Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы


Пояснительная записка
Жизнь – царство красоты. В этом нас убеждают философы и поэты, художники и музыканты, писатели и актеры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается? Почему растет количество разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим – и количество заболевших депрессией и пытающихся свести счеты с личной жизнью?
Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят диагноз – невроз, который может принимать тысячи обличий. Обычно начинаясь с пониженного фона настроения, он потом начинает оказывать разрушительное действие на весь организм.
Одной из отличительных черт невротика, как отмечается многими психологами и психотерапевтами, является его не насыщаемая потребность в любви и одобрении. Как в детстве ребенок хорошим поведением стремится «заработать» любовь своих родителей, так во взрослом состоянии многие невротики без устали ищут разного рода награды и поощрения. Из чувства неуверенности в себе у невротика развивается непреодолимое желание властвовать над другими, ибо власть дает ему определенное чувство безопасности.
Говоря о причинах возникновения невротических отклонений в здоровье людей, нельзя не сказать о том, что одной из существенных причин, влияющих на развитие подобного рода отклонений, является то общественное устройство, в котором живет данный конкретный человек. Так или иначе, замечает человек или нет, он является отражением действительности, которая его окружает. Дети, по своей природе, более восприимчивы, легко впитывают в себя как хорошее, так и плохое, и не всегда могут отличить одно от другого. Подмена нравственных ценностей часто толкает несовершеннолетних на противоправные действия.
Преступность несовершеннолетних занимает значительное место в общей структуре правонарушений, уровень которой растет каждый день. В настоящее время растет число детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В связи с этим - неуспевающих в учебе. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!» - эти слова принадлежат Сократу (V век до н.э.) и ярко продуцируются на наше время.
Все это заставляет задуматься о том, как организовать досуг юных членов социума. От того, чем занимается подросток в свободное время, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С такими подростками ведется работа общеобразовательными, культурно - досуговыми учреждениями, а также реабилитационными центрами. Однако эта работа ведется не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудным является кризис подросткового возраста. В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
В настоящее время особенно возрастает необходимость усиления роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний. Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями, как среди детей, так и взрослых - важная задача, как практических психологов, так и учителей общеобразовательной школы.
Обычно, когда говорят об арт-терапии (музыкальной психотерапии), имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки, на фоне которой психотерапевт произносит различные формулы психотерапевтического внушения. Однако нам представляется, что в данном случае можно говорить лишь о внушении, совершаемом под музыкальное сопровождение. На самом деле возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию, как ребенка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире.
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации, помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.
Центральной фигурой в арт-терапии является именно личность, стремящаяся к саморазвитию, расширению своих возможностей, актуализирующая в процессе музыкального (изобразительного и т.д.) творчества дополнительные ресурсы своего организма, выражающая в своих творениях своё внутреннее «Я». И для того, чтобы включиться в этот процесс не требуется предыдущего опыта в пении, слушании музыки.
Приемы и способы музыкальной психотерапии широки и разнообразны и могут включать в себя:
двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы;
различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыкам брюшного (диафрагменного) и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.
пение вокализов, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру как черты личности;
пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;
просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии.
оздоровительную медитацию, смысл которой заключается в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции. На фоне измененного состояния сознания (ИСС) оказывается достижимым изменение негативных форм поведения в лучшую сторону, что проявляется в устранении вредных привычек, повышением самооценки и уверенности в своих силах.
Сюда же входит формирование собственного идеального образа на основе накопленных эстетических переживаний, наполнение сознания позитивными переживаниями - спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой.
В профилактической работе на занятиях по арт-терапии (психологической коррекции) средствами музыки попутно ведется работа по освоению участниками занятий навыков здорового образа жизни, включающих в себя широкий спектр вопросов - от методов очищения организма и рациональной диетотерапии до творческой самореализации в любимом деле.
Современная арт-терапия не может не учитывать те открытия и методы работы с клиентами, которые делаются или уже сделаны в рамках других психотерапевтических подходов. Творческое использование методов других психотерапевтических подходов способно обогатить МП новыми идеями.
Арт-терапия (музыкальная психотерапия) как мощный инструмент психо-эмоционального воздействия даёт психологу и психотерапевту огромные дополнительные возможности для преодоления различных невротических нарушений и обеспечения личностного роста клиентов. Выполнять роль музыкального терапевта лучше всего музыканту, владеющему каким-либо музыкальным инструментом (фортепиано или гитарой) и получившему дополнительное психологическое или медицинское образование по специальности «Психотерапия».
Принципы музыкальной терапии несколько отличаются от современных методов музыкального воспитания.
В традиционном музыкальном воспитании в общеобразовательной школе главное - освоение предметного содержания, связанного с музыкальной деятельностью. Сюда входит освоение навыков восприятия музыки и пения.
В музыкальной терапии акцент делается на изучении внутреннего мира слушателя, и изменении этого мира при помощи музыки.
Пытаясь благотворно повлиять на своих воспитанников средствами искусства, большинство учителей музыки в общеобразовательных школах и музыкантов-педагогов не знают и не учитывают те достижения практической психологии и психотерапии, без которых их деятельность в этом направлении оказывается мало эффективной. Знание этих достижений может быть полезным для большей эффективности процесса музыкального воспитания.
Цель программы:
выявить роль арт-терапии в оказании практической помощи детям с различными психическими состояниями, приводящими к дезадаптации.
Задачи:
Выявить воздействие музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения;
Рассмотреть особенности влияния музыкального искусства и хорового пения на детей с отклоняющимся поведением;
Помочь учащимся «найти себя», справиться со своими переживаниями.
Учащиеся должны знать:
музыку разного эмоционального содержания;
различные виды дыхательных упражнений;
формулы музыкального самовнушения;
оздоровительную медитацию для достижения глубокого покоя.
Учащиеся должны уметь:
использовать различные виды дыхательных упражнений;
петь вокализы, направленные на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
понимать роль музыки в жизни человека;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
владеть навыками музицирования: исполнение песен разных жанров, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений, формировать свой песенный репертуар;
давать личностную оценку музыке, звучащей на занятиях, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Таким образом, роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения очень велика. Оно способно непосредственно влиять на душу молодого человека, делая ее чище, лучше.
Тематический план

п\пТема Примечание Кол-во
часов
1. Вводное занятие.
Аутотренинг. Упражнение на дыхание. Психологическая релаксация. 1
2. Я – концепция.
Упражнение на развитие самопознания «Зеркало» 2
3. Я и мои друзья.
Упражнение «Очищение от страданий» 2
4. Планета чувств. Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству» 3
5. Тревожность и способы её преодоления Упражнение «Очищение от страданий» 3
6. Конфликты и человек Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль». 2
7. Учимся решать конфликты вместе Обучение техникам расслабления и самоконтроля. 2
8. Человек и эмоциональный мир Упражнение «Гнев и радость» 3
9. Неуверенный – агрессивный – уверенный Упражнение на расслабление «Великий покой». Медитация и визуализация «Судно, на котором я плыву». 2
10. Межличностная привлекательность Упражнение «Самосознание». Мандалы (арт-терапия: музыка + рисование) 2
11. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия». Коллаж «Мы в Будущем». 3
12. Увидеть в другом другогоУпражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни» 2
13. Позитивное отношение к миру Упражнение на формирование позитивного отношения к миру «Радость любви» 2
14. Наша планета успешного общения Заключительное занятие
1
ИТОГО: 30 часов
Краткое описание проводимых занятий

Вводное занятие. Аутотренинг.
Цели – выработка совместных эффективных правил общения в классе; формирование установки на эффективное взаимодействие в процессе занятий и в учебное время.
Дыхательная гимнастика.
Психологическая релаксация.
Я – концепция.
Цель – содействовать расширению самосознания подростков.
Упражнение на развитие самопознания «Зеркало»
Музыкальный материал:
А.П. Бородин. Ноктюрн №2 из струнного квартета.
Ф. Шопен. Этюд ми мажор.
Л. Бетховен. Концерт №3 для ф-но с орк., II часть
Формула психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы»
Я и мои друзья.
Цели – помочь подросткам осознать качества настоящего друга, проанализировать собственные качества, помогающие дружить; формировать представление о необходимости поддерживать дружеские отношения, прилагать усилия для их развития.
Упражнение «Очищение от страданий»
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Симфония №1, II часть
П.И. Чайковский. Симфония №6
Формулы переживания несчастья «Отреагирование печали»

Планета чувств.
Цели – ознакомление с разными видами эмоций; обучение пониманию относительности в оценке чувств; обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; ознакомление со способами овладения своими эмоциями.
Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству»
Музыкальный материал:
И. Брамс. Четвертая симфония, I часть.
И.С. Бах. Бранденбургский концерт, медленная часть.
Ф. Лист. Прелюды, финал
Формулы психологической устойчивости «Жизнь – царство красоты»
Тревожность и способы её преодоления.
Цели – развитие способности самодиагностики тревожности; выделение наиболее распространенных ситуаций, которые порождают тревожность; обсуждение возможных стратегий реагирования на тревожную ситуацию.
Упражнение «Очищение от страданий»
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»
П.И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.
Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»
Конфликты и человек.
Цели – исследование разных стилей общения; осознание понятий уверенности, неуверенности; осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактики конфликтов.
Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»
Музыка:
Д.Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
Д.Д. Шостакович. Восьмая симфония, III ч.
Формулы психологической устойчивости «Обдумал все и действуй»
Учимся решать конфликты вместе.
Цель – осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактике конфликтов.
Музыка:
Д.Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»
Д.Д. Шостакович. Восьмая симфония.
Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»
Человек и эмоциональный мир.
Цель – способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы.
Упражнение «Гнев и радость»
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»
П.И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.
Формулы психологической устойчивости «Успокоение в гневе»
Неуверенный – агрессивный – уверенный.
Цели – создание условий для личного переживания подростками психологических состояний неуверенности, агрессивности, уверенности; взаимодействие в разных стилях общения; осознание понятий уверенности и неуверенности.
Упражнение на расслабление «Великий покой»
Музыка:
Жан Мишель Жарр. Фрагменты с пластинки «Кислород-Водород»
Э. Артемьев. Фрагмент с пластинки « Метаморфозы».
Межличностная привлекательность.
Цель – способствовать рефлексии процесса общения со сверстниками.
Упражнение «Самосознание»
Музыка:
И.С. Бах. Хоральные прелюдии.
П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Д. Бортнянский, П. Чесноков, Архангельский. Духовные произведения.
Формулы психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду»
Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель.
Цели – ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями; предоставление подроскам возможности отрефлексировать собственное поведение.
Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия»
Музыка:
М. Равель – Павана, Болеро.
К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
Увидеть в другом другого.
Цель – научить подростков в любой жизненной ситуации оставаться самим собой; научить подростков ценить окружающих.
Упражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни».
Музыка:
В.А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»
Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал
И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.
Формулы любви, благодарения и добрых дел «Благодарю судьбу»
Позитивное отношение к миру.
Цель – способствовать осознанию подростков ценности жизни, пониманию других людей; содействовать оптимизации общения подростков с окружающими.
Упражнение на формирование позитивного отношения «Радость любви»
Музыка:
Ф. Шопен. Ноктюрн
Ф. Шопен. Концерты для ф-п. с орк. (средние части)
Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Судаков. «Приходите, споем»
Наша планета успешного общения.
Цели – научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности окружающих; тренировать умение в оказании поддержки друг другу.
Упражнение «Я и ты, и все, кто рядом».
Музыка:
В.А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»
Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал
И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.
Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Петрушин., Р. Киплинг. «Заповедь»
Примерный перечень музыкального материала
А.П. Бородин. Ноктюрн №2 из струнного квартета.
Ф. Шопен. Этюд Ми мажор.
Ф. Шопен. Ноктюрн.
Ф. Шопен. Концерты (средние части)
Л. Бетховен. Концерт №3 для ф-п с орк., II часть.
П.И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край».
П.И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки.
П.И. Чайковский. Шестая симфония, IV ч., финал.
П.И. Чайковский. Шестая симфония, III часть – марш.
Брамс. Четвертая симфония, I ч.
И.С. Бах. Бранденбургские концерты (медленные части).
Ф. Лист. Прелюдии, финал.
И.С. Бах. Хоральные прелюдии.
П.И. Чайковский. Духовные произведения.
С.В. Рахманинов. Духовные произведения.
Д. Бортнянский. Духовный концерт.
П. Чесноков. Духовные произведения.
Архангельский. Духовные произведения.
Д.Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод».
Д.Д. Шостакович. Восьмая симфония, III ч.
Жан Мишель Жарр. Фрагменты с пластинки «Кислород-Водород».
Э. Артемьев. Фрагмент с пластинки « Метаморфозы».
М. Равель – Павана, Болеро.
В.А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады».
Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал.
И. Штраус. Танцевальная музыка из оперетт.
И. Кальман. Танцевальная музыка из оперетт.
Легар. Танцевальная музыка из оперетт.
И. Бах. Кантата №2.
Л. Бетховен. «Лунная соната».
Шопен. Мазурка.
Ф. Шопен. Прелюдии.
А. Рубинштейн. Мелодия.
Л. Бетховен. Шестая симфония, 2-я часть.
И. Брамс. Колыбельная.
Ф. Шуберт. «Аве Мария».
Ф. Шуберт. Анданте из квартета.
Ф. Шопен. Ноктюрн соль-минор.
К. Дебюсси. Свет луны.
И. Бах. Итальянский концерт.
Й. Гайдн. Симфония.
Я. Сибелиус. «Финляндия».
И.С. Бах. Концерт ре-минор для скрипки.
И.С. Бах. Кантата №21.
Б. Барток. Соната для фортепиано.
Б. Барток. Квартет №5.
Бруквер. Месса ми-минор.
Л. Бетховен. Опера «Фиделио».
В.А. Моцарт. Опера «Дон Жуан».
Ф. Лист. Венгерская рапсодия №1.
А.И. Хачатурян. Сюита «Маскарад».
Д. Гершвин. «Американец в Париже».
И.С. Бах. Прелюдия и фуга Ми-минор.
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Ф. Шопен. Оратории №28, №1.
Ф. Лист. Венгерская рапсодия №2.
Заключение
Каждый человек стремится к самоуважению. У каждого есть определенное представление о себе как о человеке. У подростка это представление о себе («Я» - образ) только складывается. И если оценка как личности занижена, то он, скорее, может быть подвержен влиянию извне. Его легче уговорить сделать то, что он в глубине души делать не хочет: выпить за компанию, попробовать наркотик, совершить тот или иной асоциальный поступок.
В подростковом возрасте особенно важна помощь со стороны взрослых. Прежде всего, молодому человеку, вступающему в жизнь, нужна поддержка родителей. Однако в большинстве случаев, если амбиции родителей в отношении детей остаются неудовлетворенными, они предоставляют подросткам полную свободу, не вникая в его проблемы, ограничиваясь оскорблениями. Молодой человек постепенно и неосознанно принимает эти определения, включая их в число качеств собственной личности. Эти определения станут блоком, перекрывающим духовное развитие подростка, развитие отношений с окружающими и отношения к себе, формируют различные формы отклоняющего поведения.
Попытки воздействовать на «отклоняющее» поведение подростка лишь словесными методами зачастую малоэффективны и бесполезны. Их нужно увлечь собственным примером, занять какой-либо деятельностью, где они могли бы проявить свой потенциал, что способствовало бы пробуждению их интереса к жизни, положительным переживаниям, обретением жизненных перспектив. И если она станет им действительно интересна, то заставит их мобилизовать резервы личности: найти время для учебы, и для дела по душе. Это может быть спортивная, трудовая, прикладная, музыкальная деятельность.
Актуальность проекта определяется значимостью музыки в жизни подрастающего поколения, ее психотерапевтическими возможностями, изучаемыми в трудах таких ученых как Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, А.С. Брусиловский, В.А. Гиляровский, С.С. Корсаков, И.И. Мамойчук, В.И. Петрушин, Г.Д. Семенова. Исследования названных и других авторов выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно – сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Можно сделать выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество.
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний.
Музыкальная психотерапия (музыкотерапия) является замечательным методом самостоятельной психологической коррекции своего состояния после стрессов: раздражительности, тревожности, чувства неблагополучия, разочарования, излишнего беспокойства и др., и помогаем подрастающему поколению найти себя на перепутье дорог.
Список литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков./В.А. Аверин. – СПб., 1998;
Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать»: Книга для учителя./Ю.П. азаров. – М.: Просвещение, 1985;
Античная музыкальная эстетика. – М., 1960;
Бехтерев В.М. Проблема развития и воспитания человека./В.М. Бехтерев. – СПб.: Алетея, 1999;
Выготский Л.С. Психология искусства./Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 1986;
Григорьева М.Ю. «Я и другие Я»: психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков./М.Ю. Григорьев. – М.: Школьная Пресса, 2011;
Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения./Н.Л. Гродзенская. – М.:Просвещение, 1969;
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе./ Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М., 1989;
Из истории музыкального воспитания./Составитель О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990;
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя./Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984;
Кабалевский Д.Б. Главное – любить музыку./Советская музыка, №6, 1965;
Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание./ Д.Б. Кабалевский. – М.: Знание, 1984;
Кон И.С. Психология ранней юности./И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989;
Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера подростков./А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983;
Петрушин В.И. Музыкальная психология./В.И. Петрушин. – М.: Владос, 1997;
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия./В.И. Петрушин. – М.: Композитор, 1997;
Петрушин С.В. Секреты открытого общения./С.В. Петрушин. – Казань, 2012;
Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура./А.Н. Сохор. – М.: Советский композитор, 1975;
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: избранные труды. Т.1./Б.М. теплов. – М.: Педагогика, 1985;
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)./О.В. Хухлаева. – М.: «Генезис», 2010;
Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология./Сб.: Спутник учителя музыки. – М.,1993.