Конспект урока по литературе на тему А.П.Чехов Рассказ Хамелеон 2
Л-7. А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Тема: Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».
Цель: Формирование умения анализа эпического произведения; понимания роли художественной детали в произведении.
Стимулирование учащихся на желание проявлять инициативу, жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.
Формирование у учащихся понятия о чувстве собственного достоинства.
Дополнительная литература: А.П. Чехов «Злоумышленник».
Теория литературы: художественная деталь.
Оборудование: портрет А.П. Чехова; выставка иллюстраций разных художников к рассказу «Хамелеон»; карточки с заданиями для групп.
Эпиграф к уроку: «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными». (К.И. Чуковский)
Ход урока:
1. Продолжение разговора о рассказе «Хамелеон»:
- В композиции любого произведения важная роль принадлежит так называемым художественным деталям.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
- Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос: какая из упомянутых в нём деталей встретится в произведении ещё не раз? (Шинель) – «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке».
- Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? (4 раза; эта деталь для автора очень важна).
2. Работа в группах:
- Найдите ответы на следующие вопросы для того, чтобы понять, какую же именно роль в рассказе играет шинель Очумелова (группы получают карточки с вопросами):
Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели?
О чём нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая (обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события)?
Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застёгнута на все пуговицы?
Предполагаемый результат (вывод):
- 1. Описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других компонентах портрета. Мы «не видим» лица Очумелова, шинель - это всё, что мы знаем о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, именно это в нём главное!
2. На дворе – лето (в руках у Очумелова – решето с конфискованным крыжовником), почему же надзиратель идёт в шинели? Потому, что шинель – новая, т.е. в этот чин Очумелов, скорее всего, произведён недавно, поэтому его ещё греет сознание «высоты» собственного положения; ради неё хозяин согласен потерпеть жару.
3. Вероятно, что шинель расстёгнута: трудно представить, что после слов Очумелова: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальтоУжас, как жарко!» - городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет её расстёгивать.
- Почему нам было важно выяснить этот факт? (Отправляясь на обход базарной площади, Очумелов чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут «хрюкины» и им подобные.
- Когда очумеловская шинель опять оказывается в центре повествования?
Вопросы и задания для групп:
Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа со слов: «По какому случаю тут?» до слов «Знаю вас, чертей!»
Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», т.е. отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменения происходят в этот момент с полицейским надзирателем?
Как и с помощью каких языковых средств, автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?
Предполагаемый результат (вывод):
- 2. Виновник «беспорядка» на базарной площади – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес владельца щенка, называет владельца мерзавцем и обещает показать «кузькину мать». Но после предположения из толпы о якобы генеральской принадлежности щенка, Очумелов резко меняет своё мнение. Именно эти слова послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин собаки генерал Жигалов, то всё, что до этого полицейский надзиратель говорил о хозяине собаки, сказано о генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признаёт и не почитает, а это слышали все собравшиеся на площади! Эти мысли вихрем пронеслись в голове Очумелова за несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая заминка - звучит знаменитая фраза: «Сними-ка, брат Елдырин, с меня пальтоУжас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца.
3. Комический эффект ситуации Чехов усиливает за счёт речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нём преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нём постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, нежелающих подчиняться постановлениям» и т.д. Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с просторечьями и вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца», «Я ему покажу кузькину мать».
Вывод:
Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял всё, что было связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
- Шинель – деталь, организующая развитие действия рассказа. В начале повествования шинель – символ власти полицейского надзирателя над обывателями. В те моменты, когда выясняется, что щенок всё-таки генеральский, городовому Елдырину приходится то снимать её со своего начальника, то одевать на него всего лишь навсего пальто. Чинопочитание и самоуничижение Очумелова тут же отражается на его отношении к символу собственной власти. Право шинелеодеяния Очумелову снова возвращается автором в завершающем предложении рассказа: полицейский надзиратель одерживает верх над ситуацией, после сомнений и шатаний «восстанавливает» (в глазах толпы обывателей) «справедливость» и своё право на власть.
3. Итоги обсуждения вопросов:
- В центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или всё-таки генерала Жигалова.
- Какие же качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?
- Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?
- А какое качество у Очумелова отсутствует напрочь?
- Постарайтесь определить одним словом суть поведения Очумелова в запечатлённой Чеховым сценке. Только ли для Чеховского героя характерно такое поведение?
Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:
по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;
по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;
по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
4. Домашнее задание:
- Письменно ответьте на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте своё мнение».
13PAGE 15
13PAGE 14115
15