабы, гладиаторы и куртизанки, пастухи и пастушки, «вплетаясь» в действие, образуют полифонически цельную хореографическую драму, созвучную хачатуряновскому симфонизму.
В кордебалете были задействованы и силы студентов Якутского хореографического колледжа имени Аксиньи и Натальи Посельских. Балетная труппа блистательно представила легендарный балет Юрия Григоровича - все танцевали с такой самоотдачей, какой ещё не знала сцена ГТОиБ. Бешеная жизненная сила массовых танцев пастухов и сторонников Спартака «выплескивалась» танцовщиками в зал, а из зала в ответ неслись крики восторга.
«Спартак» - это зрелище. Балет в точности передаёт жестокую и романтичную, трагическую и чувственную эпоху блистательного упадка Рима.
Зрительский отзыв
О готовящейся в Якутске премьере «Спартака» я узнала ещё весной. Тогда же приняла твёрдое решение, что обязательно должна её посетить. И сделать это зимой мне не помешали ни высокая стоимость билетов (2500 -5000 рублей), ни даже гипс на ноге! Он, кстати, позволил мне заметить в антракте ещё двух «ограниченных в передвижении» балетоманов. С тихой радостью в душе я отметила, что нас - истинно верных поклонников балетного искусства – в нашем городе, оказывается, немало…
Премьера «Спартака» в Якутске состоялась в сложное время, когда нашу планету раздирают политические и этнические конфликты - по каналам телевещания и интернета льются потоки негатива. А этот спектакль, как мощный «луч света в тёмном царстве», прорезал толщу тысячелетней истории человечества и высветил «разумное, доброе, вечное»… В завершение 2014 года - Года Культуры – посланники Света подарили нашему городу гуманитарное, жизнеутверждающее событие, связанное с вечно актуальной темой борьбы за свободу. Вспомнились слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… XXI век будет веком гуманитарной культуры, или его не будет вовсе...».А после спектакля мне вдруг приснилась… книга. Я видела себя школьницей в белом фартуке, тянущейся к верхней полке, где она стояла. Я могла найти её с закрытыми глазами. Вот она – объёмная, в коричневом переплёте. Любимая книга моей юности.
Рафаэлло Джованьолиитальянский историк-романист
(1838−1915)
Букинистическое издание. 1968 г.
В настоящую книгу вошел исторический роман о самом крупном в истории восстании рабов (74-71 гг. до н.э.) под предводительством Спартака. В книге дан мощный призыв к свободе и равенству всех народов. "Спартак" - любимая книга Гарибальди.
Именно роман Джованьоли и его главный герой подсказали Николаю Старостину название для нового спортивного общества, появившемуся в СССР в 1936 году.
Соединив героический пафос и лиризм, спектакль не стал иллюстрацией к эпизоду из древней истории, он оказался острым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. Форма спектакля поражает пониманием современного зрительского восприятия. «Спартак» - классический балет, но по-настоящему современный - яркий, увлекательный и зрелищный. Постановка Юрия Григоровича по-прежнему потрясает, рождая массу ассоциаций из современного общественного и личного бытия… Повесть о героической борьбе Спартака, о высоких человеческих страстях рождает в душе зрителей самые разные чувства. Никто не остается равнодушным к судьбе главного героя.
«Проблема Спартака в 21 веке тоже есть, человек стремится к свободе, правде, справедливости. Гений великих людей в том, что они видят будущее», - отмечает главный дирижер Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиаряна Карен Дургарян.
Юрий Григорович относится к категории людей, которых принято называть гражданин мира, посол Мира. С 1955 г. он работает с различными российскими и зарубежными коллективами, языком танца пропагандируя идеи добра и красоты. Для коллектива нашего ГТОиБ новая постановка Юрия Григоровича стала очередным творческим достижением. Судя по справке в Википедии, Якутск стал шестым по счёту в мировом списке тех городов, кому гениальный балетмейстер доверил постановку такого монументального, технически сложного спектакля, как «Спартак».
2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова2013 — «Спартак» А. Хачатуряна — Башкирский театр оперы и балетаВсемирно известная балерина современности Елена Князькова сделала очень верное замечание: «Россия должна гордиться, что у неё есть такой балетмейстер. Это не тот художник, который везде ставит одинаково. Юрий Николаевич не делает абсолютных копий».
На сегодняшний день в мире существует более 20 версий постановки балета "Спартак". Ещё в 1960 году в США режиссёр Стенли Кубрик снял художественный фильм "Спартак" - по одноимённому роману Говарда Фаста (Спартак - Кирк Дуглас, отец Майкла Дугласа; Марк Лициний Красс - Лоуренс Оливье). В наши дни известен американский телесериал «Спартак: кровь и песок»… Но хотелось бы верить, что в стремлении к освоению западной культуры российский зритель не растеряет и своего богатства. Сегодня, когда в искусстве хореографии во всем мире за длительный период не появилось ни одной свежей идеи, особенно важно хранить свою культуру, созданную в ХХ веке. Такой в мире больше нет.
Рецензия "Афиши":
Julia20.11.2010
ГЕНИАЛЬНЫЙ балет Ю. Григоровича под гениальную музыку А. Хачатуряна! Бессмертный шедевр на все времена!
Как жаль, что не доводилось видеть его раньше вживую. Теперь, наверное, буду ходить каждый сезон.
«Спартак» (11 ноября) просто потряс, полное ощущение восторга и гордости за нашу страну! Такой бешеной энергетикой не обладает, пожалуй, больше ни один балет...
БРАВО тысячу раз и низкий поклон! Отдельная благодарность кордебалету – на нём строится всё действие. От прыжков и поворотов в воздухе замирает сердце…
Надеюсь, что «Спартак» в Большом будет радовать зрителей ещё многие-многие годы.
А.Д. 28.05.2010
Был на прогоне в далёком 1968 году. Потом на премьере. Потом видел раз 30-40. В памяти на всю жизнь остались Лавровский, Васильев, Лиепа, Тимофеева и, конечно же, непревзойдённая Катенька Максимова - любимица публики, великая труженица, прекраснейшая балерина не только нашего ХХ века, но, по всей вероятности, многих и многих столетий.
Никогда не был знаком ни с одним из названных артистов балета, но всегда наблюдал за их профессиональным ростом, радовался их творческим находкам, гордился их новыми победами. Их имена - гордость великого искусства, имя которому БАЛЕТ.
По-другому трудно выразить своё отношение к шедевру русского балета.Бежит время. Меняются взгляды, люди, отношения - всё меняется. Остаётся Большая Любовь к Великому Искусству, к Великому Творению Григоровича. Истинное Искусство - бессмертно.
Спасибо Мастеру!!! Поклон Гению!!!
Балет "Спартак", созданный великим балетмейстером, вечен. Имена первых его исполнителей бессмертны.
Уважаемые любители театра! Идите на "Спартака", влюбляйтесь в него, гордитесь им, храните его в своём сердце и в своей памяти.
Почитатель балета, профессиональный зритель А.Д.