Животный мир Волгоградской области
Открытый классный час
«Животный мир Волгоградской области»
5 «Б» класс
Цели: 1. Формирование знаний о многообразии животного мира Волгоградской области, их роль в природе.
2. Развитие познавательных интересов в процессе наблюдений и самостоятельного приобретения новых знаний.
3. Воспитание любви и бережного отношения к своему краю.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с многообразием животных Волгоградской области;
Показать место и роль животных в природном сообществе.
Ход урока:
-Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на занятии, где мы узнаем много интересного и удивительного!
- Наш урок пройдет в форме игры-путешествия. Каждый ученик станет участником увлекательного путешествия по просторам Волгоградской области, в ходе которого познакомится с животным миром нашего края.
Тема нашего классного часа: «Животный мир Волгоградской области».
На сегодняшнем уроке мы организуем экспедицию, которая совершит путешествие по просторам нашей области. Вы увидите, как многообразен и уникален животный мир нашего края.
- Итак давайте начнем! Ни одно животное на нашей планете не живет там, где ему вздумается. Почему? Кто населяет нашу Волгоградскую область и почему именно эти животные? По мнению русского историка В.М. Соловьева для России характерны три стихии: реки, степи и леса. Поэтому их обитатели лучше знакомы людям. Согласны ли вы с этим? Есть ли эти «стихии» в нашем крае? А каких животных вы можете назвать? Почему одни живут в лесу, а другие в степи? От чего это завистит? (слайд 2)
- Для начала я предлагаю отгадать загадки:
Домовитые хозяйки Пролетают над лужайкой Похлопочут над цветком Он поделится медком. (пчёлы)
1
Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это? (зайка)Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но –ах!
Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (сова)
Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (щука)- Как назвать одним словом слова-отгадки? (Животные)
- Животные Волгоградской области представлены обитателями степей, полупустынь и лесов. Это около 80 видов млекопитающих, около 20 видов пресмыкающихся, 300 видов птиц (включая появляющихся в нашем регионе во время перелёта), 8 видов земноводных, около 80 видов рыб и около 9 тысяч видов насекомых.
- Мы можем условно разделить животных на 3 группы: звери, птицы, рыбы.(слайд 3)
- Млекопитающие представлены грызунами, хищниками и крупными животными. (слайд 4)
Из хищных животных встречаются волки, лисицы, барсуки, хорьки и другие. Волки, лисицы живут главным образом по оврагам и балкам. Волк—самый крупный и опасный из наших хищников. Он наносит существенный урон животноводству. В нашей области акклиматизированы европейская норка и енотовидная собака. На зверофермах в колхозах и совхозах разводят нутрию.
Из копытных животных обитают лоси, сайгаки, редко встречаются благородный и пятнистый олени, косули, кабаны. А каких ещё хищников вы знаете?
- Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями млекопитающих: и первым будет ЛОСЬ (слайд 5) – Назаров Саша.
- Следующее животное – это БАРСУК (слайд 6) – Шаптала Кристина.
- А кто такие насекомоядные, вы знаете? В степях и полупустынях распространены насекомоядные животные: еж и выхухоль.
- Выхухоль (слайд 7) – Михина Ольга.
- Особенно богата область грызунами (32 вида). Сохранившиеся участки степей обычно заселены землероями—суслик малый, суслик крапчатый, тушканчик, слепыш, хомяк, песчанка, полевка. Большинство грызунов приносит вред сельскому хозяйству.(слайд 8) А каких ещё грызунов вы знаете?
- Приведем в пример СУСЛИКА – Попов Данил (слайд 9).
- Вы знаете, кто такие пресмыкающиеся? Это животные, которые ползают. Повсеместно в области распространены пресмыкающиеся: ящерицы, ужи, черепахи и другие. Кто такие земноводные? Земноводными область небогата.(слайд 10,11).
- Богата область птицами. Преобладают представители степей и полупустынь: жаворонки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела, воробьи, синицы, ласточки и другие. Многие птицы, такие, как обыкновенная пустельга, луни, орлы степные, являются хищными и питаются грызунами.
Пойменные леса, лесополосы и овраги, поросшие кустарниками и деревьями, дают приют лесным птицам—иволгам, синицам, дятлам и другим. В поймах
рек, на озерах обитают водоплавающие птицы (слайд 12). Создание водохранилищ и лесополос в области способствует распространению видов, обитающих в лесах и на водоемах.
Птицы в большинстве своем полезны для человека, они истребляют вредных насекомых и грызунов, некоторые из них уничтожают семена сорных растений. Такие птицы, как серая куропатка, дикие утки, имеют промысловое значение. Подавляющее большинство птиц заслуживает всяческой охраны.(слайд 13).
- ДРОФА – Бояркина Настя (слайд 14).
- СТЕПНОЙ ОРЕЛ – Ткаченко Ярослав (слайд 15).
- В реках, озерах, искусственных водоемах обитают рыбы, ценные в промысловом отношении: стерлядь, судак, сазан, сом. В Волге и Дону водятся осетр, белуга, сельдь, окунь. Созданы рыбоводные заводы и рыбопитомники по искусственному воспроизводству рыбы. (слайд 16)
- САЗАН – Сушилина Ульяна (слайд 17).
- Теперь предлагаю вам разделиться на 4 группы, вам необходимо выяснить какие животные и где обитают в Волгоградской области. Для этого я раздам вам тексты, а ваше задание будет:
Прочитайте о животных материал и скажите какое место обитания у данных животных и кто является их представителями.
Подготовьте выступление по вашему заданию.
1 ГРУППА:
Большинство степных и полупустынных животных — обитатели открытых пространств. Среди млекопитающих наиболее разнообразны и многочисленны представители отряда грызунов. Характерными представителями степной фауны являются суслик малый, суслик крапчатый, слепушонка обыкновенная, полёвка обыкновенная, мышовка степная, большой тушканчик, степная пеструшка, а также заяц русак (единственный представитель отряда зайцеобразных), ушастый ёж и землеройки. Со строителями нор связана жизнь практически всех степных хищников — степного хоря, лисицы, корсака.
Некоторые виды млекопитающих обитают лишь на части территории области. Так Волга является западной границей ареала белобрюхой белозубки, жёлтого суслика. С юга и с востока на территорию области иногда заходят небольшие группы сайгаков.
Из птиц типичными обитателями открытых пространств являются жаворонки (полевой и степной), дневные хищные птицы (кобчик, пустельга обыкновенная, чёрный коршун, курганник, степной орёл и др.), курообразные (серая куропатка и перепел), журавлеобразные (журавль-красавка), дрофиные (дрофа, стрепет). Из пресмыкающихся наиболее обычны прыткая ящерица, разноцветная ящурка, полозы; повсеместна, хотя и более редка, степная гадюка; из беспозвоночных животных — многоножки, пауки, гамазовые и панцирные клещи, жуки, клопы, прямокрылые и др.
2 ГРУППА:
Фауна лесов и искусственных лесонасаждений гораздо богаче и разнообразнее. Однако из-за того, что площадь, занятая под лесами сравнительно небольшая, численность большинства лесных животных невелика. Из млекопитающих типичными обитателями лесов являются обыкновенный ёж, землеройка — малая белозубка, лесная соня, мышь-малютка, енотовидная собака, лесной хорёк, лесная и полевая мыши, летучие мыши, обыкновенный кабан и лось; из птиц — дятлы, сорокопуты, дрозды, славки, мухоловки, синицы, филины, совы и др.
На территории Волгоградской области произрастают естественные (пойменные, байрачные, водораздельные (нагорные) и аренные) леса и искусственные посадки (сосняки на песках, поле-защитные и дорого-защитные древесно-кустарниковые лесополосы). И хотя лесопарковая площадь занимает всего лишь 5% территории региона, благодаря наибольшей фитомассе, обильному листовому опаду, более благоприятному гидротермическому режиму биологическое разнообразие животных велико. Но большинство обитателей лесов малочисленны.
Животные в лесу занимает каждый свое место в зависимости от образа жизни, способа питания и пр., но, в общем, прослеживается ярусное распределение животных.
3 ГРУППА:
Водоёмы области и их побережья характеризуются большим видовым разнообразием фауны, высокой продуктивностью и наличием значительного числа редких видов. Из млекопитающих в водоёмах встречается 6 видов (бобр, ондатра, выхухоль, водяная полёвка, водяная кутора и норка), хотя степень их адаптации к обитанию в воде различна. Последние три вида значительную часть времени проводят вне водоёмов. За исключением ондатры и норки, встречающихся почти повсеместно (хотя и с небольшой численностью), остальные водные млекопитающие имеют локальное распространение.
4 ГРУППА:
Богата и разнообразна ихтиофауна водоёмов, в составе которой насчитывается 78 видов, принадлежащих 15 отрядам, среди которых наибольшим видовым разнообразием отличаются карпообразные, составляющие значительную часть уловов рыбы. В водоёмах Донского бассейна встречаются такие ценные виды рыб как донская стерлядь, чехонь, рыбец, синец; в бассейне Волги — осётр русский, белуга, стерлядь, севрюга, сельдь волжская, белорыбица. Наиболее распространённые виды — черноморско-каспийская тюлька (самая многочисленная рыба в Волгоградской области), уклейка, густера, серебряный карась, бычок-песочник, лещ, речной окунь и горчак. В составе ихтиофауны области есть ряд видов, акклиматизированных и вселившихся по ирригационным каналам из других бассейнов (белый амур, пёстрый и белый толстолобики, большеротый буффало, веслоноса, пиленгаса и др.). Рыбный промысел и охота — важнейшие виды природопользования. В водоёмах Волгоградской области добывается около 30 видов рыб; основными объектами промысла являются лещ, густера, серебряный карась, плотва, толстолобик, судак, синец, сазан, чехонь, сом, щука, жерех.
- Итак, давайте подведем итог нашему уроку.
- Мы говорили сегодня о животных родного края.
- О каком животном вы узнали что-то новое, чего вы раньше не знали?
- И напоследок, проведем с вами небольшой тест по нашей теме и посмотрим насколько вы внимательно слушали и как хорошо все запомнили.
Тест на тему «Животные Волгоградской области»
Млекопитающие представлены …..
А) хищниками
Б) рыбами
В) птицами
К хищникам относится …..
А) Дятел
Б) Волк
В) Ёж
К грызунам относится ……
А) Ящерица
Б) Выхухоль
В) Суслик
Пресмыкающиеся – это ….
А) животные, которые плавают
Б) животные, которые ползают
В) животные, которые летают
В водоеме живет ….
А) Летучая мышь
Б) Куропатка
В) Бобр
Слайд 18
-На этом наш урок закончен, ребята, спасибо вам за работу! Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами работать!