Есептер шы?ару. 8 сынып (y=ax2+bx+c функциясы, оны? ?асиеттері ж?не графигі).
КГОБУ Спасская КШИ
Психолого-педагогический семинар
«Виды речевых нарушений и коррекционная работа»
логопед
высшей квалификационной категории:
Полякова Л.Г.
г.о. Спасск – Дальний
2015 г.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций.
В психологии различают 2 формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает следующие виды: УСТНУЮ (диалогическую и монологическую) и ПИСЬМЕННУЮ.
Причины патологии детской речи:
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.).
Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные заболевания, мининго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные заболевания).
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Выделяют различные формы (виды) речевой патологии:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Виды дислалий:
Сигматизм – недостатки произношения свистящих с с’, з з’, ц и шипящих ш ж ч щ .
Ротацизм – недостатки произношения р р’.
Ламбдацизм – недостатки произношения л л’.
Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм – звуков к к’
гаммацизм – звуков г г’
хитизм – звуков х х’
йотацизм – звука й
Дефекты озвончения (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
Дефекты смягчения (б-б’, п-п’, к-к’, р-р’ и т.д.)
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость (стар.), палатолалия (нов.) врожденная расщелина неба).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (распад, утрата речи).
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (воспалительные, травматические поражения головного мозга после менинго-энцефалита, краснухи, травм, кровоизлияния в мозг, вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в возрасте до 1 года: после тяжелого рахита, сложных заболеваний дыхательной системы, нарушение сна и питания).
Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (возникает чаще с 2 до 5 лет) (синоним логоневроз).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (косноязычие). Почти у всех детей с ДЦП – дизартрия (85%).
Нарушение письма и чтения:
а) Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
б) Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
В коррекционной школе чаще всего у учащихся встречаются такие нарушения речи как:
дизартрия и диграфия.
При дизартрии у детей медленные, недостаточно точные движения языка, губ, речь несколько замедленна, страдают движения лицевых мышц (маскообразное лицо), голос имеет назальный (гнусавый) оттенок, небольшое слюнотечение, рот постоянно открыт. Произношение нарушено сложных звуков по артикуляции: ш , ж, ч, щ, ц, р, л. При произнесении согласных со стечением, выпадает один согласный (белка – бека, змея - ия), уподобление слогов (посуда – посюся, ножницы - носисы), перестановка (книга - кинга), пропуск (шапка - шапа), недописание (собака – соба), искажение (кровать – дамла, пирамидка – макте), неточное употребление слов (петля – дырка, желудь - орех). Словарь очень беден, особенно активный, характерно недостаточное владение грамматическими средствами языка.
Дизартрикам нужен массаж губ, языка, неба – 2 мин.
Применяется механическая помощь (рука логопеда, специальные зонды и шпатели).
Специальные артикуляционные упражнения, упражнения для развития речевого дыхания и голоса, упражнения для развития мелкой моторики. Это работа логопеда.
Дисграфия – нарушение письма. У детей дисграфиков отмечаются специфические ошибки на письме.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ПИСЬМЕ
I. Ошибки, связанные с несформированностью звуковой стороны речи.Пропуск гласных букв.
Пропуск согласных букв.
Дописывание лишних букв и слогов.
Перестановки звуков (красивый - ркасивый)
Замены букв по акустическому признаку.
(л↔л’ с↔з с↔ш ч↔щ р↔л)
II. Ошибки, связанные с нарушением зрительного восприятия.
Оптические ошибки. м↔л и↔ш б↔дРебенок не видит строки.
Зеркальное письмо. с↔ᴐ ᶓ↔ᶔ
III. Ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Пропуск букв.
Вербальные персеверации. петух и кукухРазрыв слова или слияние двух слов в одно.
Замена слов по значению, по звучанию.
Пропуск предлогов.
Слитное написание предлога со словом.
Раздельное написание приставки со словом.
Недописывание предложений.
Аграмматизмы.
а) неправильное употребление падежных окончаний,
б) неправильное согласование в роде и числе,
в) неправильное управление.
IV. Ошибки, связанные с недоразвитием связной речи.
Неправильное оформление текста
Перестановка частей текста.
Пропуск части текста.
Отсутствие логической связи в тексте.
Нарушение причинно-следственных связей.
Формирование речи включает три компонента: звуковую сторону, словарь и грамматический строй.
Все три стороны находятся в тесном единстве.
Коррекционная работа
Формирование зрительно-пространственных функций (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений).
Развитие слуховой дифференциации звуков речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза (выделение звука из слова, определение первого и последнего звука в слове).
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности, места звука в слове).
Дифференциация свистящих и шипящих, мягких и твердых согласных.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, букв е, ё, ю, я, и.
Коррекционная работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа:
I этап – предварительный
На этом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по такому плану:
уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
выделение его на фоне слога;
определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого произносится, перед каким звуком слышится в слове);
выделение его из предложения и текста.
II этап – слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.На этом этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Цель – их различие.
Развитие фонематического анализа и синтеза
проходит в 3 этапа:
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на графические схемы слов и фишки, сигналы. Ребенок практически моделирует последовательность звуков в слове.
II этап – формирование действий звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действий.
III этап – формирование действий фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова, т.е. на основе представлений.
Включаются такие виды работ, как:
Дыхательная гимнастика:
а) вдох – на выдохе – уууу, потянуть ниточку на – иииии.
б) слитное произнесение гласных
и ы у
э о
а
в) «задуть свечу»
г) «понюхать цветок» и др.
2. Упражнения на релаксацию
(мышечное расслабление)
а) роняем руки
б) трясем кистями
в) стряхиваем воду с пальцев
г) поднимаем и опускаем плечи
д) в стихах:
«Дерево качается где-то в облаках.
Облака качаются на его руках.
Эти руки сильные рвутся в вышину,
Держат небо синее, звезды и луну» и т.д.
Упражнения для разминки рук при обучении письму:
(проговаривание стих-ий с движениями пальцев рук)
«Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,
Дружно полют сорняки и друг дружку моют
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребая плавая» и т.д.
Всевозможные упражнения с руками.
Упражнения на развитие зрительного пространственного восприятия, внимания и памяти:
а) перерисуй образец по точкам:
б) нарисуй так же:
в) запомни рисунок, воспроизведи так же:
3 О 9 5
А 8 С 6
М 4 К
г) дополни недостающие элементы
д) работа со словами паронимами
ров – лов зуб – суп игра – икра
балка – палка дело – тело шар – жар
и т.д.
Фонематические упражнения, чистоговорки
(по картинкам - символам)
(песенки водички, гуся, жука, тигра, комарика, самолета и т.д.) (символы прикладываются)Работа с загадками, скороговорками, потешками.
Различные игры, способствующие развитию процессов анализа и синтеза (что плохо идет в первом классе).
Практическая работа по группам
Составить бредложения по картичкам.
С веты стаят в вазе.
Бевачка щёткай тищит плащ.
Малчик сибид вкровате.
Тамара олекссандровна разговаривает сучиницай сурай сшурай.
Записать на звание картинок.
щекада, щекольщик, щекол, петчик.
Написать на звание бредложений.
Настане стаит шаска.
Дятел долдин вствале дубло.
Начальные классы
Ошибки, связанные с несформированностью звуковой стороны речи и с нарушением зрительного восприятия.
Примеры, обоснования.
Учителя русского языка
Ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Примеры, обоснования.
Учителя предметники
Ошибки, связанные с недоразвитием связной речи.
Примеры, обоснования.