Конспект урока по Литературе — А.П.Чехов Жизнь и творчество. Рассказ «Хамелеон»
Тема урока: А.П.Чехов Жизнь и творчество.Рассказ "Хамелеон"
Цель урока:
а) знакомство с жизнью и творчеством писателя, показать
своебразие произведения А.П.Чехова "Хамелеон";
б) расширить такие понятия, как "юмор","сатира", обогащать
словарный запас учащихся;
в)воспитывать у учащихся нравственные качества;
Тип урока: объяснение
Оборудование: интерактивная доска, слайды по теме урока, портрет
писателя;
Ход урока:
І.Орг.момент
ІІ.Опрос домашнего задания
ІІІ.Объяснение новой темы: Знакомство с биографией
Ребята, мы сегодня на уроке будем знакомится с биографией и творчеством А.П.Чехова а также поработаем над рассказом А.П.Чехова "Хамелеон".
А.П.Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Отец писателя Павел Егорович Чехов занимался торговлей,мать Евгения Яковлевна Чехова была очень доброй,заботливой матерью.Детей было шестеро:пятеро сыновей и одна дочь. Антоша был третий.
В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался в Таганроге один. Он учился в гимназии,зарабатывая на жизнь частными уроками. Сочинять Чехов начал рано,много читал, писал очерки для гимназического журнала.
В 1879 году окончив гимназию,Чехов перебрался к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета. Чехов добросовестно посещал лекции,учился усердно,наблюдал больных. Но ему нельзя было только учиться-надо было думать о заработке, чтобы помогать семье. Он трудился очень много, не зная отдыха,часто по ночам. Он писал анектоды, рассказы, сценки для юмористических журналов. Он рано становится кормильцем и по существу главой семьи.
Весной 1884 года Чехов сдал последние экзамены, окончил университет и в этом же году вышла первая книга рассказов Чехова-"Сказки Мельпемоны",затем следует "Пестрые рассказы","В сумерках","Хмурые люди".
В 1890 году Чехов ,уже будучи болен туберкулезом,совершил трудную поездку на Сахалин-место царской каторги и ссылки. Во время путешествия Чехов вел дневник, который лег в основу книги "Остров Сахалин".
В марте 1892 года Чехов переехал с семьей в деревню Мелихово, лечил бесплатно окрестных крестьян, организовывал помощь голодающим, боролся с эпидемией холеры,строил сельские школы.
С осени 1898 года по состоянию здоровья он поселился в Ялту, где и прожил последние годы своей жизни.
В июне 1904 года Чехов выехал для лечения за границу и 2 июля скончался в куротном городке Баденвейлер в Германии.Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище.
А.П.Чехов-замечательный русский писатель-классик.Больше всего привлекала его правда жизни, он не изменил ей ни в чем, стремясь отображать в своем творчестве жизнь "такой, какова она есть в самом деле".
Сегодня мы с вами поработаем над рассказом "Хамелеон"
ІV.Работа над рассказом "Хамелеон"
а)А теперь давайте ребята поработаем над рассказом "Хамелеон"
Цель нашего урока показать, что хамелеонство - явление социальное, т.е. такое явление, которое возникло в обществе людей, относится к жизни людей и их отношениям в обществе. Прежде чем, ребята, я хочу не только рассказать вам о хамелеоне, но и показать это животное. Давайте рассмотрим слайд. Хамелеон- это ящерица,которая обладает удивительным свойством: она может менять цвет своей кожи, когда ей угрожает опасность. Обычно кожа хамелеона зеленого цвета, но если ему нужно замаскироваться, она становится коричневой и хамелеон остается совершенно наземетным на фоне древесного ствола. Это помогает ему прятаться от врагов и незаметно подкрадываться к добыче. Хамелеоны живут на деревьях. На прошлом уроке я вам дала задание: найти значение слова "хамелеон" из словаря Ожегова.
Ответы учащихся: 1.Пресмыкающееся теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.
2.Человек,который,приспосабливаясь к обстановке,легко меняет свое поведение,взгляды,симпатии.
б) краткое содержание рассказа
Один из действующих лиц рассказа-полицейский надзиратель- лицо, которое занимается надзором за порядком. По базарной площади идёт полицейский надзиратель Очумелов с городовым. Они слышат крики в стороне и видят, как собирается толпа.Подойдя,они узнают, что Хрюкина-золотых дел мастера-за палец укусила собака,совсем ёще щенок. Надзиратель хочет узнать, чья это собака,чтобы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.Очумелов разбирается, кто виноват в этом происшествии и выясняет, чья это собака и показывает свое отношение к собаке и Хрюкину, но постоянно меняет его.Сначала он берет под защиту потерпевшего Хрюкина и требует наказать хозяина собаки, потом, узнав, что собака принадлежит генеральскому брату, он, как ящерица-хамелеон ( потому Чехов и назвал этот рассказ "Хамелеон"), меняет свой облик и грозит мастеру :"Я еще доберусь до тебя" Чехов ставит Очумелова и такие комические ситуации, которые вызывают у читателей смех.Писатель хочет показать, что сила человека не в лицемерии, а в правде. Характеризуя Очумелова, мы выделим его хамелеонство,хамство и угодничество.Давайте, ребята,запишем эти слова в тетрадь,"Хамелеонство-это низкопоклонство перед знатными людьми, с одной стороны, и презрение к простому народу с другой"
в) словарная работа
г) чтение текста учащимися по цепочке
д)восприятие текста учащимися по вопроасам:
Очумелов
-почему Очумелов меняет свое мнение в зависимости от того, чья это собака.Дайте характеристику Очумелову?(свои ответы ученики оформляют в форме кластера)
- с каким существом, с кем сравнивает автор Очумелова? почему?
- жалко ли вам Хрюкина? ведь он считается пострадавшим(Нет он тоже подхалим, он не уважает себя,унижается.Нужно уважать себя,для того,чтобы уважали тебя)
-как вы можете заставить друзей, учителей уважать себя?( хорошим поведением и учебой)
-Ребята, я хочу отметить, что хамелеонство характерно и для нашего времени, есть люди, которые строят свои отношения на лицемерстве и угодничестве,некоторым это выгодно и удобно.
Учитель:Весь урок мы говорили о пороках людей, о пошлости пошлого человека.Каким должен быть в наше время человек, каких правил он должен придерживаться?Попробуем составить "кодекс чести"современного человека. Кодекс-свод правил.
"Кодекс чести" современного человека: 1. Честность. 2. Нравственность. 3. Помощь ближнему. 4. Воспитанность. 5. Трудолюбие.6.Культура поведения. 7. Грамотность.
Учитель: Давайте будем следовать "Кодексу чести",будем стремиться к совершенству,справедливости,будем учиться разпознавать зло и бороться с ним.
V. Обобщение урока: Ребята! С творчеством Чехова мы будем продолжать знакомиться и дальше, в старших классах. Мечтой писателя было желание своими произведениями сделать человека лучше. Не случайно ему принадлежит афоризм: "В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли"
Чехов сам стремился к совершенству, к справедливости и хотел, чтобы каждый человек стремился к этому и чтобы в нашей жизни меньше было очумеловых,елдыриных,хрюкиных. Писатель призывал своих читателей быть справедливыми, честными, уметь разпознавать зло.
YI. Комментирование оценок.
YII. Домашнее задание (прочитать текст и сделать пересказ)