Теоретические основы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
Содержание:
1. Теоретические основы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением.
2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни.
3. Краткое содержание занятий:
А) Тесты
Б) Тренинги
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Введение
Происходящие в современном обществе изменения в мировоззрении людей актуализируют задачу усиления внимания к той категории детей, которая в силу обстоятельств выпала из сферы активной жизнедеятельности школьных коллективов и оказалась в состоянии социальной изоляции. Эти дети, отнесенные к категории младших подростков с девиантным поведением, требуют целенаправленной воспитательной работы с ними, в силу совокупности негативных факторов, влияющих на развитие и воспитание младших подростков с девиантным поведением: резкое снижение материального положения семей, несбалансированное питание, доступная информация, распространение наркотиков, алкогольных напитков. В связи с этим в современных условиях повышается роль профилактической и коррекционной деятельности социального педагога, предполагающей необходимость формирования у подростков данной группы привычек здорового образа жизни.
Совершенно очевидно, что подобная деятельность приведет не только к улучшению здоровья младших подростков с девиантным поведением, но и к улучшению их жизни в целом. Это особенно важно, так как подростки - это именно тот контингент в составе населения, состояние здоровья которого является "барометром" социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
С этой позиции наиболее важным в отношении формирования привычек здорового образа жизни является младший подростковый возраст. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Таким образом, негативные социальные установки, сформированные в этом возрасте, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь подростка. В то же время напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении младших подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Ситуация усугубляется ростом среди молодежи "саморазрушающего поведения", мягко называемого "вредными привычками": курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Вот почему так необходима и образовательная, и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога и психолога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Социальный педагог, психолог имеют право в пределах своей компетенции контролировать и оценивать ход и результаты реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся, информировать детей и подростков о правилах техники безопасности, заниматься профилактической работой, направленной на компенсацию и преодоление возможных негативных реакций и последствий, оказывающих влияние на жизнь ребенка.
В учреждении образования социальный педагог, психолог входят в состав специалистов социально-психолого-педагогической службы, выполняя, таким образом, в пределах своей компетенции функцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни. А именно: профилактическую работу по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся; формирование навыков здорового образа жизни. Тем не менее, зачастую вопросы привития детям и подросткам привычек здорового образа жизни выпадают из поля зрения социального педагога, психолога.
Отсюда вытекает цель:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Провести эмпирическое исследование направленности младших девиантных подростков на здоровый образ жизни.
- Разработать и реализовать программу формирования у младших подростков-девиантов привычек здорового образа жизни.
Теоретические основы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
Сегодня особенно актуальными становятся вопросы, связанные с социально-психологическим здоровьем детей. Практика убеждает в том, что в современном обществе происходит падение нравственно-моральных ценностей. Жизненные ценности стали измеряться в обществе материально, все меньший процент родителей затрагивают духовную и психологическую сферу воспитания. В связи с большим потоком негативной информации проблемы детей резко актуализируются. И то, что для вчерашнего школьника казалось аморальным, сегодня воспринимается им как норма общественной жизни. Современная ситуация в духовном развитии общества сопровождается такими явлениями, как утрата нравственных ценностей, учащиеся являются объектом социализации, легко принимают те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества, что влечет за собой проблемное поведение учащихся, а также расстройство эмоционального интеллектуального психосоциального развития ребенка. В связи с этим у детей формируется отклоняющее поведение, конфликтность со взрослыми, сверстниками, происходит деформация личности ребенка. Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении , можно использовать следующие методики: диагностика, тренинги, анкетирование, беседы и т.д..
Недавно в нашем обиходе появилось понятие «девиантное поведение». Сегодня же им оперируют широкие круги специалистов- участковые инспекторы, педагоги, психологи, социальные педагоги, социологи и многие другие. Первым вввел в употребление термин "девиантное поведение", который в настоящее время употребляется наравне с термином "отклоняющееся поведение", Я.И. Гилинский.
«Девиантное поведение (англ.Deviation-отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактические сложившимся в этом обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к наказанию, исправлению, лечению или изоляции».
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
1. Это поведение отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2. Это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.
В настоящее время существует несколько подходов к изучению и объяснению девиантного поведению. Ряд исследователей считают , что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации когда нормативный контроль ослабевает возрастает вероятность проявлений девиации.
Таким образом, современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем. Среди таких социальных явлений - массовое обнищание, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа детей, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирующих девиантное поведение, остающихся без надзора взрослых.
Лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых происходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность, вседозволенность, воздействие рекламных роликов, доступность интернета), считаются нормальными или общество относится к ним достаточно толерантно.
Концепция стигматизация (от лат.Stigmata- отметина). Согласно этой концепции, отклонения в поведении является следствием негативной социальной оценки, наклеивания на подростка ярлыка какой-либо девиации (например «двоечник», «врун», «алкоголик») и стремлением исправить его, вылечить или изолировать.
Все эти концепции находят отражение в объяснении причин возникновения феномена девиантного поведения подростков и молодежи в нашем современном обществе. Нестабильность и напряженность социально-экономической сферы на современном этапе развития общества создает сложные условия для процессов социальной адаптации такой сложной возрастной группы, как подростки.
Риск возникновения девиантного поведения наиболее вероятен в младшем подростковом возрасте. Границы этого возраста, как считают Б.Д. Эльконин, Л.С. Выготский определяются годами от 10 до 12 лет. Девиантное поведение в этот период - реакция на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
Патологические ситуационно-личностные реакции, которые по своей сути являются преходящими, обратимыми, могут, тем не менее, в определенных неблагоприятных условиях стать стереотипом поведения и свойством личности. Патологические формы девиантного поведения представляют собой проявление нервно-психических расстройств, стоящих на грани нормы и патологии. Более того, эти нервно-психические расстройства динамичны. В одних случаях они могут совсем исчезнуть, в других, менее благоприятных, - трансформироваться в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим и девиантное поведение может приобретать то патологический, то непатологический характер.
Отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).
Ошибки семейного воспитания ("заласканное детство", "задавленное детство", "загубленное детство", "одинокое детство", "равнодушное детство"); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.
Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относят:
- кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка "гармональная буря" эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
- обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в "конфликте" морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
- стремление заменить отношения с позиции "морали подчинения" на "мораль равенства";
- повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;
- изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие к негативным формам
Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки.
Негативные факторы среды формирования личности подростка, к которым, прежде всего, относят семью и факторы средового воздействия на подростка в процессе его развития (улицы, города, "стаи" и т.д.)
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие девиантного поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.
Особое значение среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения младших подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. Говоря о роли семьи в формировании личности девиантного подростка, следует иметь в виду, как минимум, два основных аспекта этой проблемы: внутрисемейные отношения и тип воспитания.
Влиять на мотивацию девиантного поведения может не только антиобщественная группа, но и вполне благоприятная с позиции права социальная общность, если ее образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует сам престижный в понимании подростка образ жизни этой "эталонной" группы, за которым он может "просто" наблюдать, и уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами может стать мотивом его антиобщественной деятельности.
Существует еще один важный аспект влияния образа жизни малой группы на мотивацию поведения индивидуума. Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. М.А. Алемаскин отмечает, что если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья), он не может воспроизводить в своем поведении образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом многих его поступков может быть защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и, как правило, расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, тогда человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование присущих ему ведущих мотивов.
Игнорирование указанной личностной тенденции к соответствию привычного образа жизни и мотивации поведения нередко является причиной непонимания таких, например, поступков, как побеги из школы, армии, или, наоборот, неэффективности мероприятий включения в общественно полезный образ жизни бродяг.
При коррекции подобного поведения существенную роль социальный педагог должен отводить формированию полезных ЗУНов, так как младший подростковый возраст, несмотря ни на что, является наиболее благоприятным для формирования новых навыков, знаний и умений.
Образ жизни - одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представление об определенном виде жизнедеятельности людей. Под ним понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, норм общения и поведения.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности, то есть на основе его здоровья.
Совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха называют здоровым образом жизни (ЗОЖ). ЗОЖ - это "гармоничное сочетание и оптимальное соответствие разных способов жизнедеятельности людей: производственной, потребительской, культурно-психологической, социально-биологической и др." В нем обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизни человека: социального, психологического, социобиологического.
ЗОЖ обеспечивается развитием тех же систем отношений, в которых проявляется и здоровье, а именно "человек - общество", "человек - природа". Данные системы едины, они взаимосвязаны и отличны друг от друга. Научно-практической основой причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) и значительно меньшем вкладе других факторов: экологических - 20-25%, наследственной предрасположенности - 20%, медицинского обслуживания - 10%.
Здоровый образ жизни - общественная потребность. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, ЗОЖ является способом адаптации человека к нервно-психическим, эмоциональным, информационным и др. перегрузкам, во-вторых, ЗОЖ является средством активизации неспецифических защитных сил организма, то есть средством, повышающим общую сопротивляемость организма всем болезням, в-третьих, концепция ЗОЖ - теоретическое обоснование принципа профилактики.
Таким образом, можно сказать, что здоровый образ жизни, понятие емкое, включающее в себя не только медицинские проблемы, но и социальные: материальное благосостояние, жилищные условия, разумное и полезное использование свободного времени, межличностные отношения, организация труда и отдыха, физическое развитие и воспитание, рациональное питание, борьба с вредными привычками, проблема злоупотребления лекарственными препаратами и др.
Многочисленные исследования показывают, что здоровый образ жизни является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни и является главной детерминантой здоровья.
Поэтому особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди подростков. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности.
Согласно мнению В.М. Амосова и В.М. Аллархведова, младшие подростки наиболее восприимчивы к разным формирующим и обучающим воздействиям. С другой стороны, в этом возрасте уже существует основы для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечение здорового образа жизни. Работа в данном направлении позволит нейтрализовать в последующем, развитие факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек.
Младшие подростки выступают как наиболее перспективная в отношении формирования здорового образа жизни возрастная категория.
Однако общее состояние здоровья подростков ухудшается. За последние 10 лет в 2 раза увеличилось количество подростков, взятых на учет с диагнозом злокачественные образования.
Таким образом, важным в этом возрасте становится формирование у подростков полезных привычек. Но прежде чем говорить о них, необходимо дать определение понятию "привычка".
Привычки формируются в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном "приятного удовольствия".
Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать привычки. полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные - дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания.
Младшие подростки переживают серьезный кризис. Происходит не только перестройка всего организма ребенка, изменяется стиль его мышления, его самооценка. Риск возникновения в этом возрасте девиантного поведения усугубляется. Особую роль в этом может играть социум. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. В задачу воспитателя, имеющего дело с таким подростком, входит оказание ему своевременной помощи - снижение негативных факторов, а также привитие такому подростку полезных жизненных навыков.
Это необходимо, так как в этом возрасте закладывается основа привычек взрослого человека. Поэтому так важно формирование у младших подростков соответствующей структуры потребностей и ценностных установок. Они должны охватывать физическую активность и занятие спортом, рациональное питание, преодоление вредных привычек, гигиену и др. Поэтому организация свободного времени должна содействовать выявлению и развитию способностей младших подростков в процессе жизнедеятельности. Гармоничность развития и полнота выявления способностей, их органичное единство - важная характеристика здорового образа жизни. В рамках здорового образа жизни досуг должен обеспечить подростку восстановление затраченных сил после трудовой или учебной деятельности, выявление имеющихся задатков и способностей, их развитие и гармонизацию.
Пребывание на свежем воздухе и прогулки, как элемент двигательной активности, отдыха и оздоровления, также не выполняются младшими подростками в значительном большинстве. Хронический дефицит двигательной активности у подростков тормозит их нормальное физическое развитие.
Физкультура и спорт должны стать первоочередным и повседневным средством оздоровления, укрепления физического и нервно-психического здоровья всех младшего подростка, средством повышения его жизненного тонуса, выступая, как неотъемлемый элемент его общей культуры, так как осознание младшим подростков различий между ним и сверстниками может привести к развитию у него девиантного поведения.
Немаловажно и рациональное питание. Привычка правильно питаться играет значительную роль в формировании здорового образа жизни младших подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ, направленно их регулирует, тем самым, изменяя течение как физиологических, так и патологических процессов в организме.
Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов.
Большинство младших подростков не имеет необходимых знаний о рациональном питании и не стремится их получить. Организм молодого человека быстро адаптируется как к большим перегрузкам, так и к недогрузкам его систем и органов, и создается иллюзия, что при нарушениях питания не происходит качественных изменений. В этом одна из причин увеличения распространенности избыточной массы тела.
От того, насколько правильно питается человек, зависят иммунобиологические свойства его организма, физическая и умственная деятельность, работоспособность и производительность труда, показатели здоровья, продолжительность жизни.
Во время отдыха от учебы все функции приходят к нормальному состоянию, на фоне которого начинается следующий этап трудовой деятельности. Если отдых недостаточный, то со временем возникает утомление. Умственные и физические перегрузки младшего подростка сопровождаются сначала функциональными изменениями, а впоследствии могут быть болезненными проявлениями со стороны различных органов. Одним из главных факторов профилактики утомления может быть гигиенически обоснованный режим труда и отдыха.
Важно, чтобы младший подросток привыкал организовать виды деятельности (занятия физкультурой, приготовление уроков и т.д.) в соответствии со своими физическими возможностями и чередовал трудовую деятельность с легкой. Смена видов деятельности предотвращает накопление усталости, повышает работоспособность и сохраняет здоровье.
Труд, учеба должны приносить радость, способствовать развитию подростка, реализации его физического и духовного потенциала.
Следует помнить, что здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, так как употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.
Тем не менее, младшие подростки привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением воспринимают вредные привычки как способ самоутверждения, не до конца понимая их последствий. Для того чтобы успешно преодолеть вредные привычки, заниматься профилактикой возникновения необходимо представлять основные механизмы их формирования, далее неминуемо приводящие к патологическим пристрастиям и болезням. Целесообразно подробно рассмотреть пути формирования вредной привычки и последующие развитие болезни Необходимо помнить, что в подростковом возрасте происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма. Пробуждается новые потребности и интересы. Причины формирования пристрастия к табако-курению в молодом возрасте многообразны, но наиболее частыми являются, такие как любопытство, пример взрослых друзей, влияние телевидения, Психическая перестройка идет более болезненно, сопровождается рядом дискомфортных состояний. Подростки отличаются повышенной ранимостью и максимализмом. К окружающим они предъявляют завышенные требования и чрезмерные претензии, а потребности подростка взрослый мир не всегда удовлетворяет. Здоровье человека в значительной мере зависит от него самого. Все социально-экономические преобразования, усилия по совершенствованию медицинской помощи практически будут сведены на нет при неправильном отношении младших подростков к своему здоровью.
Среди подростков распространено ложное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Роль молодых людей в поддержании и укреплении собственного здоровья сегодня минимальна. Формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано само по себе молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима дня, недостаточная физическая активность, стрессы и другие факторы риска "по плечу" молодому организму, что он справится со всеми выпавшими на его долю испытаниями. Однако это далеко не так, и сегодня у молодежи все чаще и чаще отмечаются заболевания, которые раньше были уделом лиц более старшего возраста. Сама мысль о том, что здоровье не растрачивается, остается незыблемым, рождает абсолютно неправомочную самоуспокоенность и наносит вред здоровью молодежи.
Безразличное отношение или негативное отношение младших подростков к профилактике болезней формируется, вследствие, однотипности профилактических рекомендации, далее обусловлено явным непониманием всех последствий и осложнений, возникающих как следствие развития заболеваний. Для того чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым ко всему, мало обладать высоким уровнем образования и культуры, глубокими профессиональными знаниями и навыками, необходимо иметь еще и крепкое здоровье. Без него недостижимо все остальное, поэтому здоровье должно стать для подрастающего поколения одним из приоритетов в шкале социальных ценностей.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять такому возрастному этапу, как подростковый возраст, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, медицинском учреждении, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут "острых ощущений", которые часто приводят к проблемам со здоровьем. Именно поэтому социальному педагогу необходимо вести активную работу по формированию у младших подростков привычек здорового образа жизни.
Особое место в работе психолога и социального педагога с младшими подростками занимает борьба с вредными привычками.
Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.
Основным методом работы психолога и социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы младшие подростки могли выбрать приемлемое занятие.
Разработка и реализация программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни
Нами были разработаны и подобраны цель и задачи; принципы работы, план занятий; краткое описание предлагаемой новой информации; перечень необходимых для занятий форм, методов и материалов для проведения исследования.
Цель программы - формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением.
Для осуществления поставленной цели необходимо разрешить следующие Задачи:
- Выявить уровень знаний младших подростков с девиантным поведением о здоровье и здоровом образе жизни.
- Информировать подростков о важности заботы о собственном здоровье и ведении здорового образа жизни.
- Обучить подростков способам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без нарушения социальных норм и применения стимуляторов.
- Разъяснить младшим с девиантным поведением подросткам принципы здорового образа жизни.
Краткое содержание занятий
Вводная диагностика. Обучающая диагностика: Тест «Какое у тебя здоровье?», Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича, Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская), Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.), Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк)
Вводное занятие. Упражнения, направленные на сплочение и определение ролей учащихся в классе: "Связующая нить", «Молекулы». Знакомство с целями занятий. Принятие правила проведения занятий.
Мои увлечения. 1 занятие. Упражнения, направленные на анализ своих целей, желаний, способностей:«Пожелания», “Коленки”, «20 желаний», «Мой талисман», «Мои достижения». Притча. 2 занятие состоит из защиты проектов учащихся «Мои увлечения»
Что же такое ЗОЖ? 1 час. Упражнения, направленные на актуализацию знаний о здоровье. Презентация теоретического материала – выступление обучающихся с заранее подготовленными информационными сообщениями о составляющих здорового образа жизни. Выполнение работы в группах «Что же такое ЗОЖ?». 2 час. Обучающая психодиагностика «Психогеометрия». Работа в микрогруппах по составлению журнала «Трамплин». Каждая группа оформляет лист по заданному составляющему здорового образа жизни.
Ценности. Представление о ценностях: терминальных, инструментальных; и желаниях, как целей жизни личности, их влиянии поведение. Обучающая и развивающая психодиагностика – упражнение «Ценности».
Вся правда про табакокурение. Ролевая игра в «Устный журнал». Предоставление информации для размышления: об истории возникновении табакокурения, о составляющих сигареты, мифы о курении (о пользе курения), материальная выгода продавцов сигарет (реклама), влияние курения на организма человека (медицинские данные). Демонстрация опыта табакокурильщика.
Умение принимать решение. Информация о правилах принятия персонального и группового решения. Игра «Кораблекрушение». Обсуждение результатов игры. Рекомендации об достижении соглашения в группе.
Говоря наркотикам нет, ты говоришь здоровью да. Причины употребления психоактивных веществ. Анализ наиболее часто встречаемых причин. Развенчание мифов применения психоактивных веществ (упражнение «Мифы»). Определение особенностей состояния зависимого человека через игру «Марионетка». Выработка стратегий уверенного отказа от применения психоактивных веществ «Как сказать «НЕТ»».
Стресс в жизни человека. 1 занятие. Актуализация знаний обучающихся о физической и психологической адаптации. Вводится понятие стресс и определяется значимость стресса для обучающихся. Обучающая диагностика – анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?». Актуализация знаний о способах борьбы со стрессом. 2 занятие. Актуализация знаний учащихся о негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Анализ способов борьбы со стрессом, выделение наиболее приемлемого способа для каждого обучающегося. Практическое применение позитивного настроя на учебную деятельность (упражнение «Позитивное мышление»)
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Стимульный материал
Задание 1
Задания состоят из вопросов, в каждом из которых не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример 1
Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ... ?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание: г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет слово жизнеописание. Поэтому оно должно быть подчеркнуто.
Пример 2
Противоположным к слову отрицательный будет слово ... ?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово положительный.
В этом случае правильным ответом является слово положительный. Оно и подчеркнуто.
1. Начальные буквы имени и отчества называются ...?
а) вензель;
б) инициалы;
в} автограф;
г) индекс;
д) анаграмма.
2. Гуманный — это ...?
а) общественный;
б) человечный;
в) профессиональный;
г) агрессивный;
д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество — это ...?
а) мечта;
б) оценка;
в) мировоззрение;
г) кругозор;
д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и ...?
а) анархия;
б) абсолютизм;
в) народовластие;
г) династия;
д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений — это ...?
а) бионика;
б) химия;
в) селекция;
г) ботаника;
д} физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ... ?
а) абзац;
б) цитата;
в) рубрика;
г) отрывок;
д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это ...?
а) интеллигентность;
б) опытность;
в) эрудиция;
г) талант;
д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это ...?
а) рациональность;
б) пассивность;
в) чуткость;
г) противоречивость;
д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности называется ... ?
а) революцией;
6) постановлением;
в) традицией;
г) кодексом;
д) проектом.
10. Противоположные понятия — лицемерный и ...?
а) искренний;
б) противоречивый;
в) фальшивый;
г) вежливый;
д) решительный.
П. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...?
а) компромиссе;
б) общении;
в) объединении;
г) переговорах;
д) противоречии.
12. Этика — это учение о ...?
а) психике;
б) морали;
в) природе;
г) обществе;
д) искусстве.
13. Противоположные понятия — идентичный и ...?
а) тождественный;
б) единственный;
в) внушительный;
г) различный;
д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это...?
а) закон;
б) эмиграция;
в) воззрение;
г) действие;
д) эмансипация.
15. Оппозиция — это ...?
а) противодействие;
б) согласие;
в) мнение;
г) политика;
д) решение.
16. Цивилизация — это ...?
а) формация;
б) древность;
в) производство;
г) культура;
д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и ...?
а) изобретение;
б) идея;
в) выбор;
г) первенство;
д) руководство.
18. Коалиция — это ...?
а) конкуренция;
б) политика;
в) вражда;
г) разрыв;
д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и ...?
а) человеколюбие;
б) взаимоотношение;
в) вежливость;
г) эгоизм;
д) нравственность.
20. Человека, который скептически относится к прогрессу, называют ...?
а) демократом;
б) радикалом;
в) консерватором;
г) либералом;
д) анархистом.
Задание 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Пример 1 Век — ...
а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс. Правильный ответ: слово столетие. Поэтому это слово надо подчеркнуть.
Пример 2
Прогноз — ...
а) погода; б) донесение; в) предсказание: г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово предсказание. Оно и подчеркнуто.
1. Прогрессивный — ...
а) интеллектуальный;
б) передовой;
в) ловкий;
г) отсталый.
2. Аннулирование — ...
а) подписание;
б) отмена;
в) сообщение;
г) отсрочка.
3. Идеал — ...
а) фантазия;
б) будущее;
в) мудрость;
г) совершенство.
4. Аргумент — ...
а) довод;
б) согласие;
в) спор;
г) фраза.
5. Миф — ...
а) древность;
б) творчество;
в) предание;
г) наука.
6. Аморальный — ...
а) устойчивый;
б) трудный;
в) неприятный;
г) безнравственный.
7. Анализ — ...
а) факты;
б) разбор;
в) критика;
г) умение.
8. Эталон — ...
а) копия;
б) форма;
в) основа;
г) образец.
9. Сферический — ...
а) продолговатый;
б) шаровидный;
в) пустой;
г) объемный.
10. Социальный — ...
а) принятый;
6) свободный;
в) запланированный;
г) общественный.
11. Гравитация — ...
а) притяжение;
б) отталкивание;
в) невесомость;
г) подъем.
12. Сентиментальный — ...
а) поэтический;
б) чувствительный;
в) радостный;
г) странный.
13. Экспорт — ...
а) продажа;
б) товары;
в) вывоз;
г) торговля.
14. Эффективный — ...
а) необходимый;
б) действенный;
в) решительный;
г) особый.
15. Мораль — ...
а) этика;
б) развитие;
в) способности;
г) право.
16. Модифицировать — ...
а) работать;
б) наблюдать;
в) изучать;
г) видоизменять.
17. Радикальный — ...
а) коренной;
б) ответный;
в) последний;
г) отсталый.
18. Негативный — ...
а) неудачный;
б) ложный;
в) отрицательный;
г) неосторожный.
19. Субъективный — ...
а) практический;
б) общественный;
в) личный;
г) скрытый.
20. Аграрный — ...
а) местный;
6) хозяйственный;
в) земельный;
г) крестьянский.
Задание 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых для ответа, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
Пример 1
Песня — композитор; самолет — ...
а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Правильный ответ: конструктор. Поэтому это слово подчеркнуто.
Пример 2
Добро — зло; день — ...
а) солнце; б) ночь: в) неделя; г) среда; д) сутки. Здесь правильным ответом будет слово ночь, поэтому оно подчеркнуто.
1. Глагол — спрягать; существительное — ...
а) изменять;
б) образовывать;
в) употреблять;
г) склонять;
д) писать.
2. Холодно — горячо; движение — ...
а) инерция;
б) покой;
в) молекула;
г) взаимодействие.
3. Колумб — путешественник; землетрясение — ...
а) первооткрыватель;
б) образование гор;
в) извержение;
г) жертвы;
д) природное явление.
4. Слагаемое — сумма; множители — ...
а) разность;
б) делитель;
в) произведение;
г) умножение;
д) число.
5. Рабовладельцы — буржуазия; рабы — ...
а) рабовладельческий строй;
б) ремесленники;
в) крестьяне;
г) наемные рабочие;
д) пленные.
6. Папоротник — спора; сосна — ...
а) шишка;
б) иголка;
в) растение;
г) семя;
д) ель.
7. Стихотворение — поэзия; рассказ — ...
а) книга;
б) писатель;
в) повесть;
г) предложение;
д) проза.
8. Горы — высота; климат — ...
а) рельеф;
6) температура;
в) природа;
г) географическая широта;
д) растительность.
9. Растение — стебель; клетка — ...
а) ядро;
б) хромосома;
в) бачок;
г) фермент;
д) деление.
10. Богатство — бедность; крепостная зависимость —
а) крепостные крестьяне;
б) личная свобода;
в) неравенство;
г) частная собственность;
д) феодальный строй.
11. Старт — финиш; пролог — ...
а) заголовок;
б) введение;
в) кульминация;
г) действие;
д) эпилог.
12. Молния — свет; явление тяготения — ...
а) камень;
б) движение;
в) сила тяжести;
г) вес;
д) Земля.
13. Первобытно-общинный строй — рабовладельческий строй; рабовладельческий строй — ...
а) социализм;
б) капитализм;
в) рабовладельцы;
г) государство;
д) феодализм.
14. Роман — глава; стихотворение — ...
а) поэма;
б) рифма;
в) строфа;
г) ритм;
д) жанр.
15. Тепло — жизнедеятельность; кислород — ...
а) газ;
б) растение;
в) пищеварение;
г) развитие;
д) дыхание.
16. Фигура — треугольник; состояние вещества — ...
а) жидкость;
б) движение;
в) температура;
г) вода;
д) молекула.
17. Роза — цветок; капиталист — ...
а) эксплуатация;
б) рабочие;
в) капитализм;
г) класс;
д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления — осадки; антициклон — ...
а) ясная погода;
б) циклон;
в) климат;
г) влажность;
д) метеослужба.
19. Прямоугольник — плоскость; куб — ...
а) пространство;
б) ребро;
в) высота;
г) треугольник;
д) сторона.
20. Война — смерть; частная собственность — ...
а) феодалы;
б) капитализм;
в) неравенство;
г) рабы;
д) крепостные крестьяне.
21. Числительное — количество; глагол — ...
а) идти;
б) действие;
в) причастие;
г) часть речи;
д) спрягать.
22. Север — юг; осадки — ...
а) пустыня;
б) полюс;
в) дождь;
г) засуха;
д) климат.
23. Диаметр — радиус; окружность — ...
а) дуга;
б) сегмент;
в) отрезок;
г) линия;
д) круг.
24. Эпителий — ткань; аорта — ...
а) сердце;
б) внутренний орган;
в) артерия;
г) вена;
д) кровь.
25. Молоток — забивать; генератор — ...
а) соединить;
6) производить;
в) включать;
г) изменять;
д) нагревать.
Задание 4
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Пример 1
а) тарелка, б) чашка; в) стол: г) кастрюля; д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье — мебель. Поэтому оно подчеркнуто.
Пример 2
а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сипеть: д) бежать. Четыре слова обозначают движение, а слово сидеть — состояние покоя. Поэтому подчеркнуто слово сидеть.
1.
а) приставка;
б) предлог;
в) суффикс;
г) окончание;
д) корень.
2.
а) прямая;
б) ромб;
в) прямоугольник;
г) квадрат;
д) треугольник.
3.
а) барометр,
б) флюгер;
в) термометр;
г) компас;
д) азимут.
4.
а) рабовладелец;
6) раб;
в) крестьянин;
г) рабочий;
д) ремесленник.
5.
а) пословица;
б) стихотворение;
в) поэма;
г) рассказ;
д) повесть.
6.
а) цитоплазма;
б) питание;
в) рост;
г) раздражимость;
д) размножение.
7.
а) дождь;
б) снег;
в) осадки;
г) иней;
д) град.
8.
а) треугольник;
б) отрезок;
в) длина;
г) квадрат;
д) круг.
9.
а) пейзаж;
б) мозаика;
в) икона;
г) фреска;
д) кисть.
10.
а) очерк;
б) роман;
в) рассказ;
г) сюжет;
д) повесть.
11.
а) параллель;
6) карта;
в) меридиан;
г) экватор;
д) полюс.
12.
а) литература;
б) наука;
в) живопись;
г) зодчество;
д) художественное ремесло.
13.
а) длина;
б) метр;
в) масса;
г) объем;
д) скорость.
14.
а) углекислый газ;
б) свет;
в) вода;
г) крахмал;
д) хлорофилл.
15.
а) пролог;
б) кульминация;
в) информация;
г) развязка;
д) эпилог.
16.
а) скорость;
б) колебание;
в) сила;
г) вес;
д) плотность.
17.
а) Куба;
б) Япония;
в) Вьетнам;
г) Великобритания;
д) Исландия.
18.
а) товар;
б) город;
в) ярмарка;
г) натуральное хозяйство;
д) деньги.
19.
а) описание;
б) сравнение;
в) характеристика;
г) сказка;
д) иносказание.
20.
а) аорта;
б) вена;
в) сердце;
г) артерия;
д) капилляр.
Задание 5
Вам предлагаются два слова. Нужно найти третье, определяющее наиболее существенные общие признаки пары слов.
Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов. Пример 1 Ель — сосна.
Правильный ответ: хвойные деревья. Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.
Пример 2 Дождь — град. Правильный ответ: осадки. Это слово и следует написать.
1. Азия — Африка.
2. Ботаника — зоология.
3. Феодализм — капитализм.
4. Сказка— былина.
5. Газ — жидкость.
6. Сердце — артерия.
7. Копенгаген — Манагуа.
8. Атом — молекула.
9. Жиры — белки.
10. Наука — искусство.
11. Стойкость — мужество.
12. Ампер — Вольт.
13. Канал — плотина.
14. Мозаика — икона.
15. Облачность — осадки.
16. Сумма — произведение.
17. Иносказание — описание.
18. Классицизм — реализм.
19. Цунами — ураган
Задание 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое является продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими арифметическими и алгебраическими действиями.
Пример 1 2,4,6,8,10,...
В этом ряду каждое последующее число больше предыдущего на 2. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.
Пример 2 9,7,10,8,11,9,12,...
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.
1.6,9,12,15,18,21,...
2.9,1,7,1,5,1,...
3.2,3,5,6,8,9,...
4.10,12,9,11,8,10,...
5.1,3,6,8,16,18,...
6.3, 4,6,9,13,18,...
7.15,13,16,12,17,11,...
8.1,2,4,8,16,32,...
9.1,2,5,10,17,26,...
10.1,4,9,16,25,36,...
11.1,2,6,16,31,56,...
12.31,24,18,13,9,6,...
13.174,171,57,54,18,15,...
14. 54,19,18,14,6, 9,...
15.301,294,49,44,11,8,...
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
(ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ")
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
Я часто бываю несогласен с людьми да нет
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
Меня немного огорчает моя судьба да нет
Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
Я не способен на грубые шутки да нет
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
Довольно многие люди завидуют мне да нет
Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
Неудачи огорчают меня да нет
Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
Я ругаюсь только со злости да нет
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
Я часто думаю, что жил неправильно да нет
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
В последнее время я стал занудой да нет
В споре я часто повышаю голос да нет
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
Тренинги
"Эмоциональная тропинка"
Цель: создание условий для развития у учащихся способности анализировать свое эмоциональное состояние на различных этапах развития конфликта; демонстрация значимости эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение.
Упражнение "Сюжет". Ребятам показывается набор мимических изображений (два человека в разных эмоциональных состояниях).
Упражнение "Алфавит эмоций". Работа в тетради. Нужно написать названия эмоций и чувств в алфавитном порядке:
Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ»Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности речи.
Заключение
Для детей подросткового возраста в структуру переживаний в периоде дистресса входят внутренне беспокойство, душевный дискомфорт, эмоциональная напряженность с низким порогом агрессивных реакций, различных форм оппозиционного-вызывающего поведения с негативными установками в отношении норм и правил поведения, принятых в окружающей среде. Таким образом, возникает благоприятная ситуация для формирования стойких моделей девиантного поведения детей и подростков.
Список использованной литературы:
Вспомогательное пособие для школьного психолога 2004г
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт,
Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью
Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения
Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога
Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения.
Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка.
Профилактика аддиктивного поведения школьников.
Родионова В., М. Ступницкой «Я и они» – занятия для учащихся 8–9-х классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни
Серый А. В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности
Хухлаева О.В. Психология подростка.
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни.